Мимикрия в интерфейсах
Недавно бренд Rich - изменил цвет своей банки (см. изображение). догадываетесь почему?
В маркетинге есть понятие "мимикрия бренда" это когда один товар делают внешне очень похожими на другой. Таким образом мелкие бренды пользуются популярностью крупных.
В интерфейсах тоже есть своя мимикрия, но там она используется в несколько иных целях.
Мимикрия под физические объекты.
На заре интерфейсов большинство людей не были знакомы с принципами взаимодействия с интерфейсом. Вспомните в каком году ваши родители научились пользоваться whatsapp’ом.
Для них этот переход был очень сложным именно потому, что они пропустили этап когда интерфейсы были похожи на свои физические альтернативы. Интерфейсы в буквальном смысле притворялись чем-то физическим, чтобы люди понимали, что от них хотят. Такой стиль называется скевоморфизм.
Спустя некоторое время у каждого появился мобильный телефон с сенсорным экраном (ну почти у каждого). И Детали интерфейса стали упрощаться. Это можно сравнить с тем как появилась письменность
Человек склонен к упрощению и поэтому изначально элементы похожие на свои физические аналоги стали постепенно символьными. Так в 2007 году появился новый “язык” интерфейсов - Flat. Есть различные наречия этого “языка”. В каждом свои правила и философия. Два самых ярких примера Material Design у Google и HID от Apple. По сути это как большие справочники с набором паттернов (Гайдлайны)
Паттерны - это правила которые сложились в процессе эволюции интерфейсов, исследований поведения человека и его ожиданий.
Например: Практически в любом браузере есть вкладки и их можно добавлять или закрывать. Если ты делаешь свой браузер и делаешь в нем вкладки - это не значит что ты копируешь. Ты используешь устоявшийся паттерн
А что если одна программа старается быть похожей на другую?
И такое тоже бывает. Но это выходит за рамки понятия “мимикрия” в дизайне. Обычно это называется “спиздили” украли дизайн.
Таким способом злоумышленники часто воруют пароли.
Но это темная сторона. Если брать легальную зону, То по аналогии мимикрии в брендах, некоторые не сильно известные компании делают себе имя полностью копируя интерфейс других. Обычно у таких продуктов есть еще один козырь в рукаве, чтобы сказать - “Посмотрите - мы такие же как и они, только бесплатные!/лучше!/гибче!/дешевле!”
Как Геккон похож на листик, так и OpenOffice маскируется под своего большого брата Microsoft Office
Как отличить воровство, от набора похожих паттернов?
- Цели. Мухе, чтобы выжить - нужно чтобы ее не сожрал хищник и поэтому она притворяется осой. Бизнесу чтобы выжить - нужны клиенты. Главная цель - откусить хотя бы кусок прибыли.
- Мимикрирующий интерфейс решает обычно ту же задачу что и исходный не предлагая что-то новое.
- Степень схожести. В мимикрии схожесть обычно 90% и больше.
- Неосознанность. Сделано так же и без осознания для чего и почему.
Резюмируя
- Используйте мимикрию/скевоморфизм в тех интерфейсах где из аналогов только физические прототипы
- Мимикрия в дизайне это подражание физическим объектам а не цифровым
- Нет ничего плохого в заимствовании паттернов, если это сделано осознанно
В этой статье я старался максимально понятно объяснить, что такое мимикрия в дизайне.
Если вам понравилось или не понравилось - заходите ко мне в телеграм-канал t.me/prouxui и скажите это лично)