Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

В агентство пришел заказчик с сильным продуктом, но без представления о бренде. Нам предстояло не только провести визуальный ребрендинг, но и наполнить бренд смыслами, вдохнуть жизнь и сформировать брендбук.

Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

MakBush — это кофейное производство из Сыктывкара, которое профессионально обжаривает кофе и поставляет по всей России и странам СНГ.

Начали 19 лет назад с продажи обжаренных зёрен и чая, но смогли дорасти до основания своего производства и запуска обжарки.
Сейчас MakBush успешно реализовывает себя в оптовой торговле, работая с крупными компаниями, такими, как «Додо Пицца», и запустили B2B лендинг для оптовых клиентов.

Несмотря на стремительный рост, миссия производства оставалась неизменной — делать вкусный кофе для людей.

Когда бренд начал расти — появилась возможность выходить на полки магазинов и развивать В2С сегмент. Это подчеркнуло проблему, что несмотря на выстроенную логику работы с оптовыми покупателями и большой опыт на рынке кофейных производителей, бренд, как оказалось, не имеет бренда — есть продукт, но нет позиционирования.

Именно в 2022 году, когда команда MakBush задумалась о масштабировании бизнеса и о выходе на полки магазинов, они обратились к нам в агентство ТОМАТ с запросом вдохнуть новую жизнь в бренд и наполнить его новыми смыслами.

Проблематика

Когда мы начали изучать соцсети и сайт заказчика, было тяжело понять характер и суть бренда. Да, есть кофейные пачки, есть сайт. Но нет четкого представления о том, кто он — покупатель MakBush. И это несмотря на то, что компания на рынке уже 19 лет.

Соцсети практически не велись — там было меньше семисот подписчиков. Позиционирования не было не только в соцсетях, но и на маркетплейсах, так как продажи только запустились — визуал был посредственным и карточки всех блендов были идентичными.

У MakBush был сильный продукт, благодаря которому бренд развивался. Нам предстояло наполнить бренд смыслами, сформировать брендбук, в котором будет описан характер бренда, ЦА, TOV, и провести ребрендинг.

Мария Усачёва
Руководитель отдела маркетинга MakBush

Подготовка и аналитика

Приступили к подготовке стратегической части — изучили рынок, провели анализ конкурентов и сформулировали то, чем можем отличаться.

Проконсультировались с бренд-стратегом, которая помогла собрать всю стратегическую часть в гипотезы и возможные аудитории, провела глубинное интервью и привела наши наработки к единому виду.

За решение целого комплекса задач взялась команда дизайнеров агентства, позже к ним присоединилась Ксюша Жаворонок из Setters. Она внесла в проект собственное видение — команда подходила к задачам, как к игре, в которой есть ведущий и игроки.

Мы не стремились сделать что-то супер модное и супер современный бренд. Мы хотели, чтобы кофе было приятно употреблять, чтобы это работало и выделялось на полке.

Ксения Жаворонок
Арт-директор, Setters

Этапы работы. 1 — карта ассоциаций и портреты пользователей

Ранее мы регулярно использовали ассоциации в нашей работе, преобразовывая слова в образы. Однако мы не уделяли достаточное внимание детальному анализу портретов пользователей, в основном оперируя лишь общей информацией о ЦА. Мы снова погрузились в анализ и начали искать ответы на уже конкретные вопросы:

  • Какой MakBush уже сейчас?
  • Какие у бренда ценности?
  • Какие смыслы заложены в нейминг?
Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

Мы разбили карту ассоциаций на несколько блоков: первичные, общие, производство, вкус, бренд. Так же изучили отзывы с маркетплейсов.

Заказчик принимал активное участие в составлении карты ассоциаций: ведь одно дело генерировать слова, не имея полного представления о бренде, и совсем другое, когда сам заказчик, знающий бренд лучше всего, помогает нам.

2 — составление портретов пользователей

Для более детальной проработки дизайна мы составили самые яркие аватары представителей целевой аудитории. Так детально, чтобы можно было примерить на себя маску этого человека.

