Agile разработка для успеха стартапа

Agile разработка помогает адаптироваться к изменениям, улучшать качество и тесно взаимодействовать с заказчиками. Узнайте о Scrum, Kanban и XP в нашей статье.

Agile разработка для успеха стартапа
Agile разработка для успеха стартапа

Всем привет, на связи Лоджик!

В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты Agile, включая Scrum, Kanban и Extreme Programming (XP), и покажем, как эти методологии помогают стартапам достигать своих целей и превосходить ожидания.

Введение в Agile

Agile — это подход к разработке программного обеспечения, который акцентирует внимание на гибкости, сотрудничестве и быстром реагировании на изменения.

Agile основывается на итеративном и инкрементальном подходе к разработке, где проект разбивается на короткие циклы, называемые спринтами. В конце каждого спринта команда анализирует результаты и вносит необходимые изменения. Этот подход помогает командам быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям и фокусироваться на постоянном улучшении продукта.

История Agile началась, когда небольшая группа новаторов задумалась о новых способах решения этих проблем. Первым делом они составили список из четырех основных ценностей, общих для успешных команд и проектов (этот документ получил название Manifesto for Agile Software Development, или «Манифест гибкой разработки программного обеспечения»).

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Команда должна сосредоточиться на людях и прежде всего на том, как они общаются, а затем уже на инструментах и методах, которые они используют.
  • Работающий программный продукт важнее исчерпывающей документации. Это не означает, что документация не нужна вовсе. Но фокус должен оставаться на создании полностью рабочего продукта, без траты времени на ненужные документы.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. Когда программисты, тестировщики, владельцы бизнеса и менеджеры работают в разных командах и не сотрудничают, они часто ведут себя так, будто работают по разным контрактам. Важно сохранять единое представление о продукте, например, сделать владельца продукта главным членом команды для близкого взаимодействия.
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Если вы работаете по неправильному плану, то создадите неправильный продукт. Именно поэтому командам нужно постоянно следить за изменениями и быть уверенными, что они четко реагируют на них, если эти изменения нужны пользователям или процессу создания ПО.

Agile обычно ставится как альтернатива водопадного подхода (Waterfall). Водопадный подход требует от команды полного описания программного обеспечения в начале проекта, а затем точного создания того, что было описано. С таким подходом сложно реагировать на изменения, а ценности, которые были выделены в начале проекта, к концу могут уже стать устаревшими и неактуальными. Agile же основывается на более коротких итерациях, что дает возможность быстро реагировать на фидбек стейкхолдеров и пользователей. Уже после первой итерации они могут попробовать продукт, хоть и с ограниченным количеством функций, но полностью рабочий.

Сравнение Agile и Waterfall подходов
Сравнение Agile и Waterfall подходов

Преимущества Agile для стартапов

Agile разработка предлагает несколько ключевых преимуществ для стартапов:

  • Быстрая адаптация к изменениям. Одно из главных преимуществ Agile для стартапов — это способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и требованиям клиентов. В традиционных методологиях разработки, таких как Waterfall, изменения в требованиях на поздних стадиях проекта могут привести к значительным задержкам и перерасходу бюджета. В Agile, благодаря итеративному подходу, команды могут быстро вносить изменения на основе обратной связи от клиентов и новых бизнес-данных.
  • Улучшенное взаимодействие с клиентами. Agile подразумевает постоянное взаимодействие с клиентами, что позволяет лучше понимать их потребности и ожидания. Регулярные демонстрации промежуточных результатов и частые релизы обеспечивают возможность вовремя получить обратную связь и скорректировать направление разработки. Это помогает создать продукт, который лучше соответствует потребностям целевой аудитории, что особенно важно для стартапов, стремящихся завоевать рынок.
  • Повышение качества продукта. Agile методы, такие как тестирование на всех этапах разработки и непрерывная интеграция, способствуют повышению качества конечного продукта. Практики, такие как разработка на основе тестов (TDD) и парное программирование, помогают выявлять и исправлять ошибки на ранних стадиях, что снижает риск критических ошибок на поздних этапах проекта. Это позволяет стартапам выпускать стабильные и высококачественные продукты, что повышает их конкурентоспособность.
  • Снижение рисков и улучшенная предсказуемость. Итеративный подход Agile помогает минимизировать риски и улучшить предсказуемость результатов. Каждая итерация (спринт) длится короткий промежуток времени (обычно от одной до четырех недель), что позволяет быстро выявлять и устранять проблемы. Регулярные оценки прогресса и ретроспективы помогают командам своевременно реагировать на возникающие проблемы и вносить необходимые корректировки в план работы.
  • Повышение эффективности команды. Agile методы способствуют созданию высокоэффективных команд, которые могут самостоятельно организовывать свою работу и принимать решения. Важная роль уделяется мотивации и вовлеченности всех членов команды, что способствует созданию благоприятной рабочей атмосферы и повышению общей производительности. Самоорганизующиеся команды способны быстрее реагировать на изменения и находить оптимальные решения для достижения поставленных целей.

