Дизайн
Ян Австрейх
4625

Узнать, что продукт стал слишком сложным, и упростить его Материал редакции

Руководитель дизайна в Google Дэвид Хог поделился с журналистом Патриком Фаллером советами о том, как сохранить только самые нужные и эффективные функции приложения.

В закладки
Аудио
Дэвид Хог занимается не только дизайном, но и прикладной психологией

Как узнать, когда продукт из многофункционального стал просто сложным

Есть много признаков того, что продукты и сервисы начинают становиться сложными. Скорее всего, вы свернули не туда, если продуктовая команда вместо дизайна, разработки и исследований тратит время:

  • На долгие дискуссии о плюсах и минусах новых функций и услуг (и не принимает окончательного решения).
  • На постоянные попытки договориться, стоит ли делать что-то с продуктом.
  • На поиск места для нового элемента, который не особо важен.
  • На различение частей интерфейса, похожих друг на друга.
  • На создание функций только для того, чтобы опробовать новые технические возможности, не задаваясь вопросом, нуждается ли в них пользователь.

Если мы добавляем что-то в продукт, удалить это может быть очень сложно. При этом разработчики часто поступают странным образом: они оставляют функцию, которой пользуется маленькая часть людей, не думая о том, что большинству она мешает. В конечном счёте продукт остаётся сложным.

На первый взгляд, лёгкий дискомфорт большинства пользователей — приемлемая плата за то, что другие не будут страдать из-за удалённой функции. Но если такие ситуации повторяются часто, градус общего недовольства будет расти. Это приведёт к снижению качества продукта в целом. Каждое отдельное изменение кажется приемлемым, но все вместе они заметно ухудшают UX.

Почему усложнение продукта так негативно сказывается на UX

Усложнение продукта может привести к тому, что пользователь перестанет пользоваться продуктом или начнёт делать это реже, останется неудовлетворён, напишет негативный отзыв. Продукт будет приносить меньше доходов, люди станут обращаться к нему с неохотой. А в это время всё больше конкурентов станут дышать вам в спину.

Когда продукты становятся трудными, пользователи начинают искать им замену. Они будут терпеть сложный продукт, только если нет других вариантов. Но с появлением альтернативы они сбегут.

В очень немногих продуктах пользователи приветствуют повышенную сложность. В таких случаях повышенная нагрузка (больше затраченного времени, дискомфорта, работы, ошибок и недовольства) компенсируется полезностью продукта и уверенностью в том, что он удовлетворит все нужды пользователя.

Как избежать чрезмерного усложнения дизайна продукта

Уделите достаточно времени планированию. Со временем продукт будет меняться, развиваться и расти, так что потратьте ресурсы на то, чтобы предвидеть, в каких направлениях это будет происходить. Используйте методы спекулятивного и критического дизайна для изучения возможных вариантов того, что ждёт продукт в будущем и какие проблемы возникнут.

При работе с MVP может быть трудно уделить время на планирование чего-то, что выходит за рамки текущей фазы разработки (возможно, трудно спланировать даже следующий шаг). Но заглядывать вперёд нужно, если вы хотите выпустить хороший продукт.

С самого начала заложите масштабируемость в продукт. Какие новые данные и типы анализа могут стать доступными? Какие потребности будут у пользователей, какие задачи им надо будет решать? Как должна развиваться архитектура, чтобы вместить новые функции и пользовательские сценарии? Какие новые технологии уместнее включить в продукт?

Легче удалить что-то вначале и вернуть позже, когда элемент будет нужен, чем ждать, пока эту функцию придётся убрать.

Сосредоточьтесь на изучении самых важных путей пользователя и ключевых сценариев использования. Исследования, метрики и аналитика помогают понять разницу между действительно важными функциями продукта и функциями, которые пользователям просто приятно иметь под рукой.

Не опирайтесь на собственное мнение при создании дизайна: вы делаете его для пользователей, а не для себя. В течение исследований, работы над дизайном, разработки и продумывания стратегии развития продукта в первую очередь помните о пользователе.

Критически оценивайте значение каждой новой или уже существующей функции продукта. Окупает ли она своё присутствие в продукте. Какие чувства она вызывает у пользователей? Если добавить в продукт что-то новое, усложнит ли это понимание пользовательских сценариев? Какими могут быть положительные и отрицательные последствия добавления новинки? Стоит ли оно того?

Вы должны постоянно быть начеку, чтобы не допустить неконтролируемого разрастания проекта и накопления недовольства пользователей. После больших релизов делайте паузу, чтобы оценить труды. После обновлений или изменений в продукте оглядывайтесь назад, критически анализируйте производительность. Также проводите количественные и качественные исследования, чтобы узнать, не становится ли продукт сложнее.

Как исправить дизайн продукта, который стал чрезмерно сложным

Когда вы понимаете, что ваш продукт сложный, спросите себя:

  • Можно ли сделать имеющееся проще, не жертвуя при этом слишком многим?
  • Следует ли принять более радикальные меры?
  • Начать ли разрабатывать новый продукт?
  • Делать ли тотальный редизайн?
  • Сделать ли из своего продукта несколько новых, узко специализированных?

Если у вас есть возможность улучшить продукт или сервис, эти методы помогут сделать его проще:

  1. Вычитание — удаление ненужных составляющих.
  2. Консолидация — логичное объединение нескольких мелких элементов в большой.
  3. Перераспределение — реорганизация, перенос составляющих продукта в другие места.
  4. Приоритизация — выделение наиболее важных составляющих продукта и перенос на задний план менее важных.
  5. Уточнение — работа над элементами интерфейса (ярлыками, значками), чтобы сделать их понятнее и уменьшить чувство неопределённости у пользователей.
Слева направо: вычитание, консолидация, перераспределение, приоритизация, уточнение

Часто на все эти улучшения приходится потратить много времени. Чем более сложным стал продукт, тем сложнее и неудобнее его упростить, тем больше рисков и тем дороже упрощение.

Наблюдение за продуктом и сохранение простоты требуют от разработчиков самоотдачи. Зато это экономит время в будущем: не нужно будет тратить ресурсы на исправление ошибок. Быть постоянно начеку — проще и экономичнее, потому что лучше часто выполнять немного работы, чем иногда выполнять много.

Например, у Android-смартфонов много настроек, и со временем меню «Настройки» превратилось в длинный список опций. Этот список пестрит техническими терминами и плохо описывает пункты меню.

Последние несколько лет мы старались сделать меню проще, при этом сохранив функциональность. Названия стали проще, длинные списки короче, появилось больше подпунктов. Важные опции, которые пользователь использует часто, занимают первые позиции. Опции, которыми люди пользуются не так часто, скрыты или свёрнуты в подпункты.

Советы дизайнерам, которые боятся упрощать

Я бы спросил у таких дизайнеров: «Сколько раз вам хотелось упростить другие вещи в своей жизни? Навести порядок на столе? Рассортировать книги, файлы? Выполнить задания из списка дел?». Пользователи тоже хотят упростить свою жизнь, и мы делаем это для них.

Полезные продукты помогают сосредоточиться на достижении желаемого, хорошо организованы, направляют пользователей. Делая составляющие продукта более удобными, осмысленными и ожидаемыми, вы работаете на благо пользователя.

Во время разработки новую функцию постепенно усложняют. Завершив разработку, остановитесь и подумайте, как упростить функцию. Только так можно сделать улучшение, которым удобно пользоваться

Да, иногда приходится удалять что-то важное из продукта или вносить в него радикальные изменения. Но обычно в таких случаях для удалённых элементов есть лучшая замена. Например, за последние годы изменились USB-порты, и в ближайшем будущем придётся повозиться с покупкой новых кабелей, разъёмов и адаптеров. Но USB-порты, сделанные по новым стандартам, быстрее, проще и надёжнее.

Что делать, если ради упрощения нужно удалить функцию, которая нравится пользователям

Иногда разница между затратами и прибылью заставляет создателей продукта изменять или удалять важные элементы. Это сложная ситуация. Мы знаем, что людям нужны эти функции, но разумнее будет от них отказаться. В такой ситуации разработчикам следует спросить себя:

  • Можем ли мы заменить этот элемент на аналогичный, но подходящий для продукта?
  • Можем ли мы отделить этот элемент и сделать из него новый продукт или составляющую нового бизнеса?
  • Можем ли мы изменить модель доходов, чтобы оставить этот элемент в продукте?
  • Существуют ли альтернативные работающие технологии, с помощью которых можно будет дальше предлагать этот элемент пользователям?
  • Будем ли мы по-прежнему конкурентоспособны, если мы удалим функцию или услугу?

Вы должны прийти к рациональному компромиссу, который учитывает потребности пользователей, требования бизнеса и ваши технические возможности. Помните, большое достоинство многих цифровых продуктов — их можно улучшать и изменять настолько часто и быстро, насколько необходимо.

