Владелец чат-бота в Телеграме: кто им является на самом деле, и как оформить передачу прав

Рассматриваем три варианта создания бота с точки зрения закона.

Владелец чат-бота в Телеграме: кто им является на самом деле, и как оформить передачу прав

Самым простым ответом на вопрос «Кто является владельцем чат-бота?» будет «Разработчик, который его создал». Но если капнуть чуть глубже, появится ещё один вариант — компания, которая по трудовому договору или договору ГПХ получила у разработчика права на бот.

И если с самостоятельной разработкой всё более-менее понятно, то как быть с авторством, если сотрудник работает в компании? Эти варианты мы и разберём.

Владелец чат-бота — самостоятельное физлицо

Представим, что есть разработчик, который пришёл в офис сотового оператора и купил себе сим-карту. Неважно, первая она у него, вторая или десятая. Он авторизировался с этой симки в Телеграме и создал с этого аккаунта чат-бот. В самом чат-боте информации о владельце нет, но по желанию разработчика он может добавить её в описание бота.

Сотовый оператор знает, что у вас есть Телеграм, но есть ли у вас свой бот, а тем более сколько их, отследить не получится. Поэтому даже если силовые структуры запросят информацию о вас у оператора, ничего уникального им предоставить не смогут. Какой бот зарегистрирован на вас, и сколько их в принципе, можно узнать только с учётки создателя через BotFather.

Получается, если вы создаёте бот, то автоматически становитесь его автором, но никто об этом не узнает, если вы сами не расскажете.

Ещё один интересный момент про авторство в чат-ботах. При создании в него нередко добавляют какие-то картинки, гифки, а иногда даже целые видео. Если они были созданы не с нуля, а взяты из фотобанка, то они тоже могут являться охраняемыми объектами интеллектуальной собственности. Поэтому лучше создавать свои собственные тексты и визуалы, а затем депонированить их.

Депонирование — это процедура добровольной регистрации, которая позволяет удостоверить наличие произведения в определённой форме на конкретную дату. После регистрации заявитель получает свидетельство, подтверждающее, что на момент его выдачи лицо уже претендовало на авторство.

Что касается самого чат-бота, то его код (как и код любого ПО) можно зарегистрировать в Роспатенте. Это облегчит доказывание прав на него во время судебного спора, если кто-то решит украсть ваше творение.

Владелец чат-бота — сотрудник компании

Для разработчиков, которые являются сотрудниками компании, в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) прописывают, что исключительные права на интеллектуальную собственность, которая возникает в процессе работы, сотрудник передаёт работодателю. А заработная плата включает в себя оплату перехода исключительных прав в размере 5% от оклада или премии.

Инструкция для работодателей:

1. Пропишите в трудовом договоре или должностной инструкции функционал сотрудника, а именно разработку и поддержку ПО.

2. Там же, в трудовом договоре или ПВТР, с которым сотрудник ознакомится под подпись, укажите, что сотрудник передаёт работодателю исключительные права на ПО в момент создания, и зафиксируйте в договоре вознаграждение за передачу прав на программу. Сумму вознаграждения можно указать как процент от премии, например.

Тогда работнику будет принадлежать моральное право на произведения, созданные во время действия договора, а вашему бизнесу — исключительное. Это значит, что вы сможете свободно использовать чат-ботов, которые написал сотрудник.

3. На каждую программу или её большой блок нужно оформлять служебное задание (по-простому — ТЗ) и акт приёма-передачи служебного произведения.

Служебное произведение — это произведения науки, литературы или искусства, созданные работником в пределах его трудовых обязанностей. Это касается и программного обеспечения.

Важно:

Служебные произведения создаются только на основании конкретного технического задания от работодателя и в рамках трудовых отношений. Договоры ГПХ сюда не входят. Если задания нет, значит это не служебное произведение.

Служебное задание готовится в свободной форме. Укажите в нём цели, опишите функционал, техническое задание для модулей. Если дорабатывается текущее ПО, то укажите это в техническом задании.

4. После выполнения служебного задания его нужно принять.

Это происходит через акт приёма-передачи или через докладную записку от тимлида. В закрывающем документе укажите информацию о функциональности продукта или модуля, а также насколько он соответствует служебному заданию. Также укажите, что продукт или модуль вводится в промышленную эксплуатацию. Дополнительно это можно оформить приказом директора.

После этого нужно поставить ПО на бухгалтерский баланс. Для этого нужно определить его начальную стоимость (обычно это сумма затрат на производство), полезный срок использования и издать приказ директора о постановке его на баланс.

Практически каждый продукт, который мы создаем, превращаем в нематериальные активы (НМА). Во-первых, потому, что часто передаем эти права заказчикам. И во-вторых, если проект внутренний, мы ставим его на баланс и назначаем остаточную стоимость. Таким образом копим активы.
Евгений Боровков, сооснователь BotCreators

Итог:

Чтобы разработка чат-бот была формализована, она должна быть защищена следующими документами:

1. Служебное задание

2. Акт приёмки программного продукта к эксплуатации в компании

3. Распоряжение о постановке программного обеспечения на бухгалтерский баланс

Если с сотрудником отношения хорошие, то можно оформлять это задним числом, но злоупотреблять не стоит. В случае возникновения разногласий придётся идти к юристам и разбираться с правами на программное обеспечение.

А что будет, если не оформить все эти документы?

Сотрудник может пойти в суд, где будут смотреть:

  • Входит ли разработка конкретного ПО в трудовые обязанности сотрудника.
  • Была ли разработка проведена в месте работы и в пределах рабочего времени.
  • Мог ли работодатель контролировать работу.
  • Была ли разработка проведена с помощью средств работодателя.
  • Было ли целью создания исполнение трудовых обязанностей.
  • Есть ли подтверждающие документы.

Если суд выигрывает сотрудник, то все права на ПО переходят к нему. Ещё работник может подать иск на работодателя на 5 000 000 ₽ + проценты со всех реализаций этого ПО.

Поэтому к бумагам по чат-ботам, как и к любой разработке, лучше всего подходить формально и строго. Так вы сэкономите много сил и денег в дальнейшем. Это касается и любых произведений, которые создают ваши работники: от рекламных компаний до шаблонов юридических документов, от дизайна лендинга до структуры базы данных.

5. Имеет смысл регистрировать права на своё ПО в Роспатенте, а его части депонировать.

Если бот писали несколько разработчиков, то каждый из них имеет права в отношении бота. То есть они являются соавторами, а значит вместе должны подписываться под отчуждением прав на бота или передать право по доверенности одному из разработчиков. Получать вознаграждение при этом они будут все вместе.

Владелец чат-бота — компания

В случае с работодателем или заказчиком, если разработчиков много, можно разбить ТЗ на модули и получить права от отдельного разработчика на конкретный модуль, а потом уже являться единоличным правообладателем бота.

Важный момент:

Если работодатель в течение трёх лет со дня получения бота не начнёт его использовать, не передаст исключительное право другому лицу или не сообщит автору о сохранении программы в тайне, исключительное право перейдёт к автору, то есть к разработчику бота (п. 2 ст. 1295 ГК).

Если же вы передаёте ПО заказчику, или его разрабатывает подрядчик, который не является вашим сотрудником, то в договорах (подряда, лицензионном, авторского заказа) стоит прописать:

  • конкретный перечень ботов
  • их функционал
  • объём передаваемых прав
  • вознаграждение
  • ответственность подрядчика, если окажется, что он украл чей-то код

Кстати, если бота написала нейросеть, то он может быть объектом исключительных прав компании, только если соблюдено одно из условий:

  • помимо нейросети над кодом работал сотрудник компании по служебному заданию
  • нейросеть принадлежит компании

Если вам понадобилась помощь в разработке чат-ботов для мессенджеров, то можете смело обращаться в BotCreators. Их боты помогают оптимизировать большинство бизнес-задач и легко интегрируются с другими крупными сервисами и платёжными системами.

А с юридическими консультациями и ведением бухгалтерии поможет Кнопка. Мы сдаём отчётность, считаем налоги, помогаем с кадровым учётом, знаем всё про ЕНС и льготы для IT-компаний.

Узнать о нас больше можно здесь, а рассчитать стоимость обслуживания поможет калькулятор. Для расчёта индивидуальной стоимости можно смело обращаться к нашим заботливым менеджерам. Связаться с ними можно по телефону 88003337826 или через форму ниже.

За свежими новостями для предпринимателей переходите в наш Телеграм-канал ➡️ https://t.me/knopkanews. Публикуем важные новости для бизнеса и оперативно отвечаем на вопросы в комментариях.

Начать дискуссию