12 принципов анимации Диснея
В 1930-х годах художники-аниматоры Олли Джонстон и Фрэнк Томас из Walt Disney Studios разработали принципы анимации. Они описаны в культовой книге «Иллюзия жизни: диснеевская анимация», которая стала результатом их огромной практики рисования и изучения движений. Рассказываем про 12 главных принципов, о которых должен знать каждый художник.
1. Растяжение/сжатие
Идея - в наделении персонажа "эластичными" свойствами: в реальном мире живое тело всегда двигается и деформируется при движении, в анимационных фильмах эти деформации отображаются в преувеличенной форме. Согласно правилу, объем тела персонажа должен оставаться постоянным за некоторыми незначительными исключениями.
2. Сценичность
Важно, чтобы выражения лица, мимика и позы персонажа были максимально простыми и выразительными. Желательно гипервыразительными, чтобы дети и взрослые одинаково понимали все передаваемые эмоции. Принцип сценичности основан на главном правиле театра - мимику невозможно разглядеть с дальних рядов и балкона. Поэтому камера должна быть установлена так, чтобы зритель видел все движения персонажа.
3. Отказное движение
Перед осуществлением какого-либо действия персонаж должен предшествующим движением показать намерение. Например, если персонаж собирается поднять тяжелый предмет, он сначала опускает руки и делает небольшую паузу, чтобы создать ожидание и антиципацию для зрителя. Такие действия называются отказными движениями. В анимации их обычно гипертрофируют, чтобы придать инерцию движениям и подготовить зрителя к действию. Это помогает сделать картинку более органичной и реалистичной.
4. Переход от позы к позе
Перед тем, как начинать детальное рисование персонажа, необходимо предварительно спланировать его движения. В этом случае художник создает основу и позиционирует персонажа на сцене, а затем помощники дополняют его, прорабатывая кадры движения. Такой подход увеличивает эффективность и снижает возможность ошибок.
5. Сквозное движение
В анимации все части тела персонажа взаимодействуют друг с другом одновременно при выполнении определенного действия. Например, при поднятии руки голова и плечи также должны реагировать на это движение, чтобы создать ощущение целостности и согласованности. Художнику следует придерживаться "иерархии тела", где при ходьбе движение исходит из бедер и передвигается вниз до лодыжек - это и называется сквозным движением.
6. Плавные вход и выход
Для достижения выразительности в работе над анимацией необходимо уделить внимание плавному "входу" и "выходу" персонажа. После того, как мастера создали выразительные позы, ассистенты добавляют промежуточные кадры, чтобы персонаж плавно переходил от одной позы к другой, замедляя движение перед выходом из позы и плавно входя в следующую композицию.
7. Дугообразная траектория
Все организмы двигаются изогнутыми траекториями. Иногда может показаться, что при резких движениях траектория становится прямой, но это всего лишь иллюзия. Даже в самых резких движениях траектории всё равно обладают изогнутостью, хотя могут быть приближены к прямым. Исключение - анимэ: там подобный прием используется редко по стилистическим соображениям.
8. Второстепенные действия
Помогают подчеркнуть эмоциональность и выразительность. Именно поэтому принцип второстепенных действий - один из самых часто используемых инструментов в анимации.
9. Тайминг
Вес и настроение персонажа могут быть переданы с помощью правильного тайминга. Вес определяется скоростью перемещения и инерцией, которые должны соответствовать движениям персонажа. Для расчета времени движения и захлеста художник учитывает вес, объем, инерцию и психоэмоциональное состояние персонажа. Настроение персонажа будет передано через скорость его движений. Например, расстроенный персонаж будет двигаться медленно и вяло, а воодушевленный персонаж проявит энергию и активность.
10. Карикатуризация
Реализм в анимации неэффективен, но гиперболизация элементов – очень даже! Грустный персонаж выглядит мрачнее тучи, счастливый - светится как яркая звезда на елке, а гневный – ассоциируется с кипящим паровым котлом, готовым вот-вот взорваться.
11. Профессиональный рисунок
12. Залипательность
Чтобы зритель был эмоционально вовлечен в происходящее, персонажи должны быть уникальными и интересными. Даже некрасивого героя можно сделать привлекательным. Пример: мф "Красавица и Чудовище", в котором ужасное чудовище, гибрид нескольких животных, оказывается не таким уж страшным, в то время как красавчик Гастон, редкостный мерзавец, сразу вызывает отвращение.