{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

ТОП-10 методов тестирования юзабилити: когда и что мы применяем

Рано или поздно любой UX-дизайнер сталкивается с такой прекрасной вещью, как тестирование. Моделей юзабилити-тестирований существует великое множество — их выбор напрямую зависит от этапа развития продукта, условий его функционирования, оцениваемых параметров и располагаемых ресурсов. Этот момент я раскрою подробнее, но для начала давайте разберёмся, что же такое “юзабилити-тестирование” и для чего оно проводится.

Просторы интернета чаще всего пестрят следующим понятием:

Проверка эргономичности (юзабилити-тестирование, англ. Usability testing) — исследование, выполняемое с целью определения, удобен ли некоторый искусственный объект (такой, как веб-страница, пользовательский интерфейс или устройство) для его предполагаемого применения.

Говоря простым языком, юзабилити-тестирование — процесс проверки удобства интерфейса. Чаще всего на этом определение и заканчивается, но я бы не оставляла его столь скромным. Стоит расширить, что это процесс исследования интуитивной понятности, логичности и удобства интерфейса. Он помогает нам выявить наличие проблем и их частотность, подсветить точки роста продукта. К UX-тестированию привлекаются потенциальные пользователи продукта, что позволяет лучше познакомиться с их потребностями, изучить поведение и понять, насколько концепция продукта подходит ментальной модели юзера. В идеале этот процесс непрерывен.

50% времени в продуктовых компаниях тратится на доработки, которые возможно избежать. Исправление ошибки после разработки стоит в 100 раз дороже, чем её корректировка на предыдущих этапах.

Глобально UX-тестирования разделяют по характеру на:

  • Качественные — показывают наличие проблем. Мы берём небольшое количество пользователей, с которыми общаемся напрямую. Здесь мы получаем инсайты и озарения, ответы на вопросы “почему” и объяснения действий. Результаты качественных тестирований обычно служат гипотезами количественных, где подтверждаются или опровергаются.
  • Количественные — показывают частотность проблем. Мы не углубляемся в проблему, не задаём открытые вопросы, а смотрим, какая часть пользователей соответствует нашей гипотезе. Пример — опросы, в ходе которых мы получаем измеримый результат. Чаще всего используются для подтверждения идей, полученных в ходе качественного тестирования.

Эти два вида тестирований отлично работают в паре: качественным исследованием мы получаем гипотезу, которую опровергаем или подтверждаем результатами количественного.

Второй принцип разделения тестирований на:

  • Поведенческие — показывают нам действия пользователей, отвечая на вопрос
  • Отношенческие — показывают их мысли и ощущения, отвечая на вопрос "Что люди делают?"

Далеко не всегда мы можем провести четкую грань между поведенческими и отношенческими методами исследований и не всегда метод является чисто отношенческим или, наоборот, поведенческим.

Координаты с характеристиками методов

И третий принцип разделения — по степени участия продукта:

  • С использованием продукта
  • С использованием продукта по заранее созданным сценариям
  • Без участия продукта
  • Смешанные

Существуют разделения по наличию модератора на:

Модерируемое — тестирование проводит специалист

Немодерируемое — тестирование с помощью платформ и сервисов

По местоположению участников на:

Онлайн — действия по сети

Оффлайн — участники находятся в одном помещении

По целям на:

Эксплораторное (тестирование концепции) — выясняем общую понятность интерфейса для пользователей.

Проверочное — ищем проблемные места по конкретным критериям

Сравнительное — сравниваем продукт с его старыми версиями или конкурентными интерфейсами.

Все эти виды тестирований являются составляющими ранее описанных группировок.

Давайте разделим процесс работы над продуктом на три этапа:

  1. Планирование
  2. Разработка
  3. Релиз и работа с готовым продуктом

И поговорим подробнее про модели тестирований.

1. Проверка концепции

Применение: на этапе планирования, когда у нас нет готового продукта, а есть лишь гипотезы, которые необходимо подтвердить для дальнейших действий.

Проверяем, насколько наш продукт актуален для потребителей и соответствует ли он требованиям рынка, выделяя его ключевые характеристики.

2. Сортировка карточек

Применение: при работе над информационной архитектурой продукта на этапе планирования или уже после его релиза.

Респонденты получают карточки с информационными данными, которыми необходимо наполнить сайт или приложение, и разбивают их на группы. Иногда названия для групп уже имеются — в данному случае карточная сортировка именуется “закрытой”. При применении “открытой” сортировки респонденты должны придумать названия групп самостоятельно. Таким образом мы отслеживаем когнитивную модель восприятия информации пользователями.

