Бенчмаркинг производительности цифровых сервисов

Бенчмаркинг производительности цифровых сервисов

Все больше компаний наращивают свое присутствие в онлайн-пространстве, порождая рост конкуренции на цифровых рынках и повышая ожидания пользователей от работы ИТ-сервисов. В этой статье мы расскажем, как бенчмаркинг помогает улучшать работу цифровых продуктов и успешно конкурировать за пользователей.

Сегодня во многих компаниях, предлагающих своим пользователям онлайн-сервисы или продукты, установлены стандарты тестирования работы ИТ-систем. И казалось бы, применение такого подхода должно обеспечить более высокое качество конечного продукта и высокий уровень удовлетворенности пользователей. Но такое происходит не всегда.

Это связано с тем, что стандарты задают минимальный уровень качества ИТ-продукта, необходимый для соответствия установленным требованиям. Подход с установкой стандартов не всегда позволяет выявить и решить более глубокие и специфические проблемы, которые могут возникнуть в реальных условиях эксплуатации цифрового сервиса.

Здесь на помощь приходит бенчмаркинг производительности, который позволяет сравнивать вашу ИТ-систему с лучшими в отрасли и выявлять направления для оптимизации. Применение бенчмаркинга, в отличие от следования стандартам, помогает создавать продукты более высокого качества в сравнении с конкурентами.

Основные элементы бенчмаркинга производительности цифровых сервисов

Как и любой другой процесс измерения и оценки производительности ИТ-системы, бенчмаркинг имеет ряд важных шагов, необходимых к реализации. Основные из них следующие:

Определение ключевых показателей эффективности (KPI)

Понимание целевых пользователей и того, как они взаимодействуют с ИТ-продуктом или приложением, поможет вам решить, какие KPI следует установить к отслеживанию.

Например, если вы разрабатываете мобильную игру, то можно сравнивать свое приложение с конкурентами по следующим ключевым метрикам производительности:

  • Плавность анимации в игре (Frames Per Second);
  • Время загрузки игры (Load Time);
  • Нагрузка на графический процессор (GPU Usage);
  • Количество энергии, потребляемое игрой (Battery Consumption);
  • Частота аварийных завершений игры (Crash Rate);
  • Размер установочного пакета игры (App Size);
  • Время задержки при передаче данных между устройством пользователя и сервером (Network Latency).

Для цифровых сервисов могут быть актуальными к отслеживанию такие KPI как:

  • Время, требуемое для полной загрузки страницы (Page Load Time);
  • Время от момента запроса до получения первого байта данных от сервера (Time to First Byte, TTFB);
  • Время, требуемое для загрузки и отображения самого большого видимого элемента на странице (Largest Contentful Paint, LCP);
  • Частота возникновения ошибок (Error Rate);
  • Процент завершенных пользовательских операций, таких как покупки или регистрации, от общего числа попыток (Transaction Success Rate);
  • Задержка между первым взаимодействием пользователя с сайтом и ответом системы (First Input Delay, FID).

Конкурентный анализ

Анализ конкурентов поможет понять, к каким показателям стоит стремиться, и каковы индустриальные стандарты.

Установка реалистичных целей

Установка целевых значений для каждого KPI должна производиться, опираясь на анализ текущих показателей и данных о конкурентах. Цели должны быть реалистичными и достижимыми, но при этом достаточно амбициозными, чтобы стимулировать улучшения.

Определение временных рамок

В зависимости от специфики проекта и бизнес-задач, могут быть установлены различные временные рамки для достижения целей по каждому KPI. Это могут быть краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные цели.

Использование инструментов аналитики и мониторинга

Применение инструментов мониторинга и анализа данных помогает детально отслеживать прогресс достижения установленных целей. Такие решения, как Application Performance Monitoring, Real User Monitoring или observability платформы, помогают контролировать KPI в режиме реального времени и своевременно корректировать работу цифровых систем для получения лучших результатов.

Инструменты мониторинга можно разделить на три группы – условно бесплатные (open-source), Enterprise и массовые. Каждая категория имеет свои особенности и целевую аудиторию.

  • Условно бесплатные инструменты (open-source) – предлагают базовые функции мониторинга цифровых систем и подходят для небольших или средних проектов, которым не требуется гибкость масштабирования, и кто готов к написанию собственных модулей для реализации недостающих функций. Примеры: Prometheus, Grafana.
  • Enterprise-инструменты – предназначены для крупных организаций и включают в себя расширенные функции, например, такие как мониторинг безопасности. Стоимость таких решений обычно очень высокая и может включать в себя не только лицензионные сборы, но и дополнительные затраты по мере роста компании или увеличения нагрузки на ИТ-систему. Примеры: Datadog, AppDynamics, SolarWinds.
  • Массовые инструменты мониторинга – ориентированы на широкий круг пользователей. Обладают удобным интерфейсом, простотой внедрения и невысокой стоимостью. Они подходят для компаний, которым требуется надежность и гибкости в решении задач мониторинга и которые при этом не готовы переплачивать за избыточный функционал. Примеры: Proto Observability Platform.

Бенчмаркинг — это эффективный инструмент для оценки и улучшения производительности цифровых систем. Внедрение данного процесса позволяет организациям улучшать экономические показатели онлайн-бизнеса, внедрять инновации и повышать конкурентоспособность.

Начать дискуссию