Вот те самые портреты, но мы их решили скрыть, так как описали их ну очень подробно.
Вот те самые портреты, но мы их решили скрыть, так как описали их ну очень подробно.

Возвращаясь к игре, в моменты принятия любых решений по ребредингу мы были не дизайнерами, а Ольгой из маленького города, которая любит готовить, подрабатывает репетиром и мечтает монетизировать свое хобби. Или Николаем, который чтит мнение жены и любит охоту и рыбалку. Это понятные люди, не эксцентричные, семейные и спокойные образы.

Команда действовала по системе Станиславского, только для дизайнеров.

Ксюша Жаворонок, Setters

3 — визуальные и дизайнерские ассоциации

Мы перешли к составлению визуальных ассоциаций, того, как потребляется продукт — из какой кружки, какое время года на улице, как выглядит кухня, в какой компании его распивают.

Наш первый мудборд отражал близость MakBush к природе, естественность, возможную цветовую палитру. Мы хотели подчеркнуть, что бренд из Сыктывкара, а этот город — столица удивительной Республики Коми, края природных богатств.

Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

Далее каждый член команды собирал свое видение бренда, стилистические решения в дизайне, цветовую палитру, шрифты.

Тут случился мэтч – видение бренда у команды оказалось довольно схожим.

После каждого этапа мы продолжали играть в дизайн-игру и проводили голосования, где ставили сердечки на понравившихся решениях. Важно было надевать ту самую маску одного из портретов пользователей и голосовать за то решение, которое выбрал бы Николай или Ольга, а не дизайнер с флет уайтом в руках.

4 — три дизайн-образа

После обсуждения первичного мудборда с командой и заказчиком, мы начали готовить референсы и концепции.

Концепция №1 «‎Цвета, сетки, иконки»

Опирались на словосочетание итальянская классика. Яркий, простой, структурный подход к айдентике. В первую очередь он удобен для пользователей. Во вторую — сильно выделит MakBush от конкурентов на полке. В-третьих, позволит создать именно дизайн-систему, так как мы получим что-то вроде конструктора для других видов товаров.

Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

Концепция №2 «Крупная типографика»

Это классика дизайна. Так что айдентика основанная на ней будет актуальной и стильной «надолго». Такой прием не использует ни один прямой конкурент MakBush. Это новое решение, которое будет сильно выделять их продукцию. При этом можно даже использовать более классическую палитру для кофе, если захотим.

Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

Концепция №3 «Из Коми с любовью»

Предпосылкой к формированию этой концепций послужила задача от MakBush по разработке специальной наклейки для бренда республики Коми. Так мы познакомились с ее ярким брендбуком и прочувствовали насколько эстетика Коми уникальна и разнообразна.

Кофе MakBush имеет насыщенный вкус и крутое стабильное качество. Это стало возможно благодаря уникальному подходу компании — ответственность и забота из республики Коми. Да, это по-прежнему кофе из разных стран и континентов, но объединяет их всех Коми. У нас появится помимо шрифтового лого еще и уникальный знак с душой. Дополнительные «северные» иконки можно сложить и в паттерн. Текст будем размещать классически, спокойно, просто удобно для прочтения потребителем. Цвета природные, не очень яркие.

Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

Внутри команды мы отдали предпочтение концепции «из Коми с любовью», так как она кажется более наполненной смыслом, отражает гордость за родной регион и ценности бренда. Нам хотелось сохранить локальную идентичность MakBush при масштабировании производства.

На обсуждении с заказчиком так и сложилось — мы согласовали третью концепцию и добавили в нее больше ярких оттенков из первой.

5 — тестирование на аудитории

После презентации финальных вариантов дизайна и согласования конечного, было принято решение запустить опрос с помощью сервиса Яндекс.Взгляд.

Основатель MakBush хотел, чтобы решение принимали люди, которые будут покупать этот кофе. Ему было очень важно услышать голоса людей, их реакцию на выбранные решения.

Мария Усачева, руководитель отдела маркетинга MakBush

Мы с командой сформировали ряд вопросов, которые были важны для принятия конечного решения. Они касались восприятия людьми визуала упаковки, их ассоциаций, которые вызывает тот или иной вариант дизайна. Нам было важно, чтобы аудитория правильно понимала вопросы и сразу считывала их.

Нам удалось собрать ответы более 400 респондентов.
Нам удалось собрать ответы более 400 респондентов.

Анализируя результаты опроса, мы смотрели не просто на верхушку и лидера голосования, а вглубь — на комментарии. Провели глубокий анализ и обратили внимание на голос каждого респондента.

Так, по опросу выиграл зеленый вариант пачки, но тщательно изучив комментарии и негативные отзывы, мы поняли, что второе место занимает пачка с локальными орнаментами — и только из-за наших недоработок.

Вариант упаковки #4, та самая пачка, которая заняла второе место. 
Вариант упаковки #4, та самая пачка, которая заняла второе место. 

Когда мы смотрели на получившиеся варианты упаковок, мы поняли, что стоит сделать пачку именно с иконками в арке, которые будут намекать на этнику Коми, но вторичными ассоциациями. При разработке иконок изучили классические паттерны, в основном они строятся на растительных и животных образах.

Дарья Миллионова
Дизайнер и иллюстратор агентства «ТОМАТ»

Чтобы доработать пачку, мы:

  • Изменили земляной цвет пачки, который не привлекал внимание на фоне остальных вариантов
  • Избавились от резкости и контрастов
  • Докрутили логотип до самодостаточно знака с множеством ассоциаций
  • Впоследствии изменили цвет наклейки
  • Добавили яркие оттенки и доработали иконки

Мы согласовали доработанный вариант 4 пачки.

6 — наклейки для блендов

Параллельно с опросом и утверждением конечного варианта пачки, мы разрабатывали визуал наклеек.

На каждой кофейной упаковке должна размещаться наклейка, на которой есть описание бленда. В MakBush их более 15.

К каждому бленду был подобран цвет, чтобы у людей возникала ассоциация с определенным вкусом.

Главным правилом обогащения основной палитры стала природность. Нужно было развить цветовую систему в ограничениях только естественных цветов.

Цветом наклеек постаралась проиллюстрировать особенность и уникальность каждого вкуса кофе.
Я старалась, чтобы цвет пересекался со вкусовыми ассоциациями. Для линейки c 100% арабикой — насыщенные и глубокие цвета, для сортов разбавленных робустой — менее насыщенные, разбавленные. Бразилия — самый классический и привычный, монументальный кофейный вкус — природный зеленый.

Екатерина Ильина
Дизайнер агентства «ТОМАТ»
Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

7 — дизайн-система и брендбук

Затем мы приступили к разработке дизайн-системы, которая стала брендбуком.

Дизайн-система выстраивалась в Фигме, потому что она гибкая и не статичная. В MakBush могут появляться новые вкусы и новые упаковки, на которые могло бы не хватить айдентики.

Ксюша Жаворонок, Setters

Прописали систему, как создаются иконки и как добавлять новые. Мерч, меню, новые вкусы. Как создавать новые цвета и новые паттерны.

Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush

Айдентика получилась гармоничной, как и дизайн-система — мы не просто создали постулаты, а написали, как эту систему дополнять и расширять вместе с масштабированием производства MakBush.

Результаты

Команде удалось сделать брендинг, который удовлетворил все пожелания заказчика. Хотя в процессе работы мы еще столкнулись с тонкостями, о которых расскажем подробнее в следующих статьях.

В работе были ASAP-задачи, но каждый раз агентство приходило на помощь и решало, казалось, невыполнимые запросы, да еще и в короткие сроки. Ребята находили новые решения, оперативно вносили правки, давали рекомендации.

Было видно, насколько команда заинтересована, вовлечена в проект и насколько каждый горит тем, что делает.

В общем, мы все хотели показать крутой результат и создать классный продукт. И мы это сделали. Да, не без трудностей, не без ошибок.

Но у нас получилось!

Мария Усачева, руководитель отдела маркетинга MakBush

Оцените сами!

Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush
Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush
Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush
Кейс: ребрендинг отечественного обжарщика кофе MakBush
77
1 комментарий

Вообще мне нравится такой яркий принт, даже на упаковке кофе

Ответить