Изобрести машину времени и узнать итоговый фич-лист проще, чем доказать, что очередная правка невозможна в рамках ТЗ? Заказчик не понимает и злится, ПМ устал объяснять, а работать себе в убыток — не вариант?За 6 лет мы встречались с разными ситуациями и сегодня расскажем про стратегию работы в условиях полной неопределенности.А именно — по системе Scrum.— Предлагаете бороться с заказчиками?)Термин «scrum» пришёл к нам из регби и в переводе с английского означает «схватка». Но речь не про борьбу с заказчиком, а про командную работу, которая и ведёт к успеху. Система Scrum, о которой мы говорим — это гибкий метод работы над проектами в постоянно изменяющихся условиях, что позволяет работать гораздо эффективнее.Как работать по Scrum?Выделим 7 шагов:Проводим установочный синк. Назначаем общую встречу команды и стейкхолдера. Уточняем основные пожелания и требования к проекту.Формируем бэклог задач.Составляем список функций на основе пожеланий.Оцениваем бэклог:- Сможем ли выполнить эти задачи?- Что для этого нужно?- Хватает ли информации для старта?Назначаем спринт.Ставим конкретные цели к бэклогу. Решаем, как и в какой срок они будут реализованы.Проводим ежедневные синки.Короткая встреча на несколько минут — и все приступают к работе. Это необходимо, чтобы понимать, что было сделано, что нужно сделать сегодня и с какими трудностями сталкивается команда.Ревью спринта.Проводим ревью, демонстрируем результат заказчику и приступаем к следующему циклу.Ретроспектива спринта.Рекомендуем провести ретроспективу спринта и оценить работу команды. Подведение итогов позволит понять, что и каким образом можно улучшить для дальнейшей работы.Когда лучше использовать Scrum?Порой заказчик может не знать, к какому результату он хочет прийти. Иногда истина находится в самом пути:)Другими словами, применять Scrum хорошо в ситуациях, где неопределенность зашкаливает и не знаешь, что получится на выходе. Обычно цифровой продукт — инструмент, а не самоцель. Но, начиная ремонт в квартире, мы не всегда знаем, какие строительные инструменты нам потребуются. С IT-инструментами ситуация аналогична.Scrum хорош для ниш, ситуация в которых постоянно меняется: для IT, дизайна, маркетинга — в общем, везде, где в процессе можно отследить результат. Ведь, занимаясь стройкой, вы вряд ли сможете оценить качество дома лишь по одному кирпичу, верно?Scrum — идеальная система?Нет.Мы не рекомендуем использовать Scrum, если заказчик:имеет четкое понимание, каким и за какой период времени он хочет видеть конечный продукт;не готов к активному вовлечению в проект;не сможет сказать, устраивает ли его промежуточный результат.Что в итоге?Методология Scrum — хороший инструмент в работе с большим количеством неопределенности. Scrum способен помочь при создании чего-то, что еще не приобрело окончательных форм и красок в голове заказчика, а имеет лишь смутные очертания.Но нет смысла использовать его всегда и везде — как минимум потому, что не каждый заказчик готов регулярно вовлекаться в проект и часто оплачивать.Впрочем, системы оплаты — это уже другая история :)А вы используете Scrum в своей работе?