Что такое бизнес-анализ и кто такой бизнес-аналитик?

Всем привет! В тг-канале я проводила опрос подписчиков, чтобы узнать, какие темы будут интересны, как развивать тематику в дальнейшем. Мы там все посовещались и решили, что пора запускать цикл статей про бизнес-анализ в контексте ИТ-проектов. Поэтому сегодня у нас первая статья цикла, в которой посмотрим:

  • что такое бизнес-анализ
  • кто такой бизнес-аналитик (описание, функциональные семьи, задачи, компетенции, отличие БА от РО и СА)

Далее у нас по плану есть целое #бизнесанализPP на все статьи цикла на VC, ну и само оглавление в канале тоже буду пополнять и обновлять по мере написания.

Предлагаю начать, летсгоу!

Что такое бизнес-анализ?

Бизнес-анализ — это изучение, анализ, оптимизация, организация бизнес-процессов организации чтобы они соответствовали потребностям бизнеса, нахождение оптимальных решений для удовлетворения этих потребностей.

В контексте ИТ-проектов / ИТ-сферы в целом, бизнес-анализ больше и чаще про работу с требованиями заинтересованных сторон, чтобы эти требования превратить в ТЗ на автоматизацию каких-то процессов, ну и про управление ожиданиями: ИТ-проекты должны приносить пользу бизнесу, увеличивать эффективность процессов с помощью технологий.

Есть еще два термина, которые периодически могут упоминаться в статьях такого вот ознакомительного плана: анализ бизнеса и бизнес-аналитика. Тут просто делаю короткую справку, что анализ бизнеса используется в значении «аудит» или «исследование» (например, мы проводим анализ финансовой деятельности, анализ операционной эффективности или исследование рынка и конкурентов), а бизнес-аналитика — использование данных, статистики и инструментов анализа для изучения работы компании и прогнозирования будущих трендов и результатов (тут про BI-инструменты, дашборды с данными, Big Data, модели и прочее все).

Я буду трогать в процессе рассказывания вам своего опыта немножко и исследования, правила построения таких вот исследований, подходы, и немножко данные, но! основное в этом цикле — это бизнес-анализ.

Кто такой бизнес-аналитик?

Бизнес-аналитик — это, соответственно, специалист, который занимается изучением, анализом, оптимизацией и организаций бизнес-процессов компании, чтобы они соответствовали бизнес-целям компании, и он же ищет и находит решения для устранения проблем на пути к этом соответствию.

Но не все так просто, мои дорогие, есть International Institute of Business Analysis (Международный институт бизнес-анализа, сокращенно IIBA), который предлагает некоторое разделение роли бизнес-аналитика не по грейдам, от джуна к синиору, а по функциональной принадлежности (иначе трактовать словосочетание Role Families в статье про роадмап бизнес-аналитика я не смогла). Собственно, IIBA предлагает нам выделять:

  • бизнес-ориентированных аналитиков (внутри их предлагают делить на аналитика бизнес-требований и на аналитика бизнес-процессов)
  • ИТ-ориентированных аналитиков (и внутри выделяют целый зоопарк: аналитика бизнес-систем, системного аналитика, функционального аналитика, функционального бизнес-аналитика, аналитика поддержки или запросов на обслуживание, аджайл-аналитика)

Как вы догадались, я предлагаю вам прочесть оригинальную статью и поудивляться, как много путей развития для бизнес-аналитика, который в отечественной практике довольно часто совмещает в себе все и сразу + имеет исторически сложившуюся отстройку от системного аналитика и продакт-оунера (а вот в Руководстве к Своду знаний по бизнес-анализу, BABOK Guide от IIBA РО прям перечислен в списке названия для роли того, кто занимается бизнес-анализом в компании).

Собственно, одна из причин такого вот разделения БА на разные функциональные принадлежности именно из-за ракурсов (прям специлизированный термин из Свода знаний), то есть различных точек зрения бизнес-анализа (примеры ракурсов: agile, Business Intelligence, ИТ, управление бизнес-процессами).

Поэтому тут мы говорим, что бизнес-аналитик у нас определяется контекстом: вид проекта, сфера, должностные обязанности, предыдущие функции и опыт, текущие задачи и задачи навырост. Назвался бизнес-аналитиком — решай соответствующие задачи и имей необходимые навыки в контексте сферы и проекта.

Так как я в рамках данного цикла статей планирую вещать с уклоном в ИТ-проекты, то давайте сначала определим некоторые составляющие нашего контекста, ведь ИТ-проекты местами требуют особого подхода со стороны бизнес-аналитика:

  • Техническая сложность. ИТ-проекты часто связаны с разработкой сложных систем, что требует от аналитика как понимания бизнес-целей, так и технических возможностей. Поэтому довольно часто БМ нужно обладать навыками системного анализа, знать системы, их функциональные возможности.
  • Интеграция с другими системами. ИТ-проекты зачастую включают интеграцию новых систем с уже существующими, что требует глубокого анализа взаимодействий между системами, сквозных процессов, отладки предопределенных процессов, разделения на техническую и человеческую часть процессов, элементов, операций внутри процесса.
  • Значимость UX/UI. Бизнес-аналитик тесно сотрудничает с командами UX/UI для обеспечения того, чтобы конечный продукт был удобен и полезен для пользователей. Здесь же нужно иметь представление и о аналитике данных, результатах исследований, понимать тренды, потребности бизнеса и рынка.

Поэтому можно чуть точнее сформулировать роль бизнес-аналитика через основные задачи и через его вклад на разных этапах проекта в ИТ-сфере. Давайте с задач начнем.

В ИТ-проектах бизнес-аналитик может:

  • собрать и проанализировать требования (бизнес-аналитик работает со стейкхолдерами, чтобы понять их потребности и бизнес-цели в контексте проектов, продуктов или систем, используя интервью, воркшопы, опросы и т.д.)
  • задокументировать процессы и требования (бизнес-аналитик оформляет собранную информацию в виде ТЗ, диаграмм и других документов, которые описывают, как бизнес-процессы должны работать, например, описание текущих процессов (AS-IS) и проектирование будущих (TO-BE))
  • найти и разработать решения (некоторые требования представляют собой открытый запрос на изменение, улучшение, решение вопроса, и бизнес-аналитик предлагает это решение, оформляет его в виде ТЗ, диаграмм, иных документов, бизнес-процессов)
  • протестировать и проверить решения (на этапе реализации бизнес-аналитик участвует в тестировании систем, проверяя, соответствуют ли они требованиям, которые он ранее оформил, и помогают ли они достичь бизнес-целей, которые он тоже собрал по запросу)
  • оценить изменения (насколько новые решения повлияют на бизнес, как они изменят процессы и какие риски могут возникнуть, также может управлять изменениями, например, внедрить новый бизнес-процесс)

Если разложить на этапы жизненного цикла проекта, то во время инициации проекта бизнес-аналитик проводит предварительный анализ требований и бизнес-целей. В процессе планирования отвечает за документирование требований, согласование бизнес-процессов, участие в создании архитектуры решения и помощь в определении временных рамок для выполнения каждой задачи. На этапе реализации аналитик может играть роль посредника между бизнесом и командой разработки, чаще он как консультант, чтобы все стороны друг друга поняли. На этапе контроля БА чаще следит за соответствием требований и их реализации бизнес-цели, принимаем результат. Во время завершения проекта участвует в документировании итогов, передаче решения, работе над ошибками.

Чтобы быть таким классным, бизнес-аналитику нужно обладать рядом компетенций (помним из статьи про компетенции и навыки, что компетенция это то, что мы знаем, что мы можем сделать и достичь, и то, как мы ведем себя, пока эти знания и умения применяем, а навыки - это те самые софты и харды). Компетенции есть и в стандарте на профессию бизнес-аналитика, и во все том же Руководстве к Своду знаний по бизнес-анализу, BABOK Guide от IIBA. Обычно сводят к тому, что БА должен знать и уметь в аналитическое мышление (сюда и стратегическое, и критическое мышление, и логику относят), коммуникацию (с разными уровнями ЛПР, команд, в целом способность внятно излагать мысли), решение проблем, иметь некоторые технические навыки (то есть представление о технологиях и знать артефакты, инструменты и методы самого бизнес-анализа).

Если вы помните мою матрицу компетенций РМа, то я бы хотела сделать такую же большую и подробную для БА. Напишите, пригодится ли вам такой контент (тоже так просто не запустишь).

Отличия бизнес-аналитика от системного аналитика и продакт-оунера

Я бы сформулировала так: у бизнес-аналитика основной фокус в работе с бизнесом и формулировке требований на основе бизнес-целей. Бизнес-аналитик больше сосредоточен на том, как продукт должен удовлетворять бизнес-задачи, а не на том, как технически это будет реализовано. Системный аналитик больше фокусируется на технической стороне вопроса. Он занимается более детализированной проработкой архитектуры системы, понимает, как интегрировать новое решение с существующими системами. РО в основном отвечает за формирование видения продукта и управление бэклогом, он про приоритеты, развитие, экономику продукта, бизнес-выгоду от разработки этого продукта.

Если вы считаете иначе, или есть дополнения — велком к нашему шалашу немножко шу-шу про это в комментариях:

Вот такая вот вводная статья получилась, со следующей я начну блок про анализ бизнес-процессов и систем, и, собственно, первая тема будет «Что такое анализ бизнес-процессов и как работать с БП (изменение, внедрение)» (это рабочее название, я в процессе думания мыслев, дорогие пиксиподписчики).

2 комментария

Вводная...

Ответить

ПО - Зачем делаем. Какие принципиальные задачи пользователя решает продукт, за что он платит деньги
БА - Что делаем. Детали, как это реализовано на логическом/функциональном уровне.
СА - Какими средствами. Как это концептуально реализовано на техническом/инструментальном уровне
ТЛ - Как делаем. Детали, как это реализовано на техническом/инструментальном уровне.
В небольших проектах, обычно, ПО=БА, СА=ТЛ

Ответить