Редизайн в e-Сommerce: пять проблем, которых можно избежать

Разбираем типичные ошибки: на что стоит обратить внимание при редизайне в ecommerce. Полезно и владельцам интернет-магазинов, и самим дизайнерам.

Главной ошибкой редизайна может быть… сам факт редизайна! Например, в 2015 году обновление сайта kinopoisk.ru пришлось откатить — пользователи его освистали.

Кейс «Кинопоиска» многие помнят до сих пор, и в нём было минимум две ошибки:

  1. кардинальные изменения без выбора «вернуться на старую версию»;
  2. потеря персональных данных.

Могла быть ещё третья — отсутствие аналитики, но этого мы не узнаем.

В итоге все обновления скомкали и отправили в мусорку, а удовольствие это не из дешёвых.

Что такое редизайн и нужен ли он?

Сайту e-Commerce, работающему с высокой рентабельностью, не нужен редизайн.

Кстати, давайте сверим терминологию. Под редизайном мы понимаем не тематические картинки к «чёрной пятнице» или Новому году, а глубинные изменения в юзабилити и пути клиента, цель которых — рост продаж. Это подтверждается и тем, что основной запрос к нам от владельцев интернет-магазинов — вовсе не «сделайте нам красиво». Нет, это боли такого типа:

  • посетители не добавляют товары в «Корзину»;
  • те, кто всё же дошёл до «Корзины», быстро покидают страницу и ничего не оплачивают;
  • пользователи просматривают каталог очень недолго;
  • сделали B2B-портал — продажи дилерам резко упали, а работать по-старому (через email и заказы в Excel) уже нет рабочих рук, да и неудобно.

Эти проблемы нужно решить, тогда вырастет прибыль. А чтобы сэкономить свой бюджет, лучше учиться на чужом опыте. Поэтому мы и составили для вас список частых ошибок в редизайне, по мнению нашей команды:

  1. главная ошибка — потеря персональных данных клиентов;
  2. отсутствие аналитики «до» и «после»;
  3. нарушение правил SEO;
  4. делать только то, о чём просит клиент;
  5. кардинальная смена дизайна без выбора «вернуться на старую версию».

А теперь подробнее.

1. Потеря персональных данных клиентов

Потерю любых своих данных пользователь воспринимает болезненно, ведь ему приходится вводить их заново, т. е. тратить время и прикладывать лишние усилия. На этом этапе часть клиентов уходит навсегда! При редизайне важно продумывать сохранность всех сведений на уровне front-end'а и back-end'а.

Персональные данные, такие как личная информация пользователя, его прошлые заказы, закладки, избранное, комментарии, хранятся в базе. В норме потерь быть не должно, если только вы не решили удалить базу осознанно.

«Чаще проблемы бывают при возврате на предыдущий шаг клиентского пути. Например, когда клиент заполнил форму оплаты, но после этого нажал кнопку «Назад», чтобы вернуться на шаг доставки. Front-end-разработчики должны позаботиться о том, чтобы все данные сохранились и подставились автоматически. Это делается как в Magento (используемая у нас в kt.team платформа для интернет-магазинов), так и на Vue.js (JavaScript-фреймворк для создания пользовательских интерфейсов)».

Яков, Арт-директор, UX/UI дизайнер

Бывает другой случай: проблемы с back-end'ом.

Например, клиент ввёл данные о заказе в форму, нажал кнопку «Оформить заказ», но в этот момент возникает ошибка. Клиент попадёт на страницу с уведомлением об ошибке, а все сведения могут быть утрачены. Для этого back-end-разработчики, как правило, реализуют механизм сохранения временных введённых данных, чтобы они попадали в форму снова. Этот механизм обычно называется persistStore. В цейтноте, когда проект завершается в авральном режиме, о нём иногда забывают.

В CMS Magento, c которой мы работаем, всё это заранее предусмотрено и реализовано на странице оформления заказа.

Также здесь может помочь дополнительная валидация введённых в форму данных (например, корректен ли email) на уровне фронта, чтобы возникало меньше ошибок на бэке.

2. Отсутствие аналитики «до» и «после»

В е-Commerce сайты создают с целью увеличения продаж, и, чтобы оценить результат, нужна статистика «до» и «после». В начале проекта мы просматриваем каждую страницу и анализируем конкретные проблемы — на каком шаге клиент уходит, строим гипотезы — почему, предлагаем, как это исправить. В ход идёт web-аналитика и сквозная аналитика сайта. Также важно проанализировать целевую аудиторию, выявить особенности ассортимента.

Вы читали нашу предыдущую статью про Baymard Institute? Там есть кое-что интересное о том, какие данные мы используем и что помогает нам создавать гипотезы.

3. Нарушение правил SEO при редизайне

Мы уже сталкивались с тем, что наши предложения по редизайну отклонял именно SEO-отдел клиента. Что важно учесть:

  • страницы и папки во время доработки должны быть закрыты;
  • не стоит менять изображения на страницах, которые хорошо ранжируются;
  • при удалении страниц или изменении URL-адреса необходима переадресация на новый адрес;
  • перед релизом нужно проверить на корректность все внутренние ссылки сайта и все формы.

Если нарушить требования SEO, может упасть охват сайта. Это снизит продажи, что мы считаем недопустимым.

4. Делать только то, о чём просит клиент

Клиент приходит к нам с проблемой (сайт не продаёт), и ему нужно, чтобы редизайн её решил. Предложение конкретных методов должно исходить от нас; нельзя перекладывать эту ответственность на заказчика. Поэтому наши дизайнеры — это ещё и аналитики, и, кроме front-end'а, они как минимум имеют представление, что происходит в back-end'е.

Например, если заказчик не знает, что при редизайне есть риск утраты некоторых данных, наши дизайнеры сами уточнят этот вопрос у back-end-разработчиков.

Отговорки «этого не было в ТЗ» не пройдут!

5. Кардинальная смена дизайна без выбора «вернуться на старую версию»

Пользователи чувствуют себя растерянно, когда их любимый сайт резко меняется. Они могут его не узнать, заблудиться в новом меню... Вместо растерянности придёт раздражение — и вы потеряете преданного клиента.

«Мы советуем либо делать редизайн постепенно, либо оставлять возможность возврата на прежнюю версию. Заранее разместите на сайте объявление о том, что вы готовите новшества; меняйте элементы UX-дизайна в несколько этапов. Например, сначала смена оформления карточек товаров, потом — «Корзины» и т.д. Это создаст меньше стресса».

Яков, Арт-директор, UX/UI дизайнер

Успешный редизайн интернет-магазина

Теперь вы знаете, как избежать пяти главных ошибок, которые могут погубить любой e-Commerce проект. И всё же стоит помнить о том, что дизайн — это важный, но не единственный фактор успеха. Насколько крут ваш товар, насколько мощно работает маркетинг, каковы перспективы роста? Перед тем как инвестировать в редизайн, подумайте и об этом.

Если вы хотите узнать мнение эксперта, есть ли объективные причины для редизайна вашего сайта - напишите нам!

С любовью к UX и читателям, студия TSEKH.design.

88
1 комментарий

6. Пасхалки

14
Ответить