Дизайн
Kirill Kazakov
1304

Подготовиться и провести юзабилити-тестирование самостоятельно

UX-исследовательница СКБ «Контур» Эмилия Городовых составила руководство для тех, кто только начал сам проверять свои решения и хочет делать это качественно.

В закладки

К UX-исследователям в СКБ «Контур» часто приходят с запросом проверить решение — будет ли оно понятно пользователям, всё ли учтено.

Обычно это происходит на этапе, когда команда уже собрала аналитику и придумывает или проектирует новое решение. Либо когда уже есть действующий сервис и работающее решение.

При этом бывает, что ресурса UX-исследователей не хватает на все команды и проекты, а делать добро пользователям хочется.

Содержание:

В чём суть

Модерируемое юзабилити-тестирование (далее буду писать просто ЮТ) относится к качественным методам (да, это значит, что есть и количественные немодерируемые, но сейчас о них не будем).

Суть ЮТ в том, чтобы проверить и оценить, насколько пользователю удобно решать свои задачи в интерфейсе и с какой эффективностью он это делает, какие возникают проблемы и почему они важны в его сценарии работы.

ЮТ позволяет получить убедительные результаты именно потому, что опирается на поведение пользователя. Исследуется то, что люди делают, а не то, что говорят. Во время ЮТ есть модератор или исследователь, который даёт задания, наблюдает за ходом их выполнения, задаёт уточняющие вопросы.

Зачем проводить

  • Узнать новое о пользователях, обогатить сценарии.
  • Проверить гипотезы об основных сценариях и способах решения задачи.
  • Получить обратную связь пользователей об интерфейсе: помогает ли решать их задачи, насколько эффективно, есть ли трудности и на что они влияют.
  • Посмотреть на контекст работы пользователя: рабочее место, обстановку, программы и предметы.
  • Услышать слова и увидеть эмоции человека. Какие темы выделяет эмоционально? Какие использует слова во время работы с интерфейсом, что важно?

Критерии, нужные ЮТ

  • Добавляется новый сценарий для пользователя (новая функция в продукте или новый продукт).
  • Меняется привычный способ или логика работы пользователя.

Как подготовиться

Как и в любом исследовании, сначала важно сформулировать гипотезы для проверки и вопросы, на которые нужны ответы:

  • Гипотеза. Есть трудность или проблема при работе в интерфейсе с... Кажется, что пользователям будет полезна новая функциональность в придуманном решении. Для проверки этой гипотезы смотрим на то, как пользователь работает с новой функциональностью во время ЮТ, что рассказывает про свой актуальный сценарий.
    Узнаём качественную информацию о том, есть ли у пользователя в принципе такая задача. Если да, то всё ли мы учли в придуманном для неё решении.
  • Вопросы: как работают пользователи в интерфейсе или с его частью, что важно и почему, всё ли мы учли в нём для задач пользователя.

Прописать сценарий для тестирования

Включает в себя легенду, задание-инструкцию, шаги тестируемого сценария с вопросами. Сценарий нужен, чтобы ничего не забыть и получить обратную связь по всем интересующим частям системы от всех пользователей. Можно воспринимать его как чек-лист и место, где можно делать для себя пометки в ходе тестирования (что ещё уточнить, куда вернуться позже).

Легенда

Её цель — погрузить респондента в ситуацию, помочь лучше понять, что будет происходить. Здесь важно идти от потребности пользователя, а не от функциональности системы.

Задание

В нём говорится, какую задачу сейчас нужно выполнить пользователю в сервисе.

  • Смоделировать ситуацию: «Представьте, что вы А. А. Тыковка».
  • Оттолкнуться от опыта пользователя: «Когда вы последний раз делали это?».
  • Предоставить свободу действий: «Действуйте, как обычно вы работаете в системе».

Шаги сценария

При прописывании шагов сценария важно помнить: если пишем этот шаг, значит, важно у пользователя узнать об этой части интерфейса:

  • Что думает, комментарий.
  • Сценарий работы.
  • Посмотреть, как будет действовать пользователь.

Вопросы

Два пути, где их можно прописать в сценарии и когда задать:

  • Прописать открытые ненаводящие вопросы, которые задаются перед ЮТ (например, чтобы лучше понять текущий сценарий пользователя, как он работает сейчас). Подробнее о том, как правильно задавать вопросы и проверить свою гипотезу, — в материале о проблемных интервью.
  • Под каждым шагом сценария заранее прописать уточняющие вопросы, чтобы сразу уточнить их в контексте.

Важно помнить, что лучше не увлекаться вопросами во время ЮТ. Самое ценное в таком тестировании — наблюдать, как пользователь работает в интерфейсе, а не провести интервью. Интервью лучше оставить на начало или конец ЮТ в качестве отдельного блока, помогающего установить или завершить контакт с респондентом.

Подготовить прототипы

После того как понятны цель и гипотезы для проверки во время тестирования, прописаны сценарий и вопросы, приходит время продумать, где мы будем наблюдать за действиями пользователя.

