{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что есть компетенции в управлении проектами и методы оценки

Всем привет! Это первая статья рубрики #карьера и она про то, почему менеджеру проектов важно оценивать свои навыки, про