Командная инициатива Design Crit как Delivery-процесс: как критиковать, чтобы улучшить продукт

Всем привет! Меня зовут Евгений Скакунов, я — продуктовый дизайнер в компании Quadcode. Сегодня я расскажу, как мы с командой создали, ввели и уже провели более 50 Design Crit сессий, как это повлияло на процесс создания продукта (спойлер: положительно), и как дизайнеры (и не только) научились получать и давать критическую обратную связь.

Командная инициатива Design Crit как Delivery-процесс: как критиковать, чтобы улучшить продукт

Затронем следующие моменты:

  • Как процессы отдельной команды (дизайн-команды) могут повлиять на продукт в целом.
  • Как привлекать к решению дизайн задач разных специалистов.
  • Как дизайнеру перестать бояться получать обратную связь и делать это с удовольствием и пользой для всех.
  • Бонус: Методичка по проведению Design Crit.

Что такое Design Crit сессии? Как процессы отдельной команды могут повлиять на продукт в целом

В компании Quadcode дизайн-команда является частью продуктовой ветки. За последний год мы провели множество улучшений внутри нашего дизайн-отдела, а также сфокусировались на развитии команды в целом и отдельных дизайнеров в частности.

Что мы сделали? В первую очередь выстроили новую структуру команды (объединили всех дизайнеров в одну дизайн-команду и разделили их на контексты), ввели новые командные метрики, запустили ряд инициатив для улучшения процессов. Одной из таких инициатив стало внедрение и проведение Design Crit сессий.

Design Crit — это собрание для сбора обратной связи, поиска решений, предложения новых и пересмотр старых гипотез. Здесь можно синхронизироваться по текущим проблемам/задачам, стоящим перед продуктовыми дизайнерами/другими командами, и получить конструктивную критику и помощь от коллег.

С чего мы начали? Требовалось организовать процесс сбора обратной связи по дизайн-макетам, чтобы дизайнер развивал навык презентации своей работы, не боялся сталкиваться с различными точками зрения и научился улучшать свои UX/UI-решения на основе полученной критики. Это и стало нашей отправной точкой.

Нам удалось создать собрание, на котором дизайнер может не только пересматривать и улучшать дизайн, но и влиять на развитие фичи вместе с Product Owner/Product Manager/и т. д. Ведь на основе собранной обратной связи могут появиться и закрепиться дополнительные решения. Такие сессии позволяют дизайнеру или любому другому специалисту проявить дополнительную активность и предоставить свою экспертизу.

Мы перевели Design Crit собрания в открытый формат, т. е. собрание сфокусировалось не только на потребностях нашей команды, но и на улучшении взаимодействия других команд с дизайн-командой. Мы начали привлекать разные уровни сотрудников, которые работали над фичей и имели необходимые компетенции для решения возникающих сложностей. Таким образом, мы создали дополнительную точку для синхронизации различных специалистов в момент, когда решения все еще могут быть пересмотрены и улучшены, и, самое главное, когда это все еще дешево для бизнеса.

Приходя на собрание как выступающий, дизайнер может рассчитывать на объективную критику и новые идеи от коллег дизайнеров, разработчиков, тестировщиков, аналитиков и менеджеров, чтобы прояснить все необходимые моменты при разработке дизайна. За последний год было проведено более 50 встреч. В среднем на собрании присутствует 8-10 сотрудников, а запись встречи может посмотреть любой желающий.

Как привлекать к решению дизайн задач разных специалистов?

Нужно понимать, что в процессе разработки фичи, как правило, и так ставится достаточно встреч. И целью стояло сделать не просто еще одну регулярную встречу для синхронизации, а создать такое собрание, которое будет полезно для бизнеса и будет являться для дизайнера дополнительной возможностью в решении стоящих перед ним задач.

