Конференция Figma о дизайн системах Virtual Schema
16 ноября прошла Figma Schema 2022.Делал заметки по ходу трансляции, чтобы поделиться со всеми кому будет интересно.
//Schema — это конференция Figma, с фокусом на дизайн системы. Эта конференция обычно более хардовая, чем остальные и поэтому мне особенно интересна. В прошлом году я также собирал заметки. Там тоже было много полезного.
И начинаем.
Architecting subcomponents
Nathan Curtis — Consultant at EightShapes.
В этом году не было закрытой части или я пропустил письмо со ссылкой на неё. Конференция началась живо и сразу после открытой части начался самый хардовый и интересный доклад, лично для меня.
Дизайнеры всё больше приближаются к коду, прорабатывают и ограничивают API компонентов. Nathan прошёлся по разным подходам построения компонентов. Задавался вопросом какой подход лучше использовать: слоты, зонирование, метод подмен подкомпонентов или БЭМ. Было приятно слышать упоминание БЭМа на дизайн конференции, которую проводят не только выходцы из Яндекс.Денег :) Ответ — использовать их все и находить более подходящие лично для вашей системы.
Несколько примеров оформления и документирования компонентов:
Дизайн и код должны быть синхронизированы и для этого каждый дизайнер может выбрать подходящий вариант передачи API компонентов в код. Тут пример через псевдокод.
И конечно же документируйте всё. API, как можно и нельзя использовать тот или иной компонент, с чем они взаимодействуют и пр.
Это всё помогает повысить консистентность по всему продукту.
Главное — Learn. Learn. Learn.
Expanding your design system’s sphere of influence and other lessons I’m still learning
Lauren LoPrete — Senior Product Design Manager at Dropbox.
Следующий доклад делал упор на политике внутри компании. Как внедрить дизайн мышление.
Как донести, что вы делаете дизайн систему, а не просто UI kit.
В больших компаниях изменение того, что и так работает — это всегда политика. Нужно понимать с кем важно говорить, понять кто в компании может влиять на продвижение создание дизайн системы.
Если коротко сначала заразите идеей дизайнеров. Через Office hours и другие общие встречи, где вы можете донести ваши идеи. Дальше двигайтесь к менеджерам. Делайте песочницы с драфтами и итерируйте идеи вместе с ними. И уже сформированную идею или несколько, с аргументацией через метрики и советы менеджеров можно нести на C-level. Делайте опросы и проводите звонки One on One, чтобы понять проблемы и как уже помогает текущая дизайн система.
Немного примеров из дизайн системы Dropbox:
Great visual designers usually have strong opinions about border-radius
Кто только начинает внедрять дизайн систему или хочет создать дизайн культуру в компании — обязательно посмотрите видео.
Evolving systems with data and heart
Uber.
Доклад Uber строился вокруг их системы плагинов — Base. Она помогает управлять и отлаживать дизайн систему. Не буду тут особо останавливаться, кто интересуется дизайн системами могли давно про это прочитать. Кто пропустил — подробнее на блоге компании (для России нужен VPN). Но презентация конечно очень красивая.
Выделю, что снова делают акцент на интервью One on One с теми, кто использует дизайн систему и опросах. Uber очень большой. Очень. Поэтому они очень круто закапываются в аналитику использования из дизайн системы. Собрал скринов:
И немного советов.
Navigating complex system updates
Gonzalo Vasquez — Product Designer at Zalando
Leonie Proske — Product Designer at Zalando
К моменту доклада я уже знал Zalando, но даже не думал что они такие большие. У них 200+ дизайнеров, поддержка более 50 команд и более 140 000 вставок компонентов в неделю (more than 140k component inserts per week). Поэтому изменение даже одного core компонента может поломать работу большого количества людей в компании.
Снова упор, на важности Office hours и чётком донесении ваших идей и синхронизаций между командами. Чтобы понимать как использовать компоненты собираются гайды.
В очень короткие сроки ребятам нужно было оптимизировать дизайн систему, для соответствия новым правилам доступности интерфейсов в ЕС. Это затронуло очень большое количество компонентов и попутно дало хороший опыт.
Очень полезный скрин, как устроен процесс новых итераций:
Как только ребята закончили оптимизацию доступности, возникли новые вопросы.
Multidimensional design systems
Из этого доклада я запомнил только опыт работы спикера — 20 лет. Вау.
Rolling out design tokens to a branded house with 18+ products
Deborah Lindberg — Lead Product Designer at Atlassian
Lewis Healey — Senior Product Designer, Design Systems at Atlassian
У Atlassian в прошлом году был один из самых интересных докладов. Да и в целом их подход к построению дизайн системы мне очень близок. Именно дизайн системы, Jira всё также — боль.
Рассказали как они создают и внедряют дизайн токены для более 18 продуктов, которые должны выглядеть и ощущаться одинаково. Поговорили о том, как создавали эти токены и о проблемах с которыми столкнулись. Показали Figma плагин, который позволяет 500+ дизайнерам ускорять рабочий процесс и сохранять их рабочее время.
THE SYSTEM IS ONLY AS GOOD AS ITS ADOPTION
Изменения такой огромной системы очень болезненны и занимают много времени.
Немного скринов про переход к системе дизайн токенов и как они меняются в разных темах:
И снова про синхронизацию дизайна и кода.
Советую глянуть видео и закопаться в детали. Много интересного. И ещё, ребята поделились публичным FigJam файлом с подробностями.
Посыл всей конференции — переход от старой системы или легаси к новой это не прямая линия, а огромное количество итераций. Главное понимать к чему вы идёте.
Ребята из Figma выложили записи докладов и с оффлайн конференций в Токио и Нью-Йорке. Вот несколько из них:
- Creating DoorDash’s native mobile design system - Camden Asay, Matthew Burg, Will Hou, Ayanna Kosoko
- Designing a community-driven design systems roadmap - Jules Forrest
- Rebranding, or the subtle art of juggling new and legacy design systems - Qonto team
- Building an open source design system for the many - Ahcène Amrouz, Antoine Puig
- [ENG SUB] Workflows for building design systems in Figma at Yahoo - Mr. Takanori Hirohashi
- Speaker Panel Q&A
- Все доклады
—
Пишу про UX, фронтенд, разное из мира финтеха и екома в своём телеграм-канале @io_parlo. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые заметки.