Как без четкого ТЗ создать сайт, который точно попадет в запрос клиента?

Кейс от студии, которая никогда не просит клиента писать техническое задание (а если оно написано, то не верит ни одному слову в нем).

Когда Фонд социальных инвестиций искал подрядчика для сайта, другие агентства говорили: «Давайте текст, давайте структуру — мы вам все соберем». Другими словами: придумайте сами, как нужно, а мы реализуем. После поисков Фонд нашел нас — тех, кто начинает работу над сайтом с нуля, а не с готового контента от клиента.

Как без четкого ТЗ создать сайт, который точно попадет в запрос клиента?
Юля Сабукевич
редактор, пишу тексты для сайтов, помогаю компаниям просто рассказывать об их сложных продуктах

О задаче и клиенте

К нам в busy часто обращаются компании со сложными b2b продуктами. Фонд социальных инвестиций — одна из таких компаний.

Фонд — один из крупнейших в России операторов социальных программ. Команда занимается эффективной благотворительностью и помогает компаниям и госучреждениям создавать социальные программы со значимым эффектом.

Прошлый сайт Фонда был сделан девять лет назад и не устраивал команду, потому что:

  • дизайн устарел,
  • сайт не рассказывал обо всех направлениях деятельности Фонда.
Старая версия сайта Фонда социальных инвестиций.
Старая версия сайта Фонда социальных инвестиций.

Фонд не планировал закупать трафик, но тем не менее сайт играет важную роль. После выступлений на конференциях потенциальные клиенты сами ищут сайт Фонда или переходят по ссылке от спикера. Сайт должен рассказывать таким потенциальным партнерам, чем занимается Фонд, и подкрепить желание работать с ними.

Бриф

Работу над сайтом мы всегда начинаем с брифа и не просим клиента писать техническое задание. Задача клиента — назвать свою бизнес-задачу, а мы уже придумываем, как этой задачи достичь.

На первом брифе мы обсуждали контекст, задачи и функциональность сайта, целевую аудиторию Фонда, их потребности, продукты, конкурентов.

Когда мы сложили итоги брифа в майндмэп, то увидели, что на часть важных вопросов мы не можем сформулировать емкий ответ:

  • Как ЦА выбирают партнера для управления социальными инвестициями? Что для них важно при выборе?
  • Что отличает Фонд его от конкурентов? Почему нужно выбрать именно его как партнера?
Майндмэп, который появился у нас после первого брифа. Красным отмечены вопросы, которые у нас возникли после первого интервью с командой.
Майндмэп, который появился у нас после первого брифа. Красным отмечены вопросы, которые у нас возникли после первого интервью с командой.

После этого, мы провели с Фондом еще одно интервью и обсудили, что помогает Фонду продавать свое решение, что отмечают клиенты в обратной связи.

После второго брифа мы предложили роадмап решения:

  • исследование аудитории,
  • формирование бренд-сообщения,
  • структура сайта,
  • прототипы и тексты для страниц,
  • дизайн и верстка на Тильде.

Когда мы искали подрядчика для сайта, то разные команды нам говорили: «Дайте нам тексты, структуру, референсы, — мы все сделаем». У Busy был другой подход. Нам не нужно было что-то предлагать. Ребята сами исследовали, задавали нам вопросы, а затем приходили с предложением, которое отражало и наши пожелания, и результаты их исследований.

Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций

Интервью с клиентами

В рамках исследования мы предложили поговорить об этом с теми, кто точно знает, какую пользу им принес Фонд, — с их клиентами и партнерами.

Как мы организовали интервью с клиентами Фонда

  • написали шаблон приглашения на интервью;
  • попросили руководителя Фонда договориться об интервью с клиентами из двух ЦА: руководители направления по корпоративно-социально ответственности и менеджеры благотворительных фондов;
  • как только мы получали контакт, договаривались об интервью по Зуму.
Предлагаем клиенту шаблон письма-приглашения, чтобы упростить и ускорить задачу. Дальше клиент может отредактировать его, переписать, отправить как есть или проговорить главное голосом.
Предлагаем клиенту шаблон письма-приглашения, чтобы упростить и ускорить задачу. Дальше клиент может отредактировать его, переписать, отправить как есть или проговорить главное голосом.

Сами мы искали респондентов из другой целевой аудитории — HR. Сработали личные просьбы и холодный запрос в соцсетях.

На интервью приглашали топ-менеджеров компании, поэтому длительность встречи была до 30 минут. На «глубинное» интервью мы не рассчитывали, поэтому собрали максимально четкие вопросы.

Пример вопросов для одной из целевых аудиторий — руководители и менеджеры благотворительных фондов.
Пример вопросов для одной из целевых аудиторий — руководители и менеджеры благотворительных фондов.

За два дня и 6 интервью собрали достаточно мотивов, почему компании ищут партнеров — операторов благотворительных программ, и обратную связь о работе с Фондом.

После интервью мы выписали 1) проблемы, с которыми сталкивается бизнес 2) характеристики Фонда, которые отмечали респонденты. Потом соединили их, чтобы получить, какую ценность несет работа Фонда для компаний.

Ценности, сформулированные во время исследования, стали основой текстов на сайте.
Ценности, сформулированные во время исследования, стали основой текстов на сайте.

Отдельно мы проанализировали разные целевые аудитории: какие у них цели, что помогает им запускать социальные программы, а что останавливает.

Анализ ЦА включал краткое описание персоны, их цели, а также критерии выбора подрядчика.
Анализ ЦА включал краткое описание персоны, их цели, а также критерии выбора подрядчика.

Результат исследования стал основой для сайта: теперь стало понятно, на что мы опираемся в текстах и визуале, какие сильные стороны Фонда подсвечиваем.

Сайт — это визуализация исследования. Без исследования сайт не был бы таким содержательным. Новых инсайтов это нам не дало, но иногда глаз «замыливается», и мы забываем про свои сильные стороны. Интервью стали взглядом со стороны, подсветили еще раз преимущества, которые мы теперь чаще используем в коммуникациях, диалогах.

Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций

Прототип и текст

Перед тем, как приступать к дизайну, мы целиком продумываем контент: собираем прототипы в Фигме, пишем тексты, согласовываем их. Только после этого создаем стиль и верстаем. Как этот подход экономит деньги и время, мы писали в статье о совместной работе редактора и дизайнера.

Часто тексты для сайтов пишут сначала в Гугл-доках. Мы придерживаемся другого подхода — и сразу собираем прототипы в Фигме. Сначала показываем клиенту структуру, согласуем общую логику. Затем пишем финальные тексты, согласуем контент.

Одна из первых версий прототипа. На этапе прототипа мы не обсуждаем с клиентом дизайн, только смысл, структуру, тексты.
Одна из первых версий прототипа. На этапе прототипа мы не обсуждаем с клиентом дизайн, только смысл, структуру, тексты.

Работа над отзывами

Часто отзывы становятся стоппером при создании сайта: кто-то должен их собрать, согласовать, оформить. В случае с Фондом мы взяли это на себя: созванивались с клиентами, собирали от них обратную связь по проекту, оформляли отзыв в текст, согласовывали его.

Это позволило собрать полные, насыщенные информацией отзывы за несколько дней.

Блок с отзывами на сайте. Вместо короткой отписки «все было отлично, спасибо» —настоящие истории, в которых другие потенциальные клиенты смогут узнать себя.
Блок с отзывами на сайте. Вместо короткой отписки «все было отлично, спасибо» —настоящие истории, в которых другие потенциальные клиенты смогут узнать себя.

Работа над кейсами

Кейсы — это эффективный способ объяснить, что делает Фонд и в чем ценность его работы.

На первом этапе создания сайта мы не создавали страницу-шаблон для кейсов. Пока на главной появились только превью, которые коротко рассказывают о проекте.