Перед собранием, я всегда спрашиваю у дизайнера, кого ему необходимо целенаправленно пригласить в качестве эксперта для консультации по задаче. Чаще всего это Feature Owner — человек, отвечающий за реализацию и имеющий наиболее широкое видение. Мы были приятно удивлены, что разработчики, тестировщики и аналитики тоже хотят влиять на дизайн решения. И это было именно то собрание, где можно собрать обратную связь со всех сразу, получить свежие, а иногда и неожиданные решения. Дизайнер может просто не иметь нужной экспертизы в смежных областях, и активное привлечение других команд становится мощным стимулом к улучшению дизайн-решений.

В чем ценность Design Crit сессий? Они показывают и закрепляют тот факт, что каждый член команды может внести свою идею, которая приведет к улучшению продукта. Это и происходит на наших собраниях. Как правило, разработчиков мало спрашивают об их мнении о фиче, кроме технической оценки. Тестировщики и аналитики редко участвуют в проработке дизайна напрямую. Во всяком случае, так иногда складывается в крупных компаниях. Нужно не забывать создавать условия, в которых каждый может влиять и дополнять продуктовые решения. В нашем случае с этим отлично справляется Design Crit.

Как дизайнеру перестать бояться получать обратную связь и делать это с удовольствием и пользой для всех

Первое, что случается с дизайнером (и с другими тоже), когда критикуют его работу, – это желание оправдать свои решения. Это происходит, когда дизайнер не развивает свою коммуникабельность (как часть soft skills), или же когда критикующий дает необъективную или неконструктивную обратную связь в отношении дизайн-задачи. Так или иначе, критику нужно учиться принимать и уметь с ней работать. Именно это закладывается в основу нашей инициативы и является мощным инструментом для развития дизайнера и продукта, над которым он работает. Ниже я подробнее расскажу о методике взаимодействия критика и выступающего и поделюсь примерами.

Так как же стать смелым и устойчивым к любой критике дизайнером (и не только)? В первую очередь нужно создать гармоничные условия и профессиональную атмосферу. Люди могут часто желать высказаться о чужом труде, просто потому что у них есть в этом релевантный опыт. Но многие не выскажутся, так как есть мнение, что человека это может задеть. Обратимся к особенно распространенному мнению о творческой натуре всех дизайнеров и их вечному желанию противостоять «неуместным» желаниям заказчиков, которые якобы совершенно не разбираются в UX/UI.

К счастью, имею честь развенчать этот миф. На основе наработанного опыта и проведении множества Design Crit сессий, уверенно говорю: одним из признаков сильного дизайнера является то, что он с удовольствием принимает критику. И даже будет спрашивать мнение у всех, до кого сможет дойти, потому что знает и умеет работать с этой критикой.

Кроме очевидного вывода, что это дает принять более взвешенное решение при работе с интерфейсом и графикой, это еще и отлично развивает навыки дизайнера в коммуникации, укрепляет его в глазах команд, как заинтересованного в успешной реализации и доведении задачи до лучшего результата. Поэтому не нужно избегать такой возможности, и я рекомендую любой команде внедрять практику Design Crit сессий. Ведь в действительности, это может применяться в любых командах. Все мы делаем свою часть работы, и все мы находимся в постоянном поиске оптимальных решений.

Бонус: методичка по проведению Design Crit

Если вы еще не имеете подобный процесс у себя или просто хотите сравнить свой опыт с тем, что используется в нашей компании, то вот вам методическое пособие по Design Crit.

С чего начать?

Design Crit используется для оценки дизайна и предоставления обратной связи о том, соответствуют ли дизайн-решения бизнес-целям и потребностям пользователей. Конструктивная критика позволяет развивать сотрудничество внутри и между командами и способствует формированию позитивной командной культуры для улучшения дизайнерских идей.

Одно из базовых условий проведения таких сессий — это имеющаяся необходимость в них у дизайнера в данный момент. Убедитесь, что ваши дизайнеры (или другие сотрудники) достаточно осведомлены о формате и профессионально подготовлены к тому, чтобы презентовать свою работу.