3. Первичный опрос или фокус-группа

Применение: на ранних этапах планирования и разработки для погружения в предметную область

Мы собираем небольшую группу респондентов и общаемся с ними на тему задач, которые необходимо решить продуктом, выслушиваем их мнения и улавливаем эмоции. Опрос не должен превращаться в интервью. Обсуждение может проходить группой. Возможен автоматизированный сбор информации.

4. Интервью

Применение: на любом этапе с целью обсуждения концепции, оценки юзабилити на кликабельных прототипах или готовом продукте, выявления пользовательских потребностей и болей и др.

Все интервью проходят в индивидуальном порядке — здесь важно добраться до истинных эмоций пользователя. Есть разные виды интервью в зависимости от этапа работы, располагаемых ресурсов и целей. Перед разработкой самого продукта или внедрением новых фичей в уже имеющийся, после получения результатов, вёрстки на тестовом стенде или создании кликабельных прототипов — мы бежим к пользователям. Интервью актуально всегда в той или иной степени.

5. Древовидное тестирование

Применение: чаще всего этап планирования для оценивания наработок по информационной архитектуре и решении спорных моментов навигации

Мы провели сортировку карточек и разобрались с информационной архитектурой — теперь необходимо проверить, насколько она прозрачна и логична для пользователя. Респондентам предоставляется текстовая версия структуры продукта, которая представляет собой древо. Перед ними ставится задача по нахождению определенного блока, по решениям которой отслеживаем распределение кликов и, соответственно, делаем выводы о тестируемой структуре.

6. Модерируемое юзабилити-тестирование

Применение: на этап разработки, если тестируем продукт на кликабельных прототипах или тестовых стендах (что значительно снижает затраты) или же после релиза работаем над готовым продуктом и оцениваем его юзабилити

Можно отнести этот метод к одному из вариантов интервью, но всё же опишу его отдельно. Респонденту доводится легенда и предлагается решить определенную задачу, используя интерфейс продукта. Модератор внимательно наблюдает за действиями и эмоциями пользователя. Здесь важно всё от мимики до тембра голоса.

7. A/B-тестирование

Применение: при работе с готовым продуктом и возникновении спорных моментов в интерфейсе

У нас есть готовый продукт и есть гипотеза, по которой при смене, например, цвета кнопки будет повышение конверсии. Мы создаём вариант интерфейса с разницей лишь в цвете той самой кнопки и показываем его случайным образом определенной части аудитории. Сравниваем результаты и делаем выводы.

8. Опрос-перехват

Применение: на готовом продукте при желании получить оценку чего-либо и собрать обратную связь

Довольно популярный метод количественного исследования, когда мы проводим опрос пользователей после их определенных действий. Часто замечаю его у Ozon seller после обновлений.

9. Эвристическая оценка или экспертный обзор

Применение: показываем экспертам прототипы или вайрфреймы на этапе разработки

Длимся интерфейсами и дизайн-решениями с экспертами предметной области и получаем от них обратную связь. Актуально как на ранних этапах развития, так и при решении спорных моментов в уже реализованном продукте.

10. Немодерируемое юзабилити-тестирование

Применение: на этапе разработки с использованием прототипов, вайрфреймов или тестовых стендов, после релиза улучшаем готовый продукт

Респонденты решают поставленные задачи с помощью продукта, что фиксируется исследовательским инструментом (от простой записи экрана до установленных ПО) . Автоматизированный вариант метода под номером 6.

Мы разобрали лишь малую часть большой и важной темы оценки юзабилити интерфейса. Существует целый ряд разнообразных методов и моделей исследований на каждый этап работы с продуктом. Для получения максимально объективных выводов важно не промахнуться с подбором респондентов, сделать правильный выбор метода, разобраться с критериями оценки результатов и метриками, но самое главное — настроить непрерывный сбор и своевременную обработку информационных данных. Решения, найденные в ходе грамотно проведённых тестирований, стоят вложенных в себя ресурсов.

0
3 комментария
Михаил Хананашвили

Фокус-группы хороши для погружения в предметную область, показывать интерфейс - несколько не корректно, да и можно накосячить
Ну и Эвристическая оценка - это оценка по эвристикам, а экспертная оценка проф специалистами хороша для понимания логики работы интерфейса (достаточность функциональности), но никак не удобства.

Ну и ещё немного подушню: юзабилити - степень удобства, эргономика тоже есть там, но под этим определением чаще скрывается взаимодействием с физическими объектами

А так, в целом, гуд для новичков

Ответить
Развернуть ветку
Arina Kulishina
Автор

Вот за фокус-группы спасибище - в "применение" вставлен блок из предыдущего метода :( Их используем на первых этапах, когда действительно погружаемся в предметную область.
В остальном тоже всё верно подмечено, согласна

Ответить
Развернуть ветку
Петр Громов

неплохие методы, но соглашусь с комментарием выше, фокус группа тут не совсем подходит

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда