Рост вверх: как мы оцениваем навыки в команде
Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор DocDoc (входит в группу «Сбербанк»). Сегодня рубрика «Дрим-тим», в которой рассказываю, как мы в компании создаём команду мечты.
Для развития нашей команды дизайна мы остановились на двух инструментах. И они дополняют друг друга.
Первый инструмент: уровни в дизайне
Мы внедрили прозрачную систему роста, которая решает долгосрочные проблемы:
- Дизайнера — непонятно, как получить прибавку к зарплате и куда дальше развиваться, на какие курсы ходить.
- Компании — как систематизировать развитие дизайнеров в нужном направлении.
Второй инструмент: оценка навыков
Помогает точечно развивать хард- и софт-скилы каждого дизайнера.
Для лучшего понимания работы этих двух инструментов представьте, что:
- Уровни в дизайне — этот инструмент похож на путеводитель, который показывает весь спектр направлений и точек роста для дизайнера.
- Оценка навыков похожа на приборную панель, по которой можно смотреть показатели и понимать, сможет дизайнер расти в нужном направлении или нет.
Об уровнях в дизайне я рассказывал в одной из прошлых статей. Сегодня расскажу об оценке навыков: для чего нужен этот инструмент, как мы его реализуем и что делаем с полученными данными.
Введение
Работа дизайнера — совокупность разносторонних навыков. Одни развиты хорошо, другие плохо. Это нормально, когда мы «прокачиваем» навыки в зависимости от сферы их применения.
Но самоанализ — дело трудное. Поэтому мы собрали профессиональные навыки и сгруппировали их по разделам:
- визуальный дизайн — UI;
- проектирование интерфейсов — UX;
- исследования и аналитика;
- управление собой и проектами;
- дизайн-артефакты.
Спасибо Юре Ветрову за базовую концепцию идеи, которую мы переняли и развили под свои нужды.
Проведение оценки
Мы проводим оценку раз в полгода. Чтобы она была в меру объективной, остановились на таком наборе участников для каждого дизайнера:
- два–три менеджера, с которыми он плотно работал последние полгода;
- один-два дизайнера, которые могут дать объективную оценку;
- руководитель;
- сам дизайнер.
Чтобы все понимали терминологию навыков одинаково, при наведении на них появляется подсказка с описанием.
Навыки оценивают по пятибалльной системе:
- «—» — «не знаю»;
- 1 — плохо, «ничего не знает»;
- 2 — поверхностные, «не стоит доверять»;
- 3 — средние, «ну, так себе»;
- 4 — отлично, «можно доверять»;
- 5 — авторитетные, «сам может научить».
После нескольких оценок заметили, что ребята часто ставят дробные значения — значит, шкала маловата. В версии 3.0 перейдём на десятибалльную систему.
Подсчёт голосов
Чтобы получить объективные результаты, мы разделили итоговую оценку на две:
- Итог — среднее значение оценок менеджеров, дизайнеров и руководителя.
- Моя оценка — как дизайнер оценил себя.
Это помогает самому дизайнеру увидеть две картины мира — как видят его со стороны коллеги и как он сам себя позиционирует. Это работает в случае, если оценку поставили более двух человек.
В отдельной вкладке каждый дизайнер может увидеть результаты коллег и сравнить себя с ними.
Выводы
Какие навыки требуют развития — определяем по двум факторам.
Хорошее улучшаем, плохое не трогаем
Фокусироваться на одних только проблемах — сомнительная идея. 70% внимания и сил стоит направлять на развитие того, в чём дизайнер и так уже силён, а оставшиеся 30% — на то, чтобы подчищать хвосты и латать дыры в навыках.
Интересы продукта
Например, продакт-менеджеры через месяц начнут активно проводить исследования на пользователях. Если оценка этого навыка у дизайнера находится ближе к четырём баллам, то есть смысл сфокусироваться на его развитии.
В конце создаётся документ по каждому дизайнеру, где указано, на какие навыки стоит обратить внимание, а также описаны рекомендации по их развитию. В краткосрочном моменте — книги, статьи и люди. В долгосрочном — курсы и митапы.
Всё носит чисто рекомендательный характер — никакого принуждения. Цель оценки навыков — показать точки для роста. А уже дальше дизайнер решает сам — развивать или забить.
