Разбираемся в типографике: 5 основных терминов и их подводные камни
Начертание, гарнитура, кегль и другие важные термины — и как их правильно использовать.
Шрифтовая терминология — немного Неуловимый Джо. Сами по себе термины и грамматические конструкции не сложные, но встречаются достаточно редко, и в популярных словарях и справочниках их может не быть.
Поэтому когда люди пишут и говорят о шрифтах, чаще всего получается «как придётся», и тема обрастает странными грамматическими конструкциями, мифами и суевериями. Давайте посмотрим на основные термины — одновременно на их значение и на нюансы использования.
Начертание
В современном понимании этого слова начертание — один стиль внутри шрифта. Это комплект знаков шрифта одного определённого рисунка, наклона, пропорций, контраста и насыщенности.
Когда вы выделяете текст и нажимаете I или B, или в меню выбираете между вариантами шрифта Regular, Italic или Bold, то вы как раз выбираете между начертаниями. Regular — регулярное начертание, Italic — курсив, а Bold — жирное. В шрифте может быть одно начертание, может быть несколько, а может сто (и даже больше).
Подводный камень: Люди часто пишут «начертание», когда имеют в виду процесс рисования шрифта или особенности рисунка: «начертание буквы А в этом шрифте...» В этом значении слово «начертание» использовалось в русском языке примерно до 1960-х годов, а сейчас так уже не принято. Лучше сказать "рисунок буквы А в этом шрифте".
Гарнитура
Гарнитура, или шрифтовое семейство, — шрифт из нескольких начертаний, которые объединены общим художественным замыслом. Чаще всего начертания в гарнитуре различаются по жирности и рисунку: прямому или курсивному.
Когда в шрифте больше двадцати начертаний, его уже лучше назвать шрифтовой системой. А если в одном шрифте есть начертания с засечками и без или с разным контрастом, или в разных стилях, но хорошо совместимые друг с другом, — это уже супергарнитура.
Подводный камень: Иногда в статьях или лекциях о типографике говорят, что вместо слова «шрифт» правильнее использовать слово «гарнитура», по аналогии с тем, что на английском правильнее говорить не font, а typeface. Но это не так.
Сказать «гарнитура» — это не более правильно, чем «шрифт». На самом деле это более узкое понятие: наборный шрифт с больше чем одним стилем. И если говорить о коннотациях, то слова «гарнитура» и «начертание» сейчас воспринимаются как академические и немного архаичные. Поэтому «В этой гарнитуре пять начертаний разной жирности от Regular до Black» — звучит нормально, потому что мы говорим о стилях в шрифте, а «У гарнитуры мягкий и дружелюбный характер» — уже немного занудно.
Кегль
В типографике кегль — это размер шрифта. Он измеряется не в сантиметрах или миллиметрах, а в пунктах (1 pt = 0,353 мм) или в вебе в пикселях. Самое главное, что стоит знать о кегле — он не равен высоте букв!
Кегль — это одна из традиций типографики, связанная ещё с металлическим набором, когда литеры имели прямоугольную форму с выпуклостью в виде буквы. Тогда измерить высоту самой буквы было сложно (тем более что буквы могут быть разными: прописные, строчные, с выносными элементами и без), а вот высоту прямоугольной площадки — очень легко. В таком виде литеры существовали с середины XV до середины XX века, и когда шрифты перестали быть металлическими, было уже поздно что-то менять...
Ссылка по теме: как литеры превратились в цифровые шрифты
Подводный камень: Высота прописных букв в текстовых шрифтах чаще всего равна 70% кегля. А вот высота строчных (она ещё называется x-height) меняется от шрифта к шрифту и может различаться почти в два раза — при одинаковой высоте прописных! Это важный параметр при выборе шрифта: в практичных шрифтах для чтения в мелком размере или с большого расстояния строчные буквы крупные, а в изящных заголовочных — мелкие.
Интерлиньяж
Расстояние от базовой линии одной строки до базовой линии следующей строки. Интерлиньяж может быть равен кеглю, тогда расстояние между базовыми линиями будет равно той самой неуловимой высоте кегельной площадки. По умолчанию в программах вёрстки интерлиньяж равен 120% кегля.
Подводный камень: Интерлиньяж «по умолчанию» в 120% кегля хорошо работает далеко не всегда. Это вариант для текстового набора шрифтом со средним значением высоты строчных букв и в колонке текста средней ширины (60–70 знаков в строке).
Если строка короткая, 50 знаков и меньше, то увеличения на 20% может быть многовато. Если строка длинная, 80 знаков и больше, то увеличивать интерлиньяж стоит сильнее — не на 20%, а, например, на 50% (то есть интерлиньяж будет 150% кегля).
Если строчные буквы в шрифте крупные, то для комфортного набора лучше увеличивать интерлиньяж сильнее, а если мелкие — то наоборот.
Всё это касается текстового набора небольшим кеглем. Чем крупнее текст, тем больше кажется междустрочный интервал, при том же значении в процентах. Поэтому в заголовках, особенно крупных, интерлиньяж лучше не увеличивать относительно кегля, а иногда его вообще стоит уменьшить.
Кернинг
Кернинг шрифта — это корректировка межбуквенных расстояний для конкретных сочетаний букв.
Чтобы шрифт было комфортно читать, нужно «серебро набора» — визуально одинаковые межбуквенные пробелы в строке. При проектировании шрифта автор работает сразу и с формой букв, и с промежутками между ними. Эти промежутки называются межбуквенные расстояния или апроши, а белое пространство с одной стороны буквы — полуапрош.
У прямоугольных, круглых и треугольных букв полуапроши разного размера. Если шрифт сделан хорошо, то они выставлены так, чтобы строка выглядела ровной. Например, у буквы Г правый полуапрош обычно гораздо меньше левого, чтобы уравновесить пустое пространство снизу. Однако существуют такие сочетания знаков, между которыми даже при хорошо расставленных межбуквенных расстояниях возникают «дырки».
Чтобы избавиться от дырок и выровнять ритм строки, нужен кернинг — изменение расстояний между буквами в конкретных парах знаков. Полуапроши не меняются, но когда в строке встретятся Г и А, шрифт будет знать, что их надо подвинуть ближе друг к другу.
Подводный камень: Иногда люди называют кернингом вообще всё, что связано с межбуквенными расстояниями. Например, фраза «В этом шрифте плохой кернинг» может оказаться не совсем корректной: бывает и так, что в шрифте плохо расставлены межбуквенные расстояния, а кернинга там нет совсем — ни плохого, ни хорошего.
Пишите в комментариях, какие из этих фраз о шрифтах вам встречались:)
Агонь! Лайк за полезный материал
Рада, что было полезно)
Я присоединяюсь к вашему комментарию, материал очень грамотно составлен.
Комментарий недоступен
Спасибо)
Подтверждаю
Вообще не знаю, где мне это пригодится, но статья огонь, было интересно
Интересно, спасибо! Не представляю, сколько времени может уйти, чтобы наладить кернинг в шрифте. Это ж сколько сочетаний букв надо учесть
Тут самое сложное — собрать проверочный текст со всеми (или хотя бы большинством) сложными сочетаниями, вот это довольно долго, но его обычно собирают один раз и потом используют для всех следующих шрифтов. А когда есть хороший проверочный текст, то сам кернинг занимает обычно два-три дня на начертание.
Отличная статья! Очень подробно, наглядно и понятно)
Спасибо)
Спасибо огромное, очень понятно и наглядно, буду показывать начинающм дизайнерам. Утащила ссылку в базу знаний
Спасибо) на всякий случай — там в конце ссылка на расширенную версию
да, я сходила посмотреть
Спасибо за материал. Очень полезно.
Всегда путал строчные и прописные)
Спасибо за материал, познавательно!
Александра, спасибо вам за то, что даже в самой банальной и заезженной теме вы найдете интересные и полезные моменты! 💜
Спасибо)
Апрош и полуапрош! Есть у меня проблема с этим делом. Что в "картинке" не так?
Смотрите, у вас на картинке пунктирные линии проходят по самым выступающим точкам букв, а между ними как бы прямоугольники-пробелы. И из-за того, что они одинаковой ширины, вокруг треугольной буквы получаются большие дыры.
А в шрифте выставляются полуапроши, то есть количество белого сбоку, для каждой буквы, то есть условный пунктир бы проходил посередине между I и F, и, соответственно, у N справа и у I слева было бы в два раза меньше белого — уже ровнее.
Хм, интересно
Комментарий недоступен
Да, возможно, стоит это в более явной форме написать, спасибо)
Как же все сложно оказывается в типографии
Спасибо за статью!
Вот стараемся потихоньку делиться знаниями
столько тонкостей и нюансов в подборе шрифтов ,не знал что есть такие заморочки
Да, нюансов много) У нас есть отдельная статья о том, как подбирать универсальные шрифты, которые подойдут для разных проектов/задач. Может быть, пригодится: https://info.paratype.ru/kak-podobrat-universalnyj-shrift/
спасибо за подробный разбор ,было полезно и позновательно
Спасибо)
Воу, супер. Жду статьи о правописании и синтаксисе. Хочется больше новой актуальной информации из первых рук.
Комментарий удален модератором
Со шрифтами так легко запутаться
А расскажите про особенности шрифтов с письменностями справа-налево. Или в самих шрифтах всё то же самое? И где найти российский свободный шрифт, поддерживающий еврейский алфавит?
В самих шрифтах примерно то же самое, тут важно, чтобы софт поддерживал такие письменности. Именно российского свободного шрифта с поддержкой иврита я вспомнить не могу, придётся пока выбирать что-то с Google fonts.
Слишком сложно, шрифты эти ваши, еще и цвета говорят подбирать правильно
Ой, и не говорите…
Статья отличная!
Когда узнал, что за кастомный TTF-шрифт (не кириллица, не латиница - пиктограммы на манер Webdings) мои заказчики отдали не меньше, чем весь веб-дизайн ($10K), я думал, они сильно прогадали, но потом понял серьезность задачи.
Спасибо, освежил знания.
Знаете, сейчас всё чаще заказы на "интуитивную" типографику приходят, где многие устоявшиеся шрифтовые правила не действуют (искажение символов, смешение начертаний и т.д.). Хотелось бы узнать, чем вызван этот тренд в массовом дизайне и есть ли у него будущее.
Как ни странно, на самый распространённый камень - это определение "кегль"!
Множество раз видел следующее:
В лучшем случае - такое:
Это сплошь и рядом. И ни про какую "кегельную площадку" даже не вспоминают. Печально...