(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

Как использовать персонажей в интерфейсах, и почему сова из Duolingo пугает пользователей

Это «Атвинта». Для рекламы и пиара мировые бренды придумывают маскотов — они могут быть дружелюбными, забавными или даже токсичными. Мы перенесли персонажей в контекст интерфейсов и рассказали, как создать своего маскота и как он поможет в общении с клиентом на сайте или в сервисе.

Зачем маскот нужен бренду

Маскот — это выдуманный персонаж, который помогает наладить контакт с аудиторией бренда. Для правильных ассоциаций компании наделяют их определенным характером и внешностью.

Например, крутой леопард Честер в очках и кроссовках явно подружится с подростками, а ответственный и трудолюбивый Мистер Пропер в белоснежной футболке вселит уверенность в чистоте вашего дома.

Имя Мистера Пропера в зарубежных странах — Mr. Clean

Через персонажей бренд закрывает множество задач:

  • транслирует маркетинговые смыслы («Ешь чипсы и будешь такой же крутой, как Честер»);
  • формирует визуальную ассоциацию с брендом («Да это же полковник Сандерс из KFC!»);
  • помогает отстроиться от конкурентов («У Арсенала динозавр, а у Челси — лев»);
  • обеспечивает эмоциональную связь с аудиторией за счет имитации человеческого поведения — маскот может говорить и попадать в разные ситуации, что вызывает у людей эмпатию («Вот блин, эти Эмэндемсы Санту напугали, он аж в обморок упал, ну дают»);
  • увеличение продаж за счет привязанности к персонажу («Мам, купи этот молочный коктейль со Смешариками»);
  • возможность продвигать мерч («Ура, новые стикеры со Сберкотом»).

Сберкот помогает подружиться с финансами

Удобно, что маскота можно использовать в любом пространстве, где находится целевая аудитория:

  • в сети (картинка на баннере в группе ВК или конкурс от лица маскота);
  • на ТВ (реклама на популярном канале);
  • в жизни (промоушн с ростовой куклой в ТЦ).

Все это — про способы взаимодействия с клиентом: через текст, через визуал, вербально в реальной жизни и т.д. Маскот может интегрироваться в любой из них. В этой статье мы расскажем, как использовать преимущества персонажей в контексте интерфейсов.

Улучшаем пользовательский опыт

Наша цель — не просто сделать очередное визуальное упоминание бренда, а помочь пользователю во взаимодействии с веб-продуктами компании. Рассмотрим, какие задачи маскот может решать внутри интерфейсов.

Сквозная визуальная коммуникация

Обычно у компании есть несколько площадок в интернете, например, сайт, приложение и аккаунты в соцсетях.

Главная страница сайта Cheetos

Знакомый персонаж, использованный в визуалах на всех площадках, поможет быстро привыкнуть к интерфейсу, так как он наполнен уже знакомой атрибутикой.

Интерфейс приложения Cheetos (приложение превращает вас в чипсы)

Этим приемом активно пользуются компании, персонаж которых уже является неотъемлемой частью бренда.

Посты Cheetos ВК

Дополнительные эмоции

Маскот добавляет баллы общему впечатлению от веб-продукта. Как мы уже писали выше — персонаж вызывает эмоции и эмпатию, что обеспечивает коммуникацию на более глубинном уровне. Таким образом прием помогает сделать интерфейс более живым и интересным.

Главная страница сайта клиники «Энергетик» (by Атвинта)

Например, на главной странице сайта клиники мы разместили анимированного 3D-врача. Персонаж олицетворяет заботливого и профессионального доктора, который поможет справиться с недугом и поддержит в процессе лечения. Плюс здесь скрыта небольшая пасхалка — образ вдохновлен генеральным директором клиники, что добавляет ещё больше «души» и кастомизации персонажу.

К созданию сайта мы приступили после разработки мобильного приложения клиники, где можно записаться на прием онлайн, заплатить за услуги и посмотреть свою медкарточку.

Подробнее о проекте писали на VC:

Подсказки

Если внутри интерфейса подразумевается сложный или длинный пользовательский путь, то маскот может выступить в роли проводника, который будет делиться подсказками на страницах сайта или приложения.

Это актуально для сервисных продуктов, которые помогают закрыть определенную задачу пользователя: найти авиабилет, оформить страховку, подсчитать калории. В зависимости от сложности процессов персонаж может провести только вводное обучение по интерфейсу после регистрации или присутствовать на экране постоянно.

Игрофикация

В продуктах, где есть атрибут прогресса, маскот будет органичен в роли наставника или приятеля, который поддерживает пользователя на пути развития. От лица персонажа можно выдавать ачивки, выводить мотивационные сообщения или отправлять push-уведомления с напоминаниями: например, чтобы пользователь прошел урок или выпил стакан воды для водного баланса.

Так как маскот воссоздает процесс живого общения, приятель в виде собеседника, а не абстрактной компании без конкретного лица, будет сильнее влиять на мотивацию пользователя.

Мем про Duolingo

Только аккуратнее с количеством и стилем коммуникации. Например, пользователей сервиса изучения языков Duolingo пугают навязчивые и пассивно-агрессивные сообщения от совы, которая сопровождает весь процесс обучения. В сети даже гуляют мемы о токсичности этого персонажа.

Еще мем

Однако эта ситуация сыграла на руку бренду — шутки про маскота завирусились, за счет чего компания получает дополнительный охват и упоминания. Это еще одно преимущество — через персонажа можно запустить цепочку вирального контента, который повысит узнаваемость и популярность сервиса.

Игры

Многие компании выпускают брендированные игры. Это может быть спецпроект к празднику с розыгрышем подарков или инструмент, дополняющий основной продукт компании. Если у компании есть маскот, то он может стать главным героем таких игр.

Например, мы в Атвинте разработали инвестиционную игру для портала финансовой грамотности. Задача портала — предоставить населению бесплатные материалы от экспертов, чтобы люди могли получить знания о личных финансах и научились приумножать капитал.

Интерфейс портала финансовой грамотности (by Atwinta)

В дополнение к основному продукту, которым выступает портал со статьями, подкастами и уроками по финансовой грамотности, мы сделали игру, в которой пользователи могут освоить азы инвестирования.

Игра представляет собой симулятор инвестиционного рынка, в котором геймеры могут продавать акции, открывать вклады, оформлять страхование и проводить другие операции.

Интерфейс инвестиционной игры (by Atwinta)

Изначально для платформы мы создали маскота — динозавра по имени Финграмчик, который олицетворяет богатство и успех в финансовых делах. В игре мы сделали его главным героем — по сценарию динозавр ходит на обычную работу, дружит с птеродактилем и мечтает накопить на собственную пещеру.

Подсказки и сообщения от Финграмчика

Прием с переносом человеческих качеств на животных и неодушевленные предметы называется антропоморфизмом. С помощью этого подхода мы:

  • упростили обучающий процесс — через фантазийный мир Финграмчика мы можем приводить более простые примеры, что особенно актуально для начинающих инвесторов;
  • сделали геймплей развлекательным — забавно, когда с динозавром происходят обычные житейские ситуации, например, ремонт машины или наследство от дяди. Все это развлекает игрока и улучшает игровой опыт;
  • перенесли негативные кейсы с игрока на персонажа — в некоторых кейсах с Финграмчиком случаются не самые приятные события вроде сломанной лапы. Так мы не связываем негативные ситуации напрямую с игроком, но при этом оставляем такие события в сценарии для реалистичности.

События из жизни Финграмчика

Все эти преимущества будут актуальны и для любого другого маскота, поэтому в формат игр персонажи ложатся идеально.

Как разработать маскота: 3 способа

Разберем несколько основных способов разработки персонажей.

Превратить продукт в персонажа

Самый простой вариант — оживить продукт и сделать его маскотом. Примером служат все те же конфеты M&Ms, коробочки McDonald’s и мистер Мишлен, который собран из покрышек.

Коробочки Хэппи Мил — немного безумные, но им это к лицу

Основное преимущество в очевидности — аудитория видит оживленный продукт и сразу понимает, к какому бренду он относится. Более сложный нюанс здесь — в создании характера персонажа. Каким будет лицо вашей продукции: энергичным, меланхоличным, рассудительным или безбашенным? Эти вопросы должны решаться в связке между аналитиками, маркетологами и дизайнерами.

Красный и Желтый на промо-сайте

Метод подходит компаниям с физическим товаром, для остальных более актуален следующий.

Выстроить персонажа на смыслах и отсылках

Если у компании нет физического продукта, можно заложить в персонаже соответствующие продукту образы, ассоциации или историю. Например, динозавр Финграмчик из нашего проекта по финансовой грамотности содержит в себе множество отсылок.

Финграмчик — маскот Цифровой платформы финансовой грамотности населения Кузбасса (by Атвинта)

На Востоке считается, что динозавр и дракон тесно связаны друг с другом, а дракон — это символ мудрости и благополучия. В продолжение идеи Востока Финграмчик сделан в виде оригами, а финансовый успех, как и фигурки, складываются шаг за шагом по продуманной стратегии. Дизайнеры собрали Финграмчика в 3D и придали ему фактуру зеленой бумаги — а это еще одна отсылка к деньгам в виде кэша.