Итоги после двух оценок
Обратная связь после оценок была положительной — ребята брались за рекомендации и показывали хорошие результаты. Были и те, кто ничего не делал, но и они говорили, что им было полезно посмотреть на свои навыки со стороны.
Мы учли ошибки прошлого и начинаем подготовку к третьей оценке навыков, которая пройдёт в конце августа.
А как в вашей компании подходят к развитию дизайнеров? С интересом послушаю вас в комментариях.
Как менеджер может оценить квалификацию дизайнера?
Откуда менеджер знает почему тут должна быть тень, а тут получилась перегруженная композиция. Знаете базовые законы рисунка, формы и цвета?
Вы серьезно)) Может после своей оценки, дизайнер должен заполнить такую же табличку на менеджера, оценив его компетенции?)))
Не мешайте укомплектовывать крестьян поплотнее.
Вы наверное дизайнер в небольшой компании?) Если менеджер не с улицы, а с большим дизайнерским опытом, выросший в менеджера из дизайнера, решивший множество кейсов, сделавший много проектов, то это может быть очень хороший менеджер, который на интутивном уровне 'чует' хорошую композицию и знает ее опредение, знает как направлять менее опытных бойцов, будет делится опытом и систематизировать подход. Такому человеку можно доверить управление дизайном. В больших проектах без такой роли никуда.
В большой компании. И в ней эту роль выполняет арт-директор, а не менеджер.
Странная роль для арт-директора. Арт-директор не операционная роль.
да, и что делать если менеджер с улицы, а дизайнер нет?) Кто на него табличку будет заполнять?
Какая-то печальная ситуация. Два пути: начать эскалировать про некомпетентность менеджера(если это действительно так), конструктивно свою позицию отстаивать, и пытаться повлиять на ситуацию. Ну и если это прям мешает развиваться, и всем остальным пофиг, то зачем в таком месте работать.
А чего минусим то? )
Менеджер может хорошо оценить софт-скиллы дизайнера: коммуникация, восприимчивость к критике, самостоятельность, инициативность и т.п.
Хард-скиллы менеджер тоже может понять и оценить: исследование, валидация и проверка гипотез, основы интерфейсов, пользовательские сценарии, структура интерфейса и т.п.
Только в блоке «Визуальный дизайн · UI» менеджер может быть слегка не объективен. Даже если у менеджера все плохо с пониманием этих навыков, то можно оценивать «нравится/не нравится». Это тоже оценка, которая помогает понять навыки дизайнера.
Ведь конечные пользователи зачастую так и оценивают интерфейсы: «нравится/ не нравится» и «удобно/не удобно»
Вот это да))). Нравится/не нравится может аватарка на фейсбуке, а в бизнесе одно правило приносит деньги (результат)/не приносит.
Коммуникация, восприимчивость к критике, самостоятельность, инициативность - это субъективная оценка, которая не говорит о компетентности и качестве работы дизайнера. Эти критерии применимы к любому сотруднику, так же и к менеджерам. Получается их тоже надо добавить в вашу табличку.
Исследование, валидация и проверка гипотез, основы интерфейсов, пользовательские сценарии, структура интерфейса и т.п. это совместная работа с менеджерами и аналитиками.
Чтобы оценить проф пригодность сотрудника проводят ассессмент, а менеджер должен за своими задачами и своей компетенцией следить.
Начальство не может ошибаться, оно может быть СЛЕГКА не объективным
Отличная статья, было бы не плохо получить подобную таблицу по SEO
В данной статье описана методика. Этого вполне достаточно для создания своей системы оценок. Критерии по SEO Вы уже подбираете самостоятельно)
Очень напоминает 360 review, только с жестким выбором аудитора.
можно подробней про 360?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_360_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2
Хорошая штука и «для себя»
визуальный дизайн — User Interface
проектирование интерфейсов — User eXperience
вы точно ничего не перепутали?
Ваня,
знаю, что оценка сотрудников сейчас многим интересна. Фигма, например, сформировала такой список:
https://www.figma.com/blog/how-we-built-the-figma-design-team/
Да, мы тоже их смотрели. Если переложить нашу таблицу на их красивую диаграмму — получится тоже самое. Идея делать анкеты со скиллами в фигме выглядит хорошо, но зачем?
Похоже на процесс ради процесса. А может просто мы слишком примитивно мыслим, своими таблицами :)
Иван, не внедряйте 10ти бальную систему. Посмотрите числа Фибоначчи