Кое-что о конфликтах с клиентами

Для начала скажу, что своих клиентов я очень уважаю — именно благодаря этим прекрасным людям, нам удалось реализовать красивейшие объекты, которые, надеюсь, останутся в истории ДПИ.

Поясню. Мы делаем объекты декоративно-прикладного искусства — архитектурную керамику ручной работы. Это камины, печи, фасады, керамические барельефы и панно — в общем, подробнее я писала об этом в своих прошлых материалах.

Второй мой тезис будет о том, что клиент не всегда прав, несмотря на то, что об этом думает Гарри Гордон Селфридж, царство ему небесное, а также специалисты по продажам. Думаю, что любой человек, работающий с заказчиками согласится с этим тезисом, особенно, в условиях российских реалий, в которых широта души наших граждан часто не знает поведенческой меры.

Добавлю также, что клиентом человек становится после оплаты, а до того момента — он лишь потенциальный клиент. Но и после оплаты, ничто не мешает расторгнуть договор и вернуть деньги, чтобы клиент совсем перестал быть клиентом.

К слову, у меня было целых два таких эпизода за 8 лет работы нашей мастерской. А за последний эпизод мы получили даже дизлайк в рейтинге Яндекса, который я восприняла весьма позитивно, ибо формулировка в отзыве была превосходная: «надменность и высокомерие». 😂

Так вот. Основные конфликты возникают на стадии проектирования, когда утверждаются эскизы будущего объекта. После утверждения эскизов и оплаты, конфликты практически никогда не случаются, ибо мы все нюансы оговариваем на берегу. Хотя пару раз возникали проблемы с утверждением цветов в материале, но мы их решали вполне мирно.

Но на стадии проектирования...О, тут бывают настоящие битвы!

Мы все знаем, что есть несколько областей человеческой деятельности, в которых разбираются «не только лишь все»: воспитание детей, вирусология (привет, пандемии), теперь вот еще военная наука, политика, само собой. Ну и конечно, искусство и дизайн. В этом особенно хорошо, как вы понимаете, разбираются женщины. Хотя и мужчины встречаются среди "специалистов".

И нет, речь не идет о вкусах, о которых конечно же не спорят. Вы можете любить русский стиль, а можете предпочитать классицизм или модный нонче фьюжн. Вы можете предпочитать светлые пастельные оттенки или насыщенные яркие. Вот это и есть ваш вкус.

Но вы не можете спорить со специалистом о таких вопросах как композиция, архитектура, ритм, пластика и т.д. Это не имеет отношение к вкусам, это —законы, благодаря которым достигается гармония. А гармония это понятие универсальное, просто потому, что базируется она на физиологии человека, которая у всех нас одинаковая.

Здесь уместно будет упомянуть восприятие голоса — мы всегда слышим хороший голос, вне зависимости от нашей расы, культуры, вероисповедания и прочих несущественных наслоений. Потому что это тоже коррелирует с нашей физиологией — у нас у всех уши одинаково устроены и слышим мы в +/- одном диапазоне.

В изобразительных искусствах происходит все ровно на тех же принципах, особенно, это касается ДПИ, где работа будет с человеком долгое время, она будет жить в его доме на правах, равных с хозяином. И коль скоро эта работа крупная (а камин это весьма крупная вещь), доминирующая (керамика всегда перетягивает на себя внимание своей оптической глубиной и объемом), дорогостоящая (это объективно дорого), то следует довериться профессионалу, а не тратить время и силы на бессмысленные препирания в области, в которой ты не являешься специалистом, где ты не получал профильное образование и не знаком с основами. Люди учатся своей работе много лет, а потом еще долго полируют свои знания на практике.

О себе я могу сказать лишь, что внимательно слушаю клиента, обращаю внимание на детали, оцениваю его бэкграунд: насмотренность, образование, вкусы. Поэтому часто с первого проекта попадаю в то, что требуется. И по этой же причине я не очень люблю сотрудничать с дизайнерами интерьера — для меня это лишнее звено со своими собственными когнитивными искажениями и часто без малейшего представления о технологических аспектах нашей отрасли.

Но бывают и тяжелые случаи, когда приходится делать по 4-7 проектов — чаще всего это происходит, когда люди присылают в качестве референсов совсем не то, что хотят получить в итоге.

Учитывая, что все мои проекты бесплатные, радости это не приносит. И на третьем варианте, я обычно говорю, что всё, теперь уже за деньги — оплачивайте эскизирование и будем работать дальше.

Были даже ситуации, когда человек всячески демонстрировал готовность к сотрудничеству, и я даже сделала ему коллажи для декорирования его квартиры — тут уже только за деньги, ибо это совсем не наш профиль. А по итогу — 21 проект и несостоявшийся договор, потому что в какой-то момент я просто отказалась от дальнейшей работы.

Но зато плюсом стало то, что по этим проектам получилось два реализованных объекта для других заказчиков. Так что, всё не зря и не пропало даром.

В общем, что я хочу сказать своим постом: доверяйте тем, кто для вас работает. Особенно если вы пришли к этим людям под впечатлением от их вещей, потому что самые выдающиеся произведения получаются именно тогда, когда ты даешь художнику определенную волю.

И если вы впечатлились, если вы хотите, чтобы ваше изделие вас восхищало и радовало, то не стоит с упорством маньяка продавливать свою точку зрения, особенно, если вы являетесь специалистом в совершенно другой области.

И вот тогда не будет никаких конфликтов, а жизнь наполнится красотой и благолепием. ❤

22
Начать дискуссию