Для тестирования подходит прототип любой степени детализации:

  • Работа с самим сервисом. В таком случае надо заранее подготовить тестовую площадку, на которой будет работать пользователь, или договориться с ним о ЮТ с его компьютера и под его учётной записью.
  • Кликабельный прототип, сделанный в InVision или Figmа. В нём необязательно прорисовывать всё от и до, как это работает в живой системе. Достаточно основного сценария, чтобы были кликабельны именно те части, которые важно проверить.
    В этом случае можно предупредить пользователя, что это набор картинок. В них нажимается не всё, и это нормально. Если он начнёт работать с какой-то частью интерфейса и ничего не произойдёт, то пусть просто прокомментирует, что он хотел сделать.
  • Бумажный прототип тоже подойдёт, если на его «экранах» можно выполнить осмысленную для пользователя задачу. Хорошо подходит для проверки скорее идеи о решении, чем для удобства работы с конкретным интерфейсом. Прототип в этом случае сделан настолько абстрактно, что пользователь не отвлекается на дизайн и особенности реализации, а обсуждает саму предложенную идею и насколько она вписывается в его текущую реальность.

Как пригласить пользователей

Это важная часть, поскольку от того, какие ожидания сформируются у пользователя при приглашении, будет зависеть, насколько он будет лоялен и готов к ЮТ.

Здесь есть риск быть неверно понятым, и пользователь может решить, что под тестированием системы имеется в виду предоставление бесплатной тестовой версии или продажа дополнительной функциональности с дальнейшей демонстрацией и объяснением, как это работает.

Поэтому важно рассказать, в чём суть ЮТ для пользователя, и расставить нужные акценты во время приглашения.

  • Цель звонка — зачем приглашаем именно этого пользователя на ЮТ. Цель должна быть понятна для него.
  • Откуда контакт.
  • Мотивация. Показать, как ценен и важен пользователь для исследования. Что он как эксперт в своей работе может дать ценную обратную связь для продукта.
  • Обозначить, сколько займёт времени. В среднем ЮТ идёт минут 30. Дольше часа не имеет смысла проводить. Все устанут.
  • Рассказать, что потребуется в процессе встречи, какие варианты места встречи есть.
  • Обдумать, как работать с возражениями (например, «ой, да я вряд ли буду вам полезна», «мне некогда», «мне это неинтересно»).
  • Предупредить о наблюдателях, если они будут.

Как провести ЮТ

Рассказать, кто ты, что будет происходить

Обязательно стоит сказать о том, что нет правильных или неправильных ответов респондента, подчеркнуть, что вы тестируете не его, а продукт или сервис.

Пример вводной инструкции

Предупредить о записи на камеру или диктофон

Обычно говорим, что эта информация нужна нам для внутреннего использования и будет анализироваться в обобщённом виде.

Сесть, расслабиться и наблюдать

Главное во время ЮТ — не подсказывать, не наводить на желаемые ответы пользователя. Действует правило «со всеми всё хорошо».

Яркие эмоции могут вывести респондента из контакта, и он начнёт давать приятные и желательные для модератора, но уже не совсем честные ответы, которые потом нельзя будет взять в работу и по которым нельзя будет делать выводы.

Если нет уверенности, что получится удержаться от подсказок, лучше просто молча наблюдать и сохранять покер-фейс. А все вопросы и эмоции во время тестирования фиксировать на бумаге. Так будет проще справиться с эмоциями. Что-то потом можно будет уточнить у пользователя, а что-то оставить на обсуждение с командой.

Анализ результатов

Когда проведено исследование, остаётся последний этап — фиксация и анализ результатов. Структурировать результаты ЮТ можно так:

  1. Шаг из сценария.
  2. Сценарий — что хотел сделать пользователь.
  3. Факт — почему у него не получилось или что не так в интерфейсе, как это проявилось во время ЮТ.
  4. Последствия — что будет, если оставить так, или почему это проблема.

После анализа результатов важно сформировать выводы и рекомендации по изменению интерфейса, выделить критичные проблемы и рассказать команде о «болях» или радостях пользователей, смотреть, как вносятся правки, и продолжать собирать обратную связь от пользователей.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Kirill Kazakov", "author_type": "editor", "tags": ["\u044e\u0437\u0430\u0431\u0438\u043b\u0438\u0442\u0438","\u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u043d\u0430\u044f\u0441\u0432\u044f\u0437\u044c"], "comments": 2, "likes": 2, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 82403, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 10 Sep 2019 12:27:39 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 82403, "author_id": 127882, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/82403\/get","add":"\/comments\/82403\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/82403"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Привет. Спасибо. Мы проводим очно и удалённо похожие тесты, также используем Figma для прототипов. Но работаем в основном с коллегами, новичкам, редкий раз с клиентами и студентами. Поделитесь своим опытом, откуда вы берёте клиентов на тесты? Какие каналы рабочие, какие не очень?

Ответить
0

"UX-исследовательница", ох май гад

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }