Имя, Псевдоним, Компания… Дизайнер и личный бренд

Нужно ли дизайнеру имя? Рассуждения на личном примере.

Изображение the-brandidentity.com
Изображение the-brandidentity.com

Всем привет! В этой статье я хочу порассуждать о личном бренде (на примере дизайнера, кем я и являюсь). Как я начинал и к чему в итоге пришел.

Так уж сложилось, что человеку в той или иной области присуще стремление обозначить себя, выделить среди остальных, а особенно это ярко выражено в творческих сферах. Одни хотят стать единым целым со своей деятельностью, другие же наоборот — разделить пространство на личное и рабочее, а третьи и не задумываются о таких вещах. Среди моего окружения во времена учебы в ВУЗе было много ребят с разной степенью самовыражения. Рано или поздно любой дизайнер, будь ты студент, UX или верстальщик в копицентре, задумывается о собственном имени. Один мой хороший товарищ в свои семнадцать пытался раскрутить себя как иллюстратора посредством социальных сетей и полиграфии — вел паблики, печатал визитки/листовки и так далее. Стоит ли говорить, что делалось это по большей степени для удовлетворения потребности внимания к своей персоне, чем для рекламы своих навыков и поиска заказчиков.

С чего все началось?

Что касается меня, то я довольно поздно задумался о своем бренде. После учебы около трех лет я работал в компании по изготовлению наружной рекламы. Фирма была небольшой, поэтому я и проектировал, и производил, и станками управлял. Работа была по большей части техническая, чем творческая, так что я не мог похвастаться крутыми проектами. Но параллельно, как и любой дизайнер, я подрабатывал на стороне, брал простенькие заказы. Время шло, я начал понимать, что достиг потолка области “наружки”, задачи стали рутиной, в общем, тоска зеленая. Тогда я твердо решил искать себя в других направлениях дизайна с возможностью совмещения. Чистый фриланс — тяжкое бремя и подойдет далеко не каждому. Не скажу, что у меня были проблемы с тайм-менеджментом или с взаимодействием с клиентом, но мне было проще работать внештатно на несколько компаний, выполняя те или иные задачи.

Поиск работы

Имя, Псевдоним, Компания… Дизайнер и личный бренд

Итак, для поиска работы нужно портфолио, а оно у меня было довольно скудным, так как заказы со стороны были в основном однотипными. Визитка, буклет, информационный стенд, баннер для паблика — я это называю easy money, но в красивое портфолио это не годится. Я следовал советам, делая дизайн для разных конкурсов, предлагал редизайн некоторым брендам (в основном местным), рисовал различные благотворительные афиши. И так, с миру по нитке, я насобирал на мало-мальски вменяемое портфолио.

Стал делать рассылку в различные компании — от ИП до крупных агентств. Часто мне давали тестовое (позже это меня спасло) , а где-то смотрели исключительно портфолио. Где-то меня звали, где-то оказывали, и спустя несколько месяцев я уже имел достаточно представления о том, что такое рынок дизайна.

В чем был плюс некоторых тестовых заданий, так это в реальных проектах. Тебе давали ТЗ, файлы конкретного, существующего заказчика, ты делал дизайн… и тебе отказывали. НО! У тебя уже был готовый материал, который можно было бы легко презентовать в портфолио. Так я и сделал, собрав лучшее из лучшего.

Что было дальше?

Имя, Псевдоним, Компания… Дизайнер и личный бренд

Спустя какое-то время я успешно прошёл тестовое и был принят в маркетинговое агентство на должность джуниора, а через пару лет дослужился до Senior`а. В силу должности появлялись контакты с заказчиками, типографиями, сторонними креативщиками и т. д. За этот период я не только понял, как работает эта кухня и что нужно для развития своего бренда, но я прекрасно понимал, какие усилия нужны для нормальной работы агентства. Это ведь не просто взял, нарисовал и продал. Вообще про запуск агентства интересно написано здесь:

Я же работал в команде дизайнеров и прекрасно видел, что все они — отдельные, независимые творческие единицы. И многие готовы с кучей идей что-то сделать, придумать и создать. Если нет возможности реализовать это на рабочем месте, то они всегда найдут способ сделать это в частном порядке. И об этом ниже.

Зачем мне название

Имя, Псевдоним, Компания… Дизайнер и личный бренд

Как я уже говорил, параллельно основной работе я брал сторонние заказы как ИП. Сначала я справлялся сам, при “пожарах” подключал друзей и коллег, а иногда клиенты между тем спрашивали совета в тех сферах дизайна, где я ни сном, ни духом. Так я и стал через знакомых/знакомых искать специалистов — от 3D и до Motion. И периодически подкидывал им заказы через свое имя.

Жизнь шла, мне было вполне комфортно работать NoName, да и заказчикам было как-то все равно, кто я и где я. Иногда во мне просыпалось это забытое студенческо-максималистское самовыражение. Да-да, то самое чувство, когда ты хочешь свой логотип, визитку, сайт, аккаунт с кучей подписчиков, все это сам лично рисуешь, верстаешь, по тысячу раз переделываешь и не можешь добиться идеала на свой взгляд. А потом успокаиваешься, откладываешь в дальнюю папку и продолжаешь работать в прежнем темпе. Заказы со стороны шли бодро, работа спорилась, но не скажу, что отнимала кучу времени, хотя вполне себе постепенно могла бы заменить основную.

Любой знает, что юридически открыть свою компанию очень легко, но сколько продержишься на плаву — тут уже большой вопрос. Я пришел к тому, что не хочу строить наполеоновские планы, и по мне лучше иметь маленькое параллельное дело, чем бросаться в океан бизнеса, в котором я сразу же захлебнусь на 99,9%.

Индивидуальность (или проблема выбора)

Изображение pinterest.com
Изображение pinterest.com

Я стал изучать работы и устройство дизайн-студий и искать для себя наиболее подходящий вариант. Очень много персональных проектов, но больше всего на Западе развиты семейные мини-агентства (как пример atlasbranding. com). Такое дело является эталоном для меня, и если идти, то по схожему пути. После я начал искать способы брендировать себя. И, как оказалось, их довольно много. Я выбрал наиболее подходящие для своей сферы.

Способ первый. Только личность

Это тот случай, когда ты раскручиваешь себя как специалиста исключительно через свое имя/фамилию. Про это можно почитать тут:

Сейчас так делают блогеры, медийные личности, фотографы, продавцы курсов и т.д.

Лично мне такой вид не подходил по многим причинам:

Я не люблю внимания к своему имени/фамилии и отношусь к той категории, которых не найти онлайн под реальными именами. Мне нравится мои ФИО, но я не хотел бы использовать его как бренд. Я четко разграничиваю личную жизнь и работу, потому не хотелось бы ассоциироваться только со своим делом. Считаю, что за личный бренд в ответе только ты. И если из твоей команды кто-то упадет лицом в грязь, то пятно будет и на тебе. Понятно, что мировые бренды с Именем_Фамилией давно не ассоциируются с их создателями, но мы то ведь говорим о других реалиях и масштабах.

Плюс не всегда легко адаптировать имя и фамилию под международный рынок. Если работать с западными заказчиками, то как минимум для них твой бренд должен быть привычным по звучанию и написанию латиницей

Примеры личных брендов:

Способ второй. Никнейм, он же Псевдоним

Все мы помним свои первые никнеймы в сети, будь то эмейл, ЖЖ, форум по интересам или игры по сети. Ником пользуются многие фрилансеры и довольно успешно. Плюсов много, но этот случай тоже больше про личность, хотя и без личных данных. Для одного вполне достаточно, для команды, пусть и самой маленькой — так себе. Псевдоним может послужить хорошим началом для собственного старта, но все же для командного выхода стоит задуматься о способе ниже.

Способ третий. ООО “Название компании”

Имя, Псевдоним, Компания… Дизайнер и личный бренд

Как вы уже поняли, речь пойдет о создании своей студии или бюро. Данный способ подходит как для команды, так и для себя любимого.

Не будем вдаваться в юридические аспекты регистрации, форму собственности и т. д. Это каждый выбирает сам, под свои нужды и проекты. Поговорим об общем — названии своего бренда.

Как-то я наткнулся на статью о ребятах, основавших дизайн-бюро “Щука”

«Щуку» создали в 2003 году, чтобы студент МГУП им. Федорова Иван Величко и двое его партнеров смогли легально получить гонорар за иллюстрации. «Мы решили назваться по-русски и символически. Решили, что нам нужно мифическое тотемное животное — не медведь и не волк, но что-то, что звучит угрожающе», — объясняет название дизайн-бюро его создатель Иван Величко. Вместе с однокурсниками студент брал заказы на календари, сайты и иллюстрации, бюро потихоньку развивалось.

Из интервью для Inc. Russia

Я восхитился этой историей. За 20 лет они прошли путь от студентов-энтузиастов до солидного агентства, рисующего дизайн крупным игрокам рынка. И тут я задумался, что открывая свою компанию, мы создаем “задел” на будущее. Пусть сейчас ты делаешь визитки, но кто знает, где ты будешь через 20 лет?

Я решил, что строить свой маркетинг нужно вокруг логотипа и бренда. Это звучит серьезнее, чем псевдоним, ты не связан с компанией своей личностью, в любой момент может продать/отдать и уйти в другие сферы (что тоже большой плюс). Ну и самое главное — ты теперь не один дизайнер на все руки, а целое бюро! Один знакомый основал архитектурное бюро, и выполнял обязанности простого архитектора. Так он лучше находил общий язык с заказчиками. В общем, свобода, да и только.

С выбором названия лучше постараться, как я говорил выше, оно должно быть читаемо и понятно для всех, но не забываем об уникальности. Разработку лого и названия лучше делать с командой, тестировать на случайных людях. Дизайнер видит одно, пользователь — другое. Учитывая все нюансы фирменного стиля, я начал думать над брендом.

Что сейчас?

Грянула пандемия, заказчики стали все реже обращаться, и я сосредоточился на основной работе. Спустя пол года стали появляться небольшие заказы, но все же на прежний уровень выйти не удавалось. Я был занят основной работой, плюс обзавелся семьей, обязанностями, а в конце 2021 появились далекие планы переезда в другую страну. За это время я придумал, что хочу и как вижу свой бренд, подготовил все необходимое, но с регистрацией не спешил, так как собирался переезжать и если регистрировать, тогда уже на новом месте, да и финансы шли в другое. В 2022 почти все мои заказы остановились, многие из команды разъехалась и у них теперь другие заботы. На данный момент я и сам нахожусь в затянувшейся стадии переезда, решаю много бытовых вопросов. Так уж сложилось, что я придумывал фирменные стили многим компаниям, успешным и не очень, но мое время, видимо, пока не пришло. Я считаю, что «сейчас или никогда» в моем случае не совсем работает, поэтому мечта снова ждет своего часа. Вполне возможно, что я так и не решусь на действие, а может наоборот — новый виток жизни начнется с собственного дела.

Всем спасибо за внимание!

5
3 комментария

Понимаю

Ответить

Ясно

Ответить

А о чём статья?

Ответить