Это должно быть не внешним обязательством, а инструментом для самого дизайнера: усилить свои решения. Но при этом я рекомендую закрепить периодичность и всячески мотивировать людей приходить, даже если они до этого публично не выступали. Опыт проведения Design Crit сессий говорит, что даже большинство интровертов потом скажет: это было полезно и совсем не страшно, я приду еще.

Итак, выделим следующие шаги, чтобы начать:

  • Оповестите дизайн и все продуктовые команды о внедрении Design Crit. Расскажите о целях и пользе этого мероприятия для продукта и сотрудников. Это позволит вам продемонстрировать, что это общая инициатива, и наверняка даст мотивацию более ответственно подойти к организации таких собраний.
  • Определите периодичность и удобное для большинства время (например, минимум 1 раз в неделю по 45 минут).
  • Выберите формат. Презентация + сбор обратной связи (10-15 минут презентация, 30 минут сбор обратной связи).
  • Занесите собрание в Google Calendar, создайте отдельный канал/чат в корпоративном мессенджере и пригласите всю команду туда. Это ваши инструменты, чтобы контролировать посещаемость и оповещать всех участников.

Вы великолепны и готовы к проведению собрания!

Как проводить?

Подобное собрание не обойдется без фасилитатора и, к счастью, вы читаете эту статью, вооружаясь новыми знаниями. Итак, рецепт успешного Design Crit состоит из следующего:

  • Заранее сделайте оповещение о теме предстоящего Design Crit. Огласите тему/задачу. Напишите о выступающем и о приглашенных экспертах. Не забудьте упомянуть, что рады всем, и собрание открыто для всех. Да, что там! Вы же дизайнер! Можете сделать универсальный шаблон с афишей, который будет меняться в зависимости от деталей выступления.
  • Заранее разошлите приглашение основным участникам на электронную почту. Так они точно не пропустят его. Плюс у них будет ссылка для подключения онлайн.
  • Собрание можно проводить онлайн, или совмещать онлайн/офлайн. Таким образом будет соблюдаться гибкость, а вероятность большего числа участников сессии возрастет.
  • После сбора основных участников, откройте собрание вступительным словом и представлением сегодняшнего выступающего. Запустите запись собрания для последующего просмотра теми, кто не смог на него попасть, или для отчетности/возможности вернуться к записи выступающего.
  • Дайте дизайнеру возможность презентовать свое текущее решение, после чего приступайте к сбору обратной связи. Пусть каждый, кто хочет, по очереди предлагает свои идеи по улучшению, задает вопросы и выносит гипотезы. Ваша задача — контролировать коммуникацию и регулировать ход встречи.
  • Подведите итоги встречи. Спросите у выступающего все ли вопросы, которые были в задаче, озвучены и обсуждены. Поблагодарите участников и закройте собрание.

Как выступать?

Собрание организовывается для того, чтобы быть полезным в решении задачи. Сфокусируйте себя и команду на стоящей перед вами задачей, а не на критике.

  • Часть для разбора должна быть небольшой. Это связано в первую очередь с оптимизацией процесса. Постарайтесь заранее выделить ключевые моменты в интерфейсе/дизайне, которые бы вы хотели обсудить. Так вы сможете более внятно объяснить, где вы находитесь и куда движетесь в своих решениях. При необходимости у вас уточнят глобальное видение и требования.
  • Показывайте работу в прогрессе. Ваша основная цель — внести правки в процессе работы над фичей, чтобы принять лучшее решение, а не делать обзор результатов своей работы.
  • Обращайтесь за помощью к приглашенным экспертам. Если возникают вопросы, на которые вы не можете ответить, самое время уточнить спорные моменты у коллег.
  • Направляйте фокус на наиболее проблемные места – где вы считаете, что можно решить задачу разными путями и хотите выбрать лучший. Кроме того, хороший фасилитатор также будет помогать вам с этим, обращайтесь к нему.
  • После сбора обратной связи не забывайте благодарить коллег. И помните, вы сами решаете какие новые идеи использовать, ведь решение о правках или редизайне всегда остается за вами, как за ответственным за задачу.

