Карты роста: можно ли повышать зарплату дизайнеру, опираясь не только на конъюнктуру рынка?

Привет, я Жора, тимлид дизайнеров маркетинга в 2ГИС. В этом посте расскажу о своём опыте — как лиду построить устойчивую систему мотивации без стресса и «палок», с опорой на сильные качества сотрудников.

Иллюстрация: Паша Скоринов
Иллюстрация: Паша Скоринов

Зачем что-то менять

Моя команда отвечает за дизайн внешних маркетинговых коммуникаций 2ГИС. Мы делаем макеты для соцсетей, таргетинг, лендинги, диджитал, спецпроекты, мерч, сувенирку. Проще сказать, что мы вообще не делаем.

Карты роста: можно ли повышать зарплату дизайнеру, опираясь не только на конъюнктуру рынка?

Когда я стал тимлидом, сразу захотел построить такие процессы для дизайнеров, чтобы и ребята росли, и бизнес-задачи решались. Я хотел разобраться, как стабильно мотивировать дизайнеров. Хотел создать систему, которая покажет коллегам вектор для роста и позволит опереться на собственные силы.

А как же перфоманс ревью?

По идее, разобраться с этим должен помочь регулярный перфоманс. Как он обычно устроен в IT: 1:1 раз в %полгода%, рефлексия по итогам прошлого перфоманса со сверкой результатов с целями, планирование новых целей и задач, опрос про мотивацию — что нравится и не нравится в работе.

В 2ГИС тоже есть перфоманс-ревью. Только называется «аттестация», так как на ней результаты и ревьюятся, и сверяются с уровнем квалификации сотрудника. Проводится минимум раз в полгода. Но в целом, следующая аттестация может случиться хоть через два месяца — сразу по достижению поставленной цели.

Карты роста: можно ли повышать зарплату дизайнеру, опираясь не только на конъюнктуру рынка?

Такая базовая модель работы с командой мне не подходила, так как опирается на систему грейдирования на джуниоров, мидлов и сениоров.

Сениор — это история про отращивание менеджерского скилла. А что делать с классным миддлом, у которого в софт-скилах его нет и растить его он не хочет? Получается, его рост заканчивается на мидле. Дизайнер не видит перспективы, у компании нет внятных аргументов для повышения зарплаты, кроме опоры на конъюнктуру зарплат на рынке.

Люди гораздо сложнее грейдов. Кому-то эта ответственность управленца интересна, кому-то нет — от этого они не становятся дизайнерами хуже или лучше. Им просто подходят другие способы роста — горизонтального или вообще в другую сторону.

Каждый лид в 2ГИС может адаптировать аттестацию под команду — приземлить на задачи команды. Так «вольно» обращаться с аттестацией позволяет манифест. Главное, чтобы результат от этого как минимум не страдал, а как максимум становился лучше.

Любые процессы в команде мы можем подстраивать под себя.
Любые процессы в команде мы можем подстраивать под себя.

Я начал размышлять, что же такого сделать, чтобы учесть все хотелки и взять лучшее от аттестации. Фактически нужен был «договор» с дизайнером на перспективу: с набором целей и стоимостью их достижения. Инструмент, который бы обеспечил роста дизайнеров:

  • Прозрачно: выстраивал для дизайнера понятный маршрут для роста внутри команды.
  • Гуманистично: учитывал желания и возможности сотрудника, а не стереотипы рынка.
  • Без ограничений: находил ценность сотрудника на пересечении желаний и потребностей, а не упирался в грейды.
  • Без революций: не спорил и не разрушал практику аттестаций в 2ГИС.
  • Сонаправлено: находил цели на пересечении потребностей дизайнера, бизнеса и команды.

Чтобы построить такой «договор», цели должны лежать на пересечении потребностей дизайнера, команды и бизнеса. Тогда получим вин-вин историю: дизайнер вырос, принёс пользу команде и бизнесу и за это получил фидбэк в виде повышения зарплаты.

Карты роста

Таким «договором» стала Карта роста — документ, который мы с каждым членом команды составляем и обновляем раз в полгода.

Эта карта выдумана, но структурно ничем не отличается от реальных доков.
Эта карта выдумана, но структурно ничем не отличается от реальных доков.

В нём мы:

  • Прописываем фабулу роста. Кратко указываем, к чему стремимся и кем хочется стать.
  • Фиксируем, что вдохновляет и что бесит в работе. Сюда могут попадать как личные боли, так и командные. Персональные боли решаем лично, а командные — обсуждаем на регулярной общекомандной ретре. В результате и я, и коллеги слышат, когда член команды доволен и его что-то радует. Аналогично и с негативом, который не копится, а выносится наружу — и команда готова принять, обсудить это.
  • Прописываем конкретный план с достижимым и измеримым результатом. Цели выбираем ёмкие, чёткие и достижимые. Их можно дотюнить, либо заменить, если понимаем, что они отваливаются и мы никак не можем на это повлиять. Стоимость — всегда очень индивидуальная история, а решение — компромисс между ожиданиями дизайнера и возможностями компании. Целей может быть несколько. И достижение каждой может принести +n тыс. рублей к ежемесячной зарплате. Сделаны все три — +3n тыс., пожалуйста.

  • Обязательно отмечаем поводы для гордости — основные проекты и роль дизайнера в них. Это помогает самим дизайнерам отметить переход из одного состояния в другое: от дизайнера к ведущему или от дизайнера к старшему.

  • Фидбэк — собираем с основных заказчиков, тимлидов ресурсных команд. Помогают вопросы типа «как тебе вообще со мной было работать?», «что понравилось / что не понравилось?», «что изменилось за последнее время?», «что стало лучше?». Как именно собрать обратную связь, ребята выбирают самостоятельно: кто-то готовит гугло-форму, кто-то просит ответить на письмо или в Маттермосте.

«Бэкенд» Карты

Часть Карты об оценке хард- и софт-навыков вижу только я. Эта часть помогает мне точнее следить за ростом команды и планировать ресурсы.

Например, в «хардовой» части я оцениваю состояние технических, дизайнерских навыков в команде. Для меня как для менеджера это очень важно, ведь я же планирую нагрузку коллег. Оценивая скиллсет, я вижу, что мы можем закрыть все задачи ближайших месяцев своими силами. Или, наоборот, нам срочно нужно кого-то нанять.

Когда перед глазами цели и сильные стороны каждого, я как лид могу придумать, как это перемножить. Если коллега хочет вырасти как менеджер, а менеджерских позиций нет — можно собрать небольшую команду, в которой дать роль менеджера для двух младших дизайнеров. Со своими митингами и планированиями — всё как полагается. Так у коллеги появился уникальный опыт управления командой.

Свои оценки навыков коллег, я храню в отдельных табличках.

Пример таблицы с «софтами». Лю — Любопытство, а Нс — Настойчивость.
Пример таблицы с «софтами». Лю — Любопытство, а Нс — Настойчивость.

Зелёные кружочки — умеет, может, практикует; белые — есть потенциал, можно развивать; нет ничего — не надо развивать. Стремлюсь к тому, чтобы у ребят было хотя бы по два зелёных кружочка и один в запасе. Если есть скиллы, которые проседают, значит, есть скилловый голод, и с этим можно работать.

Эта часть Карты помогает оценивать динамику роста коллег. Сейчас я поставлю «зелёную» точку, а через полгода объективо посмотрю на изменение, не пытаясь вспомнить, что там было когда-то.

Зачем вообще всё это нужно

Деньги оказались удобным универсальным мотиватором. Но не единственным и точно не главным! Мы вообще выделяем несколько других мотиваторов, в том числе желание учить и учиться, страсть к признанию и лидерству. Я как лид тоже могу работать с этим.

Мы дизайн-команде проводим тренировки профессиональных навыков. И на встрече о болях и радостях команды ребята попросили расширить их тематику, чтобы не топтаться среди привычных тем.

В нашей команде есть дизайнер с мощным типографическим бэкграундом и желанием учить — он один из основателей издательства и медиа «Шрифт». Так мы попросили его проводить тренировки ещё и по основам шрифта.

Прямо сейчас мы собираем шрифты и плакаты по итогам этот курса. А для коллеги такие тренировки стали одной из целей в карте роста. Вин-вин!

Но основной бенефит — прозрачность и определённость в отношениях. Карты помогают ответить дизайнеру на вопрос, что сделать, чтобы повысить зарплату. Как развить или укрепить навык, используя ресурсы компании. Ну и точнее сформулировать пользу, которую ты приносишь, и от этого поменяется твой стек задач. А ещё — получить, что хочется: славу, деньги, знания.

Мне же как лиду карты роста помогают сэкономить сотни часов работы команды и миллионы рублей (я считал). Карта помогает лучше понять каждого сотрудника. В итоге они увольняются реже — ведь 2ГИС оказывается местом, где их ценят и помогают развиваться.

Когда дизайнеры учатся и «научиваются» кросс-дисциплинарным штукам, мы можем экономить на подрядчиках.Например, дизайнер качает 3D — мы можем поручить ему несложные модельки (для внутренних продуктов или рекламных объявлений). И дизайнер качается на практике, и бюджет экономим.

Ещё один сайд-эффект — ребята стали работать эффективнее. Это видно по качеству закрытых задач.

Как с этим работать

Если вы лид, советую относиться к картам роста как метафоре. Не обязательно делать всё так же, главное — использовать принцип. Я бы сформулировал его так:

Обсудите с вашими дизайнерами, что их мотивирует в работе. Попросите описать, что двигает вперёд, а что — бесит. Наметьте измеримые результаты, которые помогут обрести желаемое: прибавку к зарплате, славу или что-то ещё. Раз в полгода сверяйте изменения, не забывая чуть чаще встречаться, чтобы не терять фокус.

Чтобы помочь коллегам «вкатиться» в карту, полезно начать с общего вопроса. Думаю, непросто сформулировать свои цели. А ответить на вопрос «Что вообще хочется прямо сейчас?» — легче. Такой вопрос станет основой для разговора о целях.

А если вы — дизайнер или дизайнерка, продвигайте «карты роста» снизу. Объясните лиду, как всё работает, и попробуйте тестово вдвоём эту систему. Если тест будет удачным — раскатайте на всех.

1616
4 комментария

По факту всех этих аттестаций вы прое...те всех специалистов, и останутся у вас только любители заполнять бумажки и пускать пыль в глаза. И Джобс, и Гейц и Возняк, все бы у вас вылетели без выходного пособия. Зато Мавроди и Корейко, сразу бы в сеньоры из джунов взлетели.

1

Аттестации - это стресс! Никакой мотивации в них нет!

1

Вопрос в заголовке "можно ли повышать зарплату дизайнеру"
Ответ прост - НУЖНО

1