Такой подход позволяет не ждать несколько месяцев, когда появится контент для всех кейсов. Сайт уже опубликован и работает, а страницы можно добавить позже.

Далее каждая из этих карточек превратится в отдельную страницу с кейсом.
Далее каждая из этих карточек превратится в отдельную страницу с кейсом.

Дизайн

У Фонда есть базовый фирменный стиль: логотип, цвета, шрифт. Чтобы разработать дизайн сайта, мы собрали референсы и на их примере обсудили, как могут выглядеть макеты. В основу легла дружелюбность и универсальность — нужно было, чтобы сайт был понятным для разных целевых аудиторий.

Итоговый дизайн сайта отражает открытость Фонда, их социальную направленность. При этом он не слишком «мягкий», а спокойный и деловой. Он будет понятен и менеджерам корпораций, и HR IT-компаний, которые ищут подрядчика для реализации социальных программ.

Сайт будет несложно самостоятельно поддерживать и масштабировать.

Как без четкого ТЗ создать сайт, который точно попадет в запрос клиента?

Верстка на Тильде

До этого сайт Фонда был на Вордпрессе. Мы предложили перенести его на Тильду.

Чтобы сотрудники могли сами в любой момент добавить новость или анонс на сайт, мы предложили использовать функционал «Потоки». Это самый простой, на наш взгляд, способ запустить маленький блог на сайте.

Плюсы «Потоков»

  • можно без дизайнера или верстальщика опубликовать новость или анонс,
  • на всех страницах анонсы обновятся автоматически.

Минус «Потоков»

  • небольшие возможности для кастомизации, «узнаваемость» технологии.
Мы настроили «Потоки» на сайте, сделали шаблон обложки с тегом в Фигме и за полчаса рассказали сотруднику Фонда, как этим пользоваться.
Мы настроили «Потоки» на сайте, сделали шаблон обложки с тегом в Фигме и за полчаса рассказали сотруднику Фонда, как этим пользоваться.

Итоги

У Фонда не было задачи генерить лиды через сайт. Тем не менее заявки с сайта поступают, люди находят Фонд, оставляют свои запросы, инициируют взаимодействие.

Благодаря тому, что после брифа мы вместе с клиентом продумали структуру сайта «на вырост», Фонд может планировать и добавлять новые страницы: для кейсов, продуктов, найма.

Нам очень импонирует подход студии. Когда мы как эксперты в социальных инвестициях приходим к своим партнёрам и заказчикам, мы не ждем, что они нам скажут, что нужно делать. Мы сами задаем вопросы, предлагаем решение и обосновываем его. Busy делают то же самое — не ждут ТЗ, а уточняют задачу и предлагают свое видение. Заказчику не нужно «думать» — можно только выбирать, принимать решения в партнерстве.

Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций

Спасибо Фонду социальных инвестиций за доверие и партнерство.

Если вы ищете экспертов в развитии HR-бренда компании, которые помогут сделать социальную программу с измеримым для бизнеса результатом, — рекомендуем, конечно, обратиться в Фонд социальных инвестиций.

А если у вас сложный продукт, о котором вы бы хотели комплексно рассказать на своем сайте, или вы ищете надежную команду — пишите мне в Телеграм. Сделаем аудит текущего сайта и проведем консультацию бесплатно.

1919
2 комментария

Очень крутой подход! Вопрос только финансовый, исследования и анализ рынка это же не за "спасибо". Условным МСП по карману ли такое?

Ответить

Сергей, спасибо:)

Да, мы в основном работаем как раз с малым и средним бизнесом. Это выходит дороже, чем просто разработка сайта с фрилансером — но тут уже зависит все от ваших целей. Для кого-то супер достаточно сделать просто симпатичный сайт, чтобы привлекать клиентов. В этом кейсе бизнес уже сильно перерос свое прошлое позиционирование и визуал — поэтому нужно было его «пересобрать».

1
Ответить