Правила участия в Design Crit

  • Проявляйте профессионализм и уважение: все делают работу, используя те знания, которые у них есть на данный момент.
  • Обсуждайте только дизайн и контент. Никогда не выносите на обсуждение навыки или личные качества человека, который предоставляет решение.
  • Критикуйте конструктивно: говорить «пользователю это будет непонятно» — бесполезно. Лучшая обратная связь подкрепляется экспертизой, результатами исследований, и выражается конкретным описанием кейса или решения.
  • Никто не должен оправдываться за принятые ранее решения. Дизайнер может столкнуться с ситуацией, когда он находится в цепочке неправильно принятых третьими лицами решений. Проблемы могут быть историческими, даже не связанными напрямую с текущей задачей или командой. Оставайтесь объективными и поддерживайте атмосферу сотрудничества.

Какие можно сделать выводы?

Критика будет полезна для всех участников процесса. Она дает возможность шире посмотреть на стоящие задачи и, при правильной организации, может стать мощным инструментом в решении задач, став неотъемлемой частью Delivery-процесса.

В заключение закрепим разницу между бытовым критицизмом и профессиональной критикой:

  • Критицизм выносит суждения – Критика ставит вопросы
  • Критицизм находит недостатки – Критика открывает возможности
  • Критицизм носит личный характер – Критика объективна
  • Критицизм расплывчат – Критика конкретна
  • Критицизм разрушает – Критика накапливает опыт
  • Критицизм эгоцентричен – Критика альтруистична
  • Критицизм враждебен – Критика действует на сотрудничество
  • Критицизм унижает – Критика улучшает дизайн

На этом у меня все. Если у вас возникли какие-либо вопросы, буду рад ответить в комментариях!

Мои контакты:

Дополнительные материалы по теме

33
9 комментариев

Спасибо, за мнение Вадим!
Из чего состоят компетенции хорошего дизайнера? Дизайнер это командный игрок, а не просто единица исполнения сверху-вниз. В методике проведения Design Crit указано, что дизайнер сам, по своей необходимости инициирует собрание, когда ему требуется помощь. Обратите внимание, когда будете внедрять у себя.

В случае, если вы работаете с "некомпетентными людьми". (я надеюсь вы говорили не про свою команду) вы можете на это влиять. Задача фасилитатора привлекать экспертов для решения задачи. Это так же описано в методике.

Расскажите, как устроена работа Дизайн команды у вас?

1
Ответить

Говорите побольше критики для дизайнера ) Сказать по правде, вы занимаетесь ерундой. Вы мало, что просаживаете продуктивное время дизайнера , еще и тратите это же продуктивное время своих коллег. Сколько людей столько мнений. Чем больше не компетентных людей, тем более абсурдные звучат идеи, предложения, видения, вопросы, замечания и т.д. Эффективнее нанять дизайнера с действительно хорошим опытом, а не создавать подобные шабаши. И отвечу как вы, поверьте, клиенты будут довольны, проверено на практике годами

Ответить

Спасибо, за мнение Вадим!
Из чего состоят компетенции хорошего дизайнера? Дизайнер это командный игрок, а не просто единица исполнения сверху-вниз. В методике проведения Design Crit указано, что дизайнер сам, по своей необходимости инициирует собрание, когда ему требуется помощь. Обратите внимание, когда будете внедрять у себя.

В случае, если вы работаете с "некомпетентными людьми". (я надеюсь вы говорили не про свою команду) вы можете на это влиять. Задача фасилитатора привлекать экспертов для решения задачи. Это так же описано в методике.

Расскажите, как устроена работа Дизайн команды у вас?

2
Ответить

Круто!

Ответить