Разработчики Google-приложений вроде Gmail, «Google Календаря», «Google Диска» и «Google Документов» постоянно улучшают свои продукты (и время от времени перерабатывают их). Они имеют доступ к продвинутым технологиям и получают отзывы и данные от исследователей и аналитиков.

Браузер Google Chrome обновляется каждые шесть недель (исправления, добавления новых элементов). Каждая новая функция или услуга — это возможность пересмотреть значение продукта в целом и направить процессы усложнения и упрощения в нужное русло.

Разработчики Chrome встроили в него CSS-редактор, предлагают пользователю новые инструменты разработки, модифицировали просмотр истории браузера и даже изменили внешний вид интерфейса, чтобы отразить в нём новые стандарты разработки и предпочтения пользователей.

Почему создавать и сохранять простоту в продуктах так важно для будущего UX-дизайна

Если мы, дизайнеры, хотим решать проблемы пользователей, удовлетворять их потребности и делать продукты значимыми для людей со всего мира, мы обязаны делать продукты простыми.

Они должны быть понятными и оставлять хорошие впечатления. В продуктах не должно быть ненужных усложнений. Именно дизайнеры поддерживают баланс между потребностями пользователей, бизнес-требованиями и техническими возможностями.

Награда за доброе дело — в самом его свершении.

Ральф Уолдо Эмерсон
писатель

Простота — не цель, а принцип, которым нужно руководствоваться. Есть определённые принципы дизайна продуктов, которые неоднократно упоминались в течение последних нескольких десятилетий:

  • Делать значимые продукты.
  • Решать проблемы.
  • Удовлетворять потребности.
  • Уважать людей.
  • Уважать культуры.
  • Относиться ко всем группам пользователей одинаково справедливо и делать дизайн универсальным.
  • Делать свою работу качественно.
  • Оставлять у людей положительные впечатления от использования.
  • Добиваться доверия пользователя.
  • Быть простыми.
  • Защищать данные пользователей.
  • Соблюдать политику конфиденциальности.

Люди скорее заметят, что продукт подводит их или перестаёт работать, чем то, что продукт успешно справляется с задачей и работает хорошо (пользователь этого и ожидает).

Иногда то, над чем мы трудились больше всего, пользователи не замечают, потому что отличный продукт помогает пользователям сосредоточиться на важном для них, а не на самом инструменте.

Успех может быть тихим, но пользователи проявляют свою молчаливую благодарность и признательность в виде добровольного использования вашего продукта, лояльности к вам и платы за продукт. Когда мы делаем всё правильно, переделывать потом приходится меньше.

Я поклонник Futurama, и одна из моих любимых цитат из шоу: «Когда ты делаешь что-то правильно, люди воспринимают это как должное и не видят в этом твоей заслуги».

Отличный дизайн не отвлекает людей, он помогает им сосредоточиться на том, что они делают в данный момент, что чувствуют и чего достигают.

{ "author_name": "Ян Австрейх", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0439\u043e\u043f\u044b\u0442","ux"], "comments": 6, "likes": 37, "favorites": 167, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 80404, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 26 Aug 2019 17:01:35 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80404, "author_id": 192524, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80404\/get","add":"\/comments\/80404\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80404"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Что, в гугле в натуре есть руководитель UX?
Я думал, там девелоперы херачат, кто на что горазд, судя по их интерфейсам.

P.S. Для автора - “UX Designer” в данном случае переводится как «Проектировщик UX», а не дизайнер.

Ответить
0

Термин «дизайнер» на русском вполне может в контексте заменять термин «проектировщик»

Ответить
1

Судя по всем интерфейсам гугла, у них не должно быть дизайнеров вообще.
Любое дизайнерское решение в продуктах гугла – это максимальный пиздец. Начиная от цветовых решений, заканчивая ебанутыми тенями и уебищным roboto.

Ответить
3

Не, один у них точно есть, он картинки к праздникам рисует для главной. Причем, часть зарплаты им выдают весьма недурными препаратами.

Ответить
2

При этом разработчики часто поступают странным образом: они оставляют функцию, которой пользуется маленькая часть людей, не думая о том, что большинству она мешает..

Супер, у каждого разработчика есть детальные отчёты по поведению пользователей, каждый имеет к ним доступ. Ну и конечно же, все разработчики умеют их читать. И времени у разработчиков вагон свободного. И вообще странные они.

Ответить
0

Зачетная статья

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }