Стартап расправит плечи. 7 шагов по запуску стартапа

Привет. Через призму собственного опыта и ошибок, которые я допускал как CEO, основатель своих продуктов, которые умерли на стадии МВП, хотелось бы дать что-то такое краткое и понятное, чтобы даже человек далёкий от ИТ-индустрии смог разобраться. Надеюсь, что эти шаги вам помогут не сбиться с пути, ибо путь будет трудным. Удачи.

1. Подтверждаем проблему целевой аудитории

Это важнейший и фундаментальный шаг на пути создания любого продукта. Будь то стартап, или самолет. Для этого этапа цена ошибки очень высока. В противном случае ваш стартап закроется. Наша задача провести качественное исследование клиентского опыта. Работать будем с такими инструментами:

- формирование гипотез

- проблемные интервью

- анализ рынка и конкурентов.

На фото мы с фаундером Ярославом Федоровым формируем гипотезы проблем ЦА. Кстати, так зарождается 90% стартапов.  Ярослав вместе с братом с 0 отстроили одну из крупнейших компаний по продаже <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffanerapiter.ru%2F%3Fysclid%3Dlukbfnovhw890858059&postId=1107895" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">фанеры</a>. 
На фото мы с фаундером Ярославом Федоровым формируем гипотезы проблем ЦА. Кстати, так зарождается 90% стартапов.  Ярослав вместе с братом с 0 отстроили одну из крупнейших компаний по продаже фанеры

2. Моделируем экономику функционала конечной минимальной версии продукта

На данном этапе команда формирует образ проекта, а также описание функциональных характеристик продукта, точнее его конечной версии. Также, команда необходимо сформировать описание минимальной жизнеспособной версии продукта (МВП\MVP). Данный этап необходимо выполнить для последующих тестов на потенциальной целевой аудитории.

Вам следует понимать и различать несколько видов МВП:

  • Минимальная жизнеспособная версия продукта. (MVP)

Предполагается, что данная версия будет решать основную проблему и задачи целевой аудитории, которые команда выявила на предыдущем этапе, но данный продукт может не обладать конечными характеристиками.

  • Ручной жизнеспособный продукт (Manual Viable Product, MVP)

Продукт может обладать ограниченной функциональностью, но должен решать основную проблему целевой аудитории.

  • Демонстрация функциональности минимальной жизнеспособной версии продукта(Pitch MVP)

Она может быть реализована в качестве компьютерной симуляции, в то время как сам продукт может отсутствовать на момент создания Pitch MVP. В данном случае целевая аудитория может оставлять предзаказ на данный продукт.

3. Создание минимальной жизнеспособной версии продукта (MVP/МВП)

На данном этапе происходит создание минимальной жизнеспособной версии продукта. Проектируемый продукт должен решать проблемы целевой аудитории, подтверждённые на этапе «Подтверждение проблем целевой аудитории» и валидированные на этапе 1. Далее будет подробно рассмотрено существенное расширение рассматриваемого этапа.

Какие инструменты используем:

  1. ресурсы команды проекта и компании где происходит реализация данного проекта.
  2. методика технологического уровня готовности (Technology Readiness Level).

А вот так выглядит наш стартап , сейчас готовим обновление. Точнее, мы сделали pivot бизнес модели, сменили позиционирование и ушли в сторону социальных связей, афиш, событий, уйдя от классического дейтинга - то что вы видите сейчас. .

Его будущий вид:

Стартап расправит плечи. 7 шагов по запуску стартапа

3.1 Утверждены базовые принципы и технологии

На данном этапе важно определиться с базовой технологией, которая будет лежать в основе создаваемого продукта. Понятен принцип его работы. ВАЖНО убедиться, что команда имеет право использовать данную технологию, или как получить это право.

Инструменты:

  • патентное поиск
  • архивы научных публикаций и статей
  • изучение заделов предприятия

3.2 Концепция применения технологии (области применения)

На данном этапе должно быть достигнуто понимание, как планируется использовать технологию, какую проблему она будет решать, кто является аудиторией продукта (понимание целевой аудитории и проблемы достигается на этапах выше). Команда проекта должна сформировать концепт прототипа продукта/устройства, а также иметь представление о содержании продукта и принципах его работы.

Инструменты эффективные на данном этапе:

  1. Теория решения изобретательских задач
  2. мозговой штурм
  3. инструменты проектирования и прототипирования

3.3 Начало исследований и разработок

Опираясь на аналитические предсказания и эксперименты - получили подтверждение концепции. Установили целевые показатели по основным характеристикам продукта. Свойства технологии, которые были предсказаны ранее, подтвердились на практике.

3.4 Компоненты и/или макеты интегрированы, проверены в лабораторных условиях

Прототип, или макет компонентов продукта проверен в лабораторных условиях, целевые характеристики подтверждены экспериментально.

Какие инструменты можем использовать:

1) специальное оборудование для проверки интегрированной модели в лабораторных условиях;

2) специальное программное обеспечение для проверки информационных систем;

3) математические алгоритмы для анализа результатов тестирования.

3.5 Разрабатываем шаблон ценностного предложения (Value Proposition Canvas)

За основу взят шаблон разработанный Александром Остервальдером, он помогает какие боли решает наш продукт для клиента.

Стартап расправит плечи. 7 шагов по запуску стартапа

Как применять:

Использование предполагает последовательное заполнение его блоков по следующему алгоритму:

1. «Боли», или потребности клиента.

2. Задачи клиента, которые он должен выполнить для того чтобы «снять боль».

3. Преимущества и удобства, которые он хотел бы получить в процессе решения задач.

4. Способы, которыми продукт «снимает боль» клиента.

5. Список характеристик товаров и услуг, из которых состоит ценностное предложение.6 Способы, которыми ценностное предложение создает дополнительную ценность для клиента, и преимущества, которые оно дает во время решения задач клиента.

3.6 А/В - тестирование.

С помощью А/В-тестирования можно проверить, будут ли люди дольше задерживаться на сайте, если сделать цвет фона более нейтральным по сравнению с текущим – то есть сравнить два варианта отображения сайта, отличающиеся между собой одним параметром. Для этого нужно сделать копию страницы, изменить на ней цвет фона, разделить посетителей страницы на 2 части – первой части показывать исходную версию лэндинга, а второй – измененную. По итогам необходимо сравнить выбранный показатель эффективности(время, проведенное на сайте, количество подписок, конверсию в переход на сайт, средний чек и т.д.).Стоит отметить, чем больше выборка людей, которые принимают участие в тестировании – тем выше вероятность того, что тест определит разницу между двумя вариантами, при ее наличии. Важно определить размер выборки еще до начала тестирования и не менять до его окончания. До начала тестирования необходимо убедиться, что фиксируются все метрики, на основании которых будет делаться вывод по итогам А/В-теста.

При проведении А/В-тестирования возможно также множественное сравнение, но стоит учитывать: чем больше вариантов одновременно вы пытаетесь сравнить, тем меньше вероятность получения представительных и достоверных результатов в итоге. Проще, чем настраивать и проводить тестирование вручную, использовать специализированные бесплатные сервисы.

4. Поиск клиентов/партнеров для тестирования МВП

На данном этапе команде требуется найти целевую аудиторию для тестирования минимальной версии продукта. Идеальным сценарием реализации этапа является ситуация, когда потребитель готов оплатить тестирование продукта в случае, если продукт решит его проблемы, и указанная готовность зафиксирована в договоре намерения. Данный этап может исполняться параллельно этапу 4 «Создание МВП» в случае, если инициатор проекта или член его команды не задействован в создании минимальной версии продукта и обладает ресурсами (временем) для поиска партнеров. В таком случае в рамках прохождения этапа необходимо подготовить презентационные материалы, демонстрирующие функциональность создаваемого продукта (презентации, видеоролики, КП).

Инструменты:

1) выбор способа поиска партнеров происходит в зависимости от каналов взаимодействияс целевой аудиторией (интернет, телефон, личные встречи и т.п.);

2) работа с деловой сетью участников и экспертов программы. Потенциальными потребителями продукта являются респонденты, участвующие в этапе «Подтверждение проблем целевой аудитории»;

3) соглашение о намерении, договор о покупке.

5. Тестирование МВП (MVP)

На данном этапе производится тестирование минимальной версии продукта, подтверждается его функциональность и достигается состояние «Продукт решает проблему», без которого не возможен устойчивый рост проекта.

Инструменты:

Возможные методы измерения функциональности продукта и оцифровки результата:

1) видеозапись;

2) логирование событий в ИТ-системах;

3) фотоматериалы;

4) оцифрованные текстовые или видео отзывы целевой аудитории.

На одном из тесте МВП нашего приложения. 
На одном из тесте МВП нашего приложения. 

5.1 Демонстрация прототипа системы/подсистемы в релевантных(операционных) условиях

На данном этапе убеждаемся, что прототип продемонстрирован и работает в релевантных условиях.

Инструменты:

  1. Бета - тестирование;
  2. Testflight (в случае мобильных приложений для IOS).

5.2 Окончание разработки и демонстрация системы в условиях эксплуатации

Ну что, продукт собран в финальном виде. Поработали в реальных условиях, посмотрели на о\с связь пользователей. Все заявленные характеристики и функции реализуются, но продукт ещё не готов к коммерческому использованию. Чтобы продукт начать продавать осталось выполнить финальные этапы.

6. Продукт готов к выходу на рынок (продажам).

На данном этапе мы упаковываем продукт для продаж, до собираем, подписываем документацию.

Инструменты:

1) формирование документации для продукта;

2) создание упаковки для продукта;

3) создание типового договора продажи продукта или неисключительной лицензии;

4) формирование алгоритма гарантийного обслуживания;

5) формирование логики поставки продукта конечномупотребителю;

6) формирование договора оферты или пользовательского соглашения (при необходимости);

7) лицензирование продукта или его сертификация(при необходимости).

7. Первая продажа.

На данном этапе совершается первая продажа продукта. В отдельных случаях первая продажа происходит еще на этапах «Поиск партнеров для тестирования МВП» или «Тестирование МВП».

Что включаем из инструментов:

1) оцифрованные результаты тестирования минимальной версии продукта;

2) материалы, демонстрирующие функциональность продукта (презентации, коммерческие предложения, видеоролики и т.п.);

3) отзывы партнеров/клиентов из этапа «Тестирование МВП»;

4) первыми клиентами могут стать респонденты из этапа «Проблемы целевой аудитории подтверждены»;

5) для первой продажи могут быть использованы каналы взаимодействия с целевой аудиторией, выявленные на этапе 2 при проведении проблемных интервью.

Спасибо, что дочитали до конца. Уверен, если тебе хватило терпения дойти на 7 этапа, значит хватит терпения вывести продукт на рынок. Ну а если в процессе возникнут сложности, то заглядывай сюда. Попробуем разобраться.

77
Начать дискуссию