В результате динозаврик настолько прижился в проекте, что заказчик использует его для всех брендированных материалов и даже приглашает ростовых кукол в виде динозавров на мероприятия.

Французский сайт Milka

Еще один пример — коровка Милка, маскот одноименного шоколадного бренда.

Персонаж ассоциируется с молоком, и именно молочный шоколад является флагманским продуктом производителя. К тому же Милка пасется на самых зеленых и самых красивых Альпийских лугах, что создает позитивную ассоциацию с природой и экологичностью продукта.

Ассоциировать персонажа с целевой аудиторией

Другой способ влюбить клиентов в маскота — наделить его характеристиками целевой аудитории. Подумайте:

  • чем занимаются ваши клиенты?
  • как они одеваются?
  • какой сленг используют?
  • какие качества им присущи?

Выявленные элементы внедрите в образ персонажа. Например, так сделала компания Nestle, создав маскота для какао Nesquik — энергичного кролика Квики.

Квики на сайте Nesquik

Характер и образ жизни кролика напоминают ребенка, который ходит в начальную или среднюю школу. Он энергичный, всем интересуется, любит повеселиться с друзьями, ходит на уроки, и, как все дети, испытывает яркие эмоции — от удивления и радости у кролика даже закручиваются уши. Это тоже важная деталь, которая считывается невербально.

Одежда соответствующая: кроссовки, кепка, в руке скейтборд, а за спиной школьный рюкзак — в таком персонаже дети узнают себя и с удовольствием пьют какао с его изображением на пачке.

Каким нишам стоит обратить внимание на маскота

Маскота может придумать и внедрить в интерфейс любая компания, но мы выделим 2 ниши, в которых персонажи будут смотреться наиболее органично и сработают лучше всего.

Продукт для молодой аудитории

Наиболее отзывчивы к персонажам люди младше 21 года. Дело в том, что активное использование маскота добавляет во взаимодействие с аудиторией элемент сказки, фантазии, игры — все, что так нравится детям и подросткам.

Они активно вовлекаются в коммуникацию с персонажем и могут даже отдавать предпочтение продукту только за счет крутого маскота, а не качества. Молодые люди подпишутся на персонажа в соцсетях, купят мерч и будут пользоваться сайтом или приложением с привлекательным для них героем.

Funko POP даже выпустили фигурку с Честером

Если вы делаете сайт или сервис для молодежи и детей — смело создавайте маскота и делайте упор на коммуникацию с персонажем.

Образование

Выше мы указали преимущества маскота в EdTech нише:

  • Персонажи переносят пользователя в выдуманный мир, где сложные темы можно подавать легким языком и на упрощенных примерах (вспоминаем про Финграмчика).
  • В любом образовательном сервисе будет актуальна геймификация, где можно представить персонажа в роли наставника, мотиватора или друга (вспоминаем про сову Duolingo).

Сейчас мы в Атвинте работаем над игрофикацией учебного процесса в SMITUP — это образовательная платформа, которую мы разработали для онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и сессиям.

Подробный кейс по проекту можно посмотреть на VC:

Дашборд ученика на онлайн-платформе SMITUP (by Атвинта)

Чтобы сделать прохождение курсов увлекательным и повысить мотивацию ребят, мы создали систему левелов и добавили ачивки. Также на дашборд геймификации мы добавили персонажей, которые подбадривают учеников внутри платформы.

Интерфейс дашборда игрофикации (by Атвинта)

В будущем персонажей можно будет кастомизировать, что сделает коммуникацию с ними еще более интересной. Сразу после внедрения в продукт мы получили позитивную обратную связь от учеников онлайн-школы — они просят добавить больше взаимодействия с ними.

Так, персонажи в интерфейсе вызывают дополнительный интерес и мотивацию для касания с продуктом.

Основные выводы и важное предупреждение

  • Маскот — это персонаж бренда, который решает обширные задачи: от позиционирования до роста продаж.
  • В интерфейсах персонажей можно использовать для улучшения пользовательского опыта.
  • Иногда маскот может выйти из-под контроля и завируситься в сети как мем.
  • Наиболее органично персонажи впишутся в образовательные сервисы и веб-продукты для людей младше 21 года.

Отметим, что несмотря на описанные в статье преимущества, маскот — далеко не универсальный инструмент, который в отдельных случаях может даже привести к раздражению пользователей. Например, на Госуслугах или на сайте премиальных автомобилей необходимости в персонаже нет.