Эти преимущества делают Agile разработку незаменимым инструментом для стартапов, стремящихся быстро адаптироваться к изменениям, улучшать качество продукта и эффективно управлять процессами разработки.

Методики Agile

Так как Agile не представляет собой конкретный набор правил, а скорее является общим подходом к разработке программного обеспечения и определённым мировоззрением, в его состав входит множество различных методологий. Эти методологии, каждая по-своему, направлены на улучшение процесса разработки, делают его более гибким, адаптивным и ориентированным на конечный результат. Они помогают командам эффективно реагировать на изменения и быстрее доставлять ценные продукты пользователям.

В этой статье мы чуть подробнее расскажем о следующих методологиях:

  • Scrum
  • Extreme Programming (XP)
  • Kanban

Использование Scrum

Scrum — это одна из самых популярных методологий Agile, которая организует работу команды в короткие, четко определенные циклы, называемые спринтами. Каждый спринт длится от одной до четырех недель, и в конце каждой итерации команда демонстрирует результаты работы.

В Agile-командах ключевые роли включают:

  • Product Owner (владелец продукта). Определяет приоритеты и требования к продукту, взаимодействует с клиентами.
  • Scrum Master. Обеспечивает соблюдение Agile принципов и помогает команде устранить препятствия.
  • Development Team (разработчики). Кросс-функциональная команда, занимающаяся непосредственной разработкой продукта.

Правила Scrum просты и легки для понимания, что позволяет многим командам, применяющим agile-методологии, использовать его в качестве отправной точки. Вот основные события scrum-проекта:

  • Sprint Planning (планирование спринта). Встреча, на которой команда планирует задачи на предстоящий спринт. Это называется созданием бэклога спринта**.** На протяжении спринта команда работает над созданием всех тех функций, которые в него вошли.
  • Daily Scrum (ежедневный скрам). Краткие ежедневные встречи для обсуждения прогресса, выявления проблем и планирования работы на день. Каждый человек отвечает на три вопроса: что я сделал с момента последнего ежедневного совещания? Что буду делать с сегодня? Какие препятствия есть на моем пути?
  • Sprint Review (обзор спринта). Демонстрация результатов спринта заинтересованным сторонам и получение обратной связи. Важным моментом является подготовка полностью функционального продукта на демо, нельзя показывать промежуточные результаты.
  • Sprint Retrospective (ретроспектива спринта). Анализ прошедшего спринта и обсуждение возможных улучшений.

Использование Extreme Programming (XP)

Extreme Programming (XP) — это методология Agile, ориентированная на улучшение качества программного обеспечения и гибкость команды. XP акцентирует внимание на использовании лучших практик программирования для достижения высокого качества продукта.

Этап планирование у XP такой же, как и у Scram, основанный на спринтах с реализацией пользовательских историй. Закончив планирование, команда посвящает первую часть итерации написанию автоматических тестов для историй и задач, а остальное время итерации пишет код, способный пройти эти тесты.

Практики XP предоставляют программистам инструменты для написания более качественного кода, сосредотачиваясь на ключевых аспектах разработки ПО. Основные практики XP:

  • Парное программирование. Два разработчика работают вместе над одной задачей, что помогает улучшить качество кода и обмен знаниями внутри команды. Партнеры периодически меняются ролями пилота (набирающего код) и наблюдателя (анализирующего код). Дистанционное парное программирование вполне возможно благодаря современным технологиям совместной разработки, к примеру сервису Code With Me от Jetbrains.
  • Разработка на основе тестов (TDD). Сначала разрабатываются тесты, которые определяют желаемое поведение программы. Затем пишется минимальный код, необходимый для прохождения этих тестов. После этого код рефакторится, чтобы улучшить его структуру и производительность, сохраняя при этом успешное прохождение тестов. Этот метод позволяет разработчикам сосредоточиться на написании качественного, проверенного кода с самого начала проекта.
  • Частые релизы. Регулярные и частые релизы позволяют быстро получать обратную связь от пользователей и вносить необходимые изменения. Частые релизы сокращают цикл обратной связи, что помогает команде оперативно реагировать на запросы пользователей и улучшать продукт. Это также снижает риски, связанные с внедрением крупных изменений, так как команда может вносить улучшения небольшими, управляемыми порциями. Постоянный контакт с пользователями через частые релизы способствует созданию продукта, который лучше соответствует их потребностям.
  • Непрерывная интеграция. Практика непрерывной интеграции предполагает частую интеграцию кода в общую ветку разработки и автоматическое тестирование этого кода. Это позволяет быстро выявлять и исправлять ошибки, что значительно сокращает время на обнаружение и устранение дефектов. Непрерывная интеграция способствует поддержанию стабильности и качества кода, облегчает совместную работу в команде и снижает риск интеграционных проблем, которые могут возникнуть при объединении большого объема изменений.
  • Практика квартального цикла. Раз в квартал команда собирается, чтобы проанализировать ход работ над проектом. Такие дискуссии помогают выяснить, какие истории необходимо добавить в проект, и поддерживают связь команды с реальными проблемами бизнеса. Также обсуждаются внутренние и внешние трудности, которые испытывает команда, повторяющиеся ошибки и еще не внесенные исправления. Оцениваются результаты, которых добилась команда, насколько хорошо удалось удовлетворить потребности клиентов и как в целом продвигается проект.

Использование Kanban

Канбан отличается от гибких методологий, таких как Scrum и ХР. Канбан не является системой управления проектами, это метод улучшения процесса: шаги, которые команда принимает для создания и поставки ПО. Команда, использующая Канбан, имеет четкое представление о том, какие действия совершает при создании программного продукта, как взаимодействует с остальной компанией, как образуются потери, вызванные неэффективностью и неравномерностью, и каким образом со временем исправить ситуацию, устранив основную причину этих потерь.

Основные элементы Канбан включают в себя:

  • Визуализация рабочего процесса. Первый этап в улучшении процесса – это понимание того, как в настоящее время работает команда, и практика визуализации в Канбане позволяет это сделать. ****Визуализация рабочего процесса позволяет команде распознать перегрузку. Канбан-доска помогает командам видеть статус проекта и быстро реагировать на изменения в приоритетах. Канбан-доска разделена на столбцы, которые представляют каждый этап рабочего процесса. Рабочие элементы написаны на стикерах и распределены по колонкам, по мере продвижения по системе они перемещаются из столбца в столбец. Канбан-доска использует рабочие элементы, а не задачи, потому что Канбан – это не система управления проектами.
  • Ограничение объема работы в процессе (WIP-лимит). После выявления неравномерностей в рабочем процессе можно управлять объемом работ во всей системе, поставив жесткое ограничение на выполнение незавершенной задачи. Это облегчает команде выбор элементов работы, позволяет избежать перегрузки и способствует равномерному и максимально эффективному протеканию рабочего процесса в ходе разработки функционала. Когда канбан-команды вводят WIP-лимит, они добавляют цифру в колонку на доске, которая указывает на максимальное число рабочих элементов, разрешенных на этой стадии рабочего процесса.
  • Управление потоком. Канбан-команда использует практику управления потоком путем его измерения и предпринимает активные шаги по его улучшению. Эффективный инструмент измерения потока – кумулятивная диаграмма потока (cumulative flow diagram, CFD). CFD показывает лимит на выполнение незавершенных работ (WIP-лимит), число рабочих элементов, добавляемых ежедневно (скорость поступления), общее количество рабочих элементов в рабочем процессе (список) и среднее время нахождения рабочих элементов в системе (время на выполнение заказа).

Заключение

Agile разработка является мощным инструментом для стартапов, стремящихся быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка и создавать продукты, соответствующие ожиданиям клиентов. Использование таких методологий, как Scrum, Kanban и Extreme Programming, позволяет стартапам эффективно управлять процессами разработки и улучшать качество своих продуктов.

Подписывайтесь на наш тг-канал, в котором мы рассказываем про разработку, бизнес и личное развитие. До скорых встреч!

11
Начать дискуссию