Почему для agile-тестирования нужен именно T-shaped QA?

Почему для agile-тестирования нужен именно T-shaped QA?

Привет! Я Илья Рыбаков, руководитель QA-отдела в компании «Вебпрактик». Хочу поделиться нашим видением эффективного QA-инженера в разработке и рассказать, для чего мы обучаем сотрудников по модели T-shaped, совмещая глубокую экспертизу в тестировании и развитие скилов в смежных сферах. Подробно объясню, как мы к этому пришли и какие результаты получили.

Какая была проблема

Хочешь легко войти в айти, иди в тестировщики — распространенный стереотип. И мы столкнулись с ним на практике, когда несколько лет назад начали формировать отдел QA. К нам приходили люди с совершенно разным опытом: выпускники профильных вузов, базовых курсов по тестированию, среди которых были даже врачи и юристы, мечтающие построить карьеру в ИТ. Кто-то смог успешно влиться в команду разработки, почувствовать свой вклад в общее дело, меньше зависеть от действий коллег при выполнении своих задач. А у кого-то это получалось меньше или вообще никак.

Хотя эта ситуация довольно распространенная, важно проанализировать происходящее, чтобы извлечь уроки и увеличить эффективность процесса разработки.

Итак, с одной стороны у нас agile-разработка со свойственной ей спецификой:

  • Самоорганизация команды
  • Изменчивость требований
  • Ориентация на потребности бизнеса
  • Высокая частота релизов и короткие сроки
  • Эффективность коммуникаций
  • Необходимость автоматизации процессов доставки ПО и непрерывного контроля качества

С другой стороны, на рынке засилье узкопрофильных QA:

  • Автоматизаторы фронтенда
  • Автоматизаторы бэкенда
  • Ручные тестировщики
  • Performance QA
  • Security QA
  • Fullstack QA (за этими единорогами очередь еще до их рождения)

Конечно, без узкопрофильных специалистов не обойтись и для многих компаний это классика. Но тут есть несколько нюансов: нужно больше людей, усложняются процессы менеджмента всей команды разработки и замедляется внутрикомандная коммуникация. Это не наш путь!

Проведем экспресс-опрос.Попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Есть ли у вас в команде по одному QA каждого профиля?

2. Достаточно ли эффективно работает QA на проекте?

3. В команде отсутствуют конфликты между смежными ролями?

4. Удовлетворены ли сами QA результатами своей работы?

5. Всегда ли команда понимает, что делает QA и устраивает ли результат?

Если на все вопросы вы ответили «да», я вам искренне завидую. Если нет, давайте поищем решение.

Разберем на примерах

Проанализировав детально наши внутренние кейсы, заметил вполне четкие закономерности. Вот некоторые из них:

  • QA специалисты эффективнее локализуют баги, если обладают знаниями устройства http-протокола, особенностями рендеринга страниц в браузере, знаниями о клиент-серверном взаимодействии, SQL и т.д..
  • АТ QA со знаниями внутреннего устройства фронта могут разработать более эффективные Page Object и встроить data-test-id атрибуты для требуемых UI элементов.
  • QA даже с начальными знаниями языков программирования проще взаимодействует с техническими спецами в команде. А также имеют в кармане швейцарский нож для решения многих прикладных задач. Например, генерация тестовых данных.
  • Знания методологий разработки помогает QA настроить таск-трекер, баг-трекер или подсветить проект-менеджеру недостатки текущего процесса. Что приводит к повышению производственного качества и предотвращению появления багов.
  • QA со знанием основ React может построить эффективную многоуровневую модель тестирования и осознанно делегировать часть проверок на юнит-уровень.
  • АТ QA со знаниями GitLab CI способен построить QulityGate без помощи девопса.
  • QA с основами бизнес-аналитики способен предложить более оптимальную форму изложения требований для коллег из отдела аналитики. Это сокращает время на уточнение деталей. А ведь едва ли QA может спать спокойно, если у него остались вопросы🙂
Успешными и эффективными оказались те QA-инженеры, которые развивались в смежных областях помимо основной и применяли на проектах эти знания.

T-shaped QA — это кто?

В общем понимании, T-shaped — это специалист обладающий глубокими знаниями в одной области и базовыми знаниями в широком многообразии смежных областей.

Мы адаптировали общий T-shaped профиль для QA специалистов, после чего у нас получилась модель компетенций включающая 3 варианта профиля.

QA-специалист должен обладать глубокими знаниями в одном из трех направлений (вертикальная часть «Т»):

  • автоматизации тестирования UI
  • тестировании производительности и API
  • функциональное тестирование и организация QA процесса

При этом глубина знаний предусматривает ряд общих компетенций, таких как ЯП для автоматизатора и тестировщика производительности или базовая глубокая теория тестирования для всех трех направлений.

Почему для agile-тестирования нужен именно T-shaped QA?

Также QA должны иметь общее понимание других областей разработки ПО (горизонтальная часть «Т»). Это методология разработки, формирование требований, особенности архитектуры и применяемые технологии.

Мы стараемся наблюдать за общими трендами в разработке, и видим четкий вектор на все большее сближение QA и разработчика с целью формирования высокоэффективных самоорганизующихся команд.

Кстати, известный многим создатель Allure Testops в своем недавнем докладе подсветил причины подобной динамики. Но на наш взгляд, нельзя забывать про производственное качество и процессы. Ведь предотвратить баг всегда дешевле, чем исправить.

Профессиональное развитие по T-shaped модели позволяет QA-инженерам вносить ценный вклад на всех этапах разработки и обеспечивать комплексный подход к качеству продукта.

Как мы формировали T-shaped профиль для QA

На рынке мало специалистов с подобным навыками, поэтому логичным решением стала прокачка T-shaped профиля тестировщика внутри компании.

Мы начали строить свою модель обучения для QA и «зашили» в нее теорию тестирования и тест-дизайн, общие технические знания, инструменты, автоматизацию и ЯП, процессы разработки и многое другое. Кроме того, сформировали прозрачную систему грейдов и скилов для QA и условились ее поддерживать, следуя за трендами в технологиях и инструментах.

Свой опыт развития сотрудников, который мы накопили внутри «Вебпрактик», обобщили и запаковали в собственный продукт SkillsTeam. За три года внутренней апробации система управления грейдами прошла испытание огнем, водой и медными трубами.

Система грейдов получилась довольно удобная, с общими стандартами для всех сотрудников компании. Нам важно было в динамике следить за несколькими параметрами:

  • как конкретный сотрудник растет, наращивая отдельные компетенции
  • сколько ему осталось до следующего уровня
  • сколько людей на каком этапе находится — видеть общий срез по команде
Почему для agile-тестирования нужен именно T-shaped QA?

Развиваясь в рамках принятой модели, QA-специалисты всех видов и грейдов получают следующие преимущества:

  • Расширение зоны «понятности» тестируемого приложения. А ведь любая «непонятность» — источник пробелов в тестовом покрытии.
  • Увеличение скорости и избирательности тестирования. Ох уж эти дедлайны )
  • Формирование более ясной цели и мотивации для ее достижения.
  • Повышение эффективности shift-left подходов.
  • Защиту от выгорания.
  • Широту технических подходов к тестированию.

Наш подход в построении QA-команды в «Вебпрактик» и ее развитии по T-shaped модели показал себя с положительной стороны. Да, он оказался многоступенчатым и трудозатратным, но в итоге мы сформировали четкое понимание, куда мы движемся.

Всем ли agile-командам нужны T-Shaped QA?

Если коротко, скорее, да. Спрос на технически прокаченных и разносторонних QA-инженеров растет. Kuber, Docker, Redis, Kafka, SQL для QA — уже норма. Спецы, пишущие автотесты на Typescript, уже не вызывают удивления. И эффективность T-shaped QA обычно выше, а им самим работать интереснее несмотря на то, что поначалу бывает сложно и больно.

Подходит ли такой профиль для всех QA? Думаю, не для всех. На QA курсах кому-то до сих пор обещают легкий способ войти в IT, а выходец такого курса совсем не хочет никуда «тишейпиться». А кто-то посредине QA-пути понял, что тяготеет больше к менеджменту, а не к инженерии. Но умения добывать, систематизировать и применять новые знания всегда будут в тренде. Так почему бы не прокачивать эти навыки уже сейчас!

2020
2 комментария

очень крутая статья))) спасибо

1
Ответить

Передадим ваш отзыв автору. Он старался)

1
Ответить