Если маскот удачно ложится в концепцию бренда, в одном случае его будет достаточно упомянуть в визуале сайта, а в другом — разгуляться и сделать целую игру с ним в главной роли. Подключайте аналитиков и маркетологов, которые помогут проанализировать аудиторию и понять, готова ли она принять персонажа и как его появление скажется на интерфейсе.

PS И никогда не забывайте проходить уроки в Duolingo. Никогда...

Видео с Youtube-канала surreal entertainment

Классная статья! Где мне найти Атвинту кроме VC?

Здесь:

наш сайт

наш ВК

• наша почта: [email protected]

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
38 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Марсель Г.

Это как раньше я не боялся ни роботов не зайцев пока не увидел его....

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

только давайте не будем добавлять его ни в какие интерфейсы )

Ответить
Развернуть ветку
prokhorov

тоже как-то не реагировал, даже когда мемы всякие пошли с ней, но тут.. ужас 😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

это мы на ютубе нашли, тоже творчество фанатов😅 зато точно выучишь английский )

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

простите 😂

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Pyatnitskiy

Ещё один мемасик про Duolingo

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

😀😀 версия для тех, кто все-таки пропускал уроки по английскому:

Ответить
Развернуть ветку
Tigran Arsenyan

Уважаемый Владислав, при этом Школа увеличила % в сезон, пока не часто смотрю. У моего товарища больше платформа по функционалу ☀️

Ответить
Развернуть ветку
Педро Гонсалес

Эхх...

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Соколова

😍😍😍😍😍😍😍😍😍

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Легенда )

Ответить
Развернуть ветку
Мария Воронова

Впервые в жизни учу английский каждый день уже почти месяц — чтобы не расстраивать сову...

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

вот что значит качественный маскот в приложении!)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

33 дня ударного режима.
ну....игровая составляющая действительно затягивающе сделана.

Ответить
Развернуть ветку
Лихачев Константин

Хочу отметить, что внутри ДуоЛинго есть еще другие персонажи, которые тоже ну очень колоритные.

Их тоже не хочется расстраивать :)

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

вселенная Duolingo > вселенная Марвел

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

при чём у всех разные голоса.

Ответить
Развернуть ветку
Ashley Green

глаза у этой совы безумные

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

лучше ее не расстраивать пропущенными уроками...

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль Амаев

Софа обычно не пугала, а раздражала меня. Слишком много и часто уж были эти напоминания...

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Надоели в итоге пуши?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Meshchaninov

Больше всего пугает ваш 3д Доктор - ты только зашёл на сайт, а она уже что-то там записывает - а к сове то какие претензии - пуши можно и ограничить....а сама сова как маскот более чем.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Прохоров

записывает сколько вы должны будете отдать денег

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

платные услуги в клинике тоже есть )

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

на сайт клиники не просто так заходят, наверняка есть какие-то жалобы, вот она и записывает :) сова как персонаж топ - это видно по мотивации пользователей и по тому, что она завирусилась и принесла доп узнаваемость бренду )

Ответить
Развернуть ветку
Спринтхост

Мы со своими маскотами Бэкапом и Рутом пошли еще дальше присутствия в интерфейсе, постах, статьях и письмах — мы их запустили в комиксы, чтобы они там суету в космосе наводили 😁

Один из последних выпусков, скоро новый выйдет: https://vc.ru/u/828485-sprinthost/574724-novogodnie-priklyucheniya-ruta-i-bekapa

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

вау, это круто! а как дистрибутируете комикс?) и что клиенты говорят ?

Ответить
Развернуть ветку
Спринтхост

Клиентам нравится, некоторые просят сделать бумажную версию, чем мы и займемся, когда закончим первую арку. А пока что комикс выходит в соцсетях и на подобных этой площадках 😉

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Громова, GROMPR.RU

Да, тоже думаю над маскотом для Бренда.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Кем бы он мог быть?)

Ответить
Развернуть ветку
Denkotovskiy

"А я думал сова". О том, что это сова, узнал только сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

ее кстати Дуо зовут )

Ответить
Развернуть ветку
Герман Петров

Превьюшка жуткая, но сама статья супер. я раньше об этом и не задумывался вовсе

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

спасибо !)

Ответить
Развернуть ветку
Фиолетовый Штурм

Вам делать нехер? Копирайтеры ебучие

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

В мое время маскоты были проще - писикака всякая :) А докторесса 3d в клинике капец какая страшная, даже чатГПТ генерит персонажи красивее.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

Смешариков кстати очень не к месту упомянули.
Это вот ну никак не мульт-ради-мерча
Коих тонны.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Упомянули, чтобы показать, как любимый персонаж может мотивировать к покупке ) маскот и мультяшки, это, конечно, разные вещи )

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда