{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как подобрать универсальный рабочий шрифт для веба, печати, интерфейсов и айдентики

На что обратить внимание в рисунке, знаковом составе и начертаниях — рассказываем на примере шрифта PT Root.

Часто для проекта нужен нейтральный шрифт, чтобы он не привлекал внимания, а просто хорошо смотрелся и передавал информацию. А ещё чтобы работал в совершенно разных текстах: от блога на сайте до печатного каталога или логотипа мобильного приложения — мало кто захочет покупать отдельный шрифт для каждого нового применения.

Мы недавно выпустили PT Root — как раз такой универсальный шрифт, который подойдёт и для книги о копирайтинге, и для сайта магазина электроники. На примере Рута расскажем, как выбрать спокойный рабочий шрифт.

Рут в каталоге шрифтов

Характер и рисунок шрифта

Универсальный шрифт должен быть незаметным. Тогда вы сможете использовать его где угодно, а пользователи будут спокойно читать текст и не спотыкаться о необычный шрифт. Вот как Виталий Кузьмин, автор Рута, описывает, каким должен быть нейтральный шрифт:

Это должен быть шрифт в духе «поставил и забыл», незаметный глазу. Нормальные пропорции и контраст, ожидаемый рисунок знаков. Только если начнёшь всматриваться в детали, поймёшь, что именно это за шрифт.

Виталий Кузьмин

Автор PT Root — Виталий Кузьмин

Чтобы понять наверняка, перед вами нейтральный шрифт или нет, можно сравнить его с Гельветикой, Ариалом, Робото или Сан Франциско. Если выбранный шрифт привлекает внимание не больше, чем эти шрифты, то он нейтральный.

Для сравнения: нейтральные и акцидентные шрифты

При этом необязательно, чтобы шрифт был вовсе лишён характерных особенностей. Например, у Рута самая простая форма из спокойно-текстовых шрифтов. Там, где возможны варианты, например, У с хвостиком или без, Виталий выбирал самый лаконичный. Ещё у Рута узковатые пропорции и небольшая «оквадраченность» круглых знаков, за счёт которой буквы выглядят чуть крупнее. В результате Рут вышел немного брутальным, хотя в наборе, особенно в некрупном кегле, это почти незаметно.

Варианты А и У

Параметры шрифта

Универсальные шрифты используют для передачи информации, а не привлечения внимания (для этого существуют акцидентные шрифты). Чтобы передать информацию эффективно, важно понять, что помешает читателю прочитать текст. Вот основные ограничения, с которыми сталкиваются читатели:

Ограничения для чтения. При выборе шрифта стоит учесть, какие есть ограничения в проекте и справится ли с ними шрифт

Когда мы выбираем шрифт, важно, чтобы его параметры компенсировали те ограничения, которые есть в проекте. Например, если вы делаете навигационные таблички, то сталкиваетесь сразу с тремя ограничениями: мало места для надписи, мало времени на чтение, а ещё и текст далеко.

Вот несколько параметров, на которые стоит обратить внимание, при выборе нейтрального рабочего шрифта:

  • Узкие пропорции и короткие выносные элементы делают шрифт компактнее. Такие шрифты особенно хороши, когда есть ограничения по длине текста: на сайте, в мобильном приложении или навигации.
  • Униширинные шрифты (например, бесплатный компаньон Рута PT Root UI) подходят для интерфейсов. В таких шрифтах ширина площадки знака не меняется от начертания к начертанию, что удобно при вёрстке. Скажем, дизайнер подготовил макет мобильного приложения, а заказчик попросил сделать пункты меню пожирнее. С униширинным шрифтом, даже если поменять начертание на более жирное, буквы останутся на тех же местах и строка не «поедет».

Униширинный PT Root UI: во всех начертаниях ширина площадки знака остаётся одинаковой

  • Высокие строчные буквы. Для сложных условий чтения, особенно текстов в мелком кегле (например, инструкций на упаковке), лучше выбрать шрифт с высокими строчными буквами с короткими выносными элементами. Так знаки займут меньше места, но их всё равно будет легко разглядеть.
  • Просторные межбуквенные расстояния. Для длинных текстов, мелких подписей и других сложных условий для чтения стоит брать шрифты с более свободными промежутками между буквами. Это известный оптический эффект: если шрифт мелкий — то промежутки кажутся меньше и буквы начинают слипаться.

В общем, чтобы ничто не отвлекало аудиторию от чтения текста, лучше выбирать шрифты с нейтральными и привычными параметрами: равноширинные, с достаточно высокими строчными буквами и достаточными межбуквенными расстояниями.

У Рута узкие пропорции, достаточно высокие строчные буквы с короткими выносными элементами и просторные межбуквенные расстояния

Знаковый состав

Для универсальных шрифтов важен широкий знаковый состав. Так будет выше шанс, что не придётся подбирать дополнительный шрифт, если понадобится локализировать сайт или срочно добавить стрелочек в дизайн.

Поддержка языков и типографики в PT Root

Вот что полезно и, скорее всего, пригодится в универсальном рабочем шрифте:

  • расширенная кириллица и латиница — это значит, что шрифт поддерживает большинство языков России, СНГ и Европы, что значительно упростит локализацию продукта;
  • неалфавитные знаки — стрелки, табличные и пропорциональные цифры, геометрические фигуры, звёздочки, математические символы (в Root даже есть знак диаметра) и так далее.

Есть отдельные шрифты — наборы символов, но они часто не подходят к основному шрифту по каким-то параметрам, например, по контрасту. Поэтому удобно, когда в шрифте уже есть нужные неалфавитные символы, чтобы дизайнеру не пришлось их отрисовывать от руки.

Виталий Кузьмин

Знаковый состав можно посмотреть на странице шрифта на сайте: в аннотации или отдельном разделе (например, на страничке конкретного начертания).

Начертания

Начертание — один стиль внутри шрифта. Это комплект знаков шрифта одного определённого рисунка, наклона, пропорций, контраста и насыщенности. Например, курсив — это начертание.

Чем больше начертаний в шрифте, тем больше возможностей для его использования. Так, один шрифт можно использовать для текстов разной иерархии: заголовков, подписей, выделений внутри текста или колонтитулов. А ещё на разных площадках — скажем, регулярное начертание для сайта, а зауженное в интерфейсе мобильного приложения. В общем, чем у шрифта больше начертаний, тем он функциональнее, но и тем легче в них запутаться.

Начертания в PT Root

В Руте десять начертаний с градацией по жирности от Hairline до Black — как раз такая градация в самых популярных шрифтах для веба. Начертания от Thin до Black удобно обозначать в CSS числами от 100 до 900. Давайте на примера Рута посмотрим, для чего какое начертание.

  • Hairline — сверхтонкое начертание для акциденции и айдентики, хорошо смотрится в крупном кегле.
  • Thin и Extra Light — тонкие начертания, тоже для заголовков и крупного кегля.

  • Light — может заменить Regular в крупном кегле или при инверсии на экране (например, для тёмной темы в мобильном приложении).

  • Regular — регулярное начертание для длинных текстов на экране и в печати.

  • Medium и DemiBold — хороши для навигации и для выделений в тексте — когда хочется пожирнее регулярного, но Bold — уже слишком.

  • Bold — жирное начертания для выделений в тексте, заголовков и подзаголовков.

  • Extra Bold, Black — сверхжирные начертания для акциденции.

В книге «Уступите место драме» (автор Людмила Сарычева, дизайнер Евгений Арутюнов) регулярное начертание Рута используется для примеров в тексте, а жирное — для заголовков и важных мыслей

Все начертания объединены в вариативную версию. В ней можно плавно переключаться между начертаниями и выбрать любую насыщенность. При этом небольшой вес вариативной версии ускоряет загрузку сайта.

В вариативной версии Рута можно плавно переключаться между начертаниями

Я долго подбирал линейку начертаний — добивался того, чтобы насыщенность увеличивались гармонично, но делал это не просто на глаз, а пытался найти закономерность. Линейная интерполяция не подходила, поэтому пробовал разные варианты (например, формулы Лукаса де Гроота и Пабло Импаллари).

В итоге я пришёл к некоему ряду коэффициентов и скорости их наращивания — своему варианту распределения насыщенностей, который меня устроил и по визуальной составляющей самих начертаний, и по логике чисел.

Виталий Кузьмин

Формулы и подсчёты

Бонус: подборка универсальных шрифтов

Собрали подборку проверенных универсальных шрифтов с развитой системой начертаний и широким знаковым составом. В списке есть как бесплатные, так и платные шрифты (такие, лицензию на которые можно оплатить российской картой) разных шрифтовых студий.

Самый простой способ протестировать Рут и другие наши шрифты — тайп-тестер на сайте магазина, он поддерживает все технические возможности шрифтов и не требует регистрации. А ещё у нас есть расширение для Хрома Fontoscope, с которым можно попробовать шрифт на любом сайте, и приложение Fontoscope — оно устанавливает тестовую версию шрифта прямо на ваш компьютер и позволяет работать с ним в любой программе — от Figma до AfterEffects.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал о шрифтах и типографике — там много всего полезного и красивого.

Над статьёй работали Даша Савина, Виталий Кузьмин, Александра Королькова и Галина Кунарёва

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Web39

От Open Sans отличается буквой "у" ... но стоит космических денег, так еще цена лицензии зависит от кол-ва посещенных пользователей (внезапно) ....

Ответить
Развернуть ветку
Paratype
Автор

Для тех, у кого нет бюджета на шрифт, есть бесплатная версия Рута Root UI, плюс большая подборка бесплатных и системных шрифтов с достаточно хорошей кириллицей: https://info.paratype.ru/no-funds-for-fonts/

Ответить
Развернуть ветку
Петя Яростный

О, а вот за подборку спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Видади Исмайлов

спасибо за подборку шрифтов ,как раз то что нужно было

Ответить
Развернуть ветку
Paratype
Автор

Рады помочь)

Ответить
Развернуть ветку
Алена Дорникова

Подбор шрифта, как отдельный вид искусства)))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда