Кейс внедрения услуги выдачи электронных разрешений на охоту в Новосибирской области

Кейс внедрения услуги выдачи электронных разрешений на охоту в Новосибирской области

«БАРС Груп» в 2023 году автоматизировала процесс выдачи электронных разрешений на охоту в Новосибирской области через портал Госуслуг. На связи представители BI-команды «БАРС Груп» руководитель отдела реализации проектов Вячеслав Титов и руководитель отдела проектной разработки Ксения Ершова. Рассказываем, как у нас получилось реализовать процесс автоматизации от момента подачи заявления до выдачи разрешения.

Зачем автоматизировать

Проект проходил в рамках принятого Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2023 № 211 в Новосибирской области об установлении экспериментального правового режима по выдаче электронных разрешений на добычу водоплавающих охотничьих ресурсов. Цель эксперимента — упрощение процедуры получения разрешения на охоту через портал Госуслуг.

До ввода экспериментального режима для получения разрешения на добычу охотничьего билета жителям региона приходилось в любом случае идти в Минприроды Новосибирской области или в многофункциональный центр (МФЦ) за бумажным разрешением на добычу. Это затягивало процесс получения разрешения и занимало много времени. Перевод на электронные разрешения позволил полностью автоматизировать процесс и исключить необходимость посещения охотником ведомства или МФЦ. Возможность получить документ в бумажном виде сохранилась, по желанию самого охотника.

Что внутри системы

В рамках эксперимента создали «цифровой контур», который состоит из:

— подсистемы «Охота» государственной информационной системы Новосибирской области «Межведомственная информационно-аналитическая система», которая интегрирована с ЕПГУ;

— мобильного приложения для егерей «iЕгерь»;

— мобильного приложения «Моя охота» — необходим для подтверждения наличия у охотника разрешения на добычу и отметок о добыче.

Приложения «iЕгерь» и «Моя охота» могут работать в том числе в местах без Интернета.

Чтобы получить разрешение, охотник должен скачать мобильное приложение «Моя охота» и авторизоваться в нем. После этих шагов можно подать заявление на добычу через ЕПГУ и выбрать ресурсы, по которым возможно получение электронного разрешения. В этом случае заявление гражданина попадает в подсистему «Охота» с соответствующим флагом «Электронное разрешение» после чего запускаются проверки и формирование электронного разрешения. Авторизация в мобильном приложении требуется для проверки корректности информации о физическом лице и его охотничьем билете, которые попадают в базу данных подсистемы «Охота». Также в подсистеме реализована возможность внесения квот на электронные разрешения.

В подсистеме «Охота» реализована обработка заявок и на бумажные, и на электронные разрешения. Здесь стоит отметить наличие так называемых «суперсервисов» — автоматической обработки заявок, их статусов, формирование бланков и разрешений на добычу. По итогу заявитель получает на ЕПГУ информацию о выдаче разрешения на добычу.

<p>Рисунок 1 - схема по суперсервисам и бизнес-процесс заявки</p>

Рисунок 1 - схема по суперсервисам и бизнес-процесс заявки

Для выдачи разрешений на добычу и отметки на добычу в подсистеме «Охота» реализованы веб-сервисы с использованием протокола SOAP для взаимодействия с мобильным приложением со следующими возможностями:

— авторизация мобильного приложения в системе «Охота»;

— сброс авторизации и выход из системы;

— предоставление данных об охотнике на основе авторизационных данных, состав предоставляемых данных об охотнике:

— охотничий билет;

— список разрешений на добычу охотничьих ресурсов;

— нарушения;

— внесение информации о количестве добытых охотничьих ресурсов с указанием — координат места добычи;

— гашение (возврат) разрешения (без указания добычи).

Так как внедрение происходило в рамках экспериментального режима сервисы и система периодически дорабатывались. В ходе реализации сервисов для электронного разрешения мы столкнулись с необходимостью доработки «на лету» методов и функционала системы, касающегося отметок о добыче, фиксации факта синхронизации с мобильным приложением и др. С начала эксперимента сервисы были модернизированы. В результате добавили:

— поле общего добытого количества ресурсов;

— дату первой синхронизации в приложении;

— расширенную информацию о нарушениях охотника;

— передачу группы ресурсов в информацию о разрешении;

— метод для гашения (возврата) разрешения;

— гашение разрешения при отметке последнего добытого ресурса;

— статусную модель разрешений для МП.

В ходе внедрения мы столкнулись с проблемой дублирования данных: количество добытых ресурсов не соответствовало действительности и было превышено, из-за чего разрешения могли быть автоматически и ошибочно переведены в статус «возвращено». Причина скрывалась в перебоях сети Интернет и синхронизациями в его отсутствие. Проблему удалось оперативно решить до окончания первого сезона охоты по электронным разрешениям и разрешения благополучно были возвращены.

Автоматизация сбора статистики и визуализации данных

Кроме активной модернизации сервисов для мобильного приложения в ходе экспериментального режима усиленно проводилась работа по мониторингу данных по сезонам охоты:

— количество поданных заявок на ЭР;

— выданные по ним разрешения;

— количество добытых ресурсов;

— количество выданных охотбилетов;

— наличие дубликатов по добытым ресурсам и другие показатели.

Контроль выдачи электронных разрешений на добычу осуществляется на базе «Модуля мониторинга и аналитики» подсистемы «Охота» ГИС МАИС. Изначально статистика собиралась с помощью SQL-запросов для подсистемы «Охота» и выгрузки результата в Excel. Автоматизировать бесконечное количество повторяющихся действий удалось с помощью BI-системы для бизнес-аналитики Analytic Workspace.

Реализацию сбора и визуализации метрик назвали «Дата. Охота», которая позволила в режиме реального времени отслеживать показатели и опираться на них для принятия решений. Процесс создания состоял из следующих этапов:

  • разработки основных sql-запросов (на момент внедрения они у нас уже были);
  • обеспечения возможности подтягивать данные в табличные представления — модели данных;
  • реализации дашбордов и представлений данных в Analytic Workspace.

Также настроили ETL-процессы по периодическому сбору данных из подсистемы «Охота».

В процессе разработки дашборда по добытым ресурсам было выявлено слишком большое значение по параметру «Барсук».

Рисунок 2. Ошибка добытых ресурсов по ресурсу «Барсук»<br />
Рисунок 2. Ошибка добытых ресурсов по ресурсу «Барсук»

По результатам проведенного анализа выяснили некорректное внесение данных о добытых ресурсах в подсистему «Охота». Система Analytic Workspace обеспечила мониторинг за статистической информацией и возможность делать выводы в определенных разрезах, а также отслеживать явно некорректные данные.

Мы также, например, добавили функционал, позволяющий отслеживать сезоны охоты и количество добытых по ним ресурсов.

<p>Рисунок 3. Сезоны охоты и добытые по видам ресурсов</p>

Рисунок 3. Сезоны охоты и добытые по видам ресурсов

<p>Рисунок 4. Дашборд “Основные показатели”</p>

Рисунок 4. Дашборд “Основные показатели”

<p>Рисунок 5. Отчет по форме “Приложение 2”</p>

Рисунок 5. Отчет по форме “Приложение 2”

Результаты

Автоматический прием заявлений и их обработка суперсервисами позволили сократить количество очередей и время оказания услуги за счет оптимизации документооборота. А возможность у охотников предъявлять разрешение на добычу с помощью мобильного приложения в условиях отсутствия интернета сняла необходимость в бумажном носителе. С использованием мобильного приложения егерям стало удобнее осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере добычи охотресурсов.

Успех внедрения системы выдачи электронных разрешений подтверждается статистикой по итогам прошедшего сезона охоты. За первый год эксперимента:

— запрошено 1 679 и выдано 1 236 электронных разрешений на весенний сезон охоты 2023 (рис 6).

— запрошено 3 423 и выдано 2 695 электронных разрешений на осенний сезон охоты 2023 (рис 7).

<p>Рисунок 6 - Статистика по разрешениям за 1 полугодие 2023 (водоплавающие)</p>

Рисунок 6 - Статистика по разрешениям за 1 полугодие 2023 (водоплавающие)

<p>Рисунок 7 - Статистика по разрешениям за 2 полугодие 2023 (водоплавающие)</p>

Рисунок 7 - Статистика по разрешениям за 2 полугодие 2023 (водоплавающие)

На 2023 год была запланирована выдача 1 297 разрешений в электронном виде. В итоге за 2023 год было запрошено 5 102 и выдано 3 931 электронное разрешение. Таким образом, годовой показатель был перевыполнен в 3 раза.

<p>Рисунок 8 - Статистика по разрешениям за 2023 год (водоплавающие)</p>

Рисунок 8 - Статистика по разрешениям за 2023 год (водоплавающие)

Рисунок 9 - Статистика по разрешениям за 2023 год (все ресурсы)
Рисунок 9 - Статистика по разрешениям за 2023 год (все ресурсы)

Экспериментальный правовой режим будет длиться еще два года, а в 2024 году планируется распространить его на другие виды охотничьих ресурсов. Кейсом внедрения системы уже заинтересовались другие регионы.

44
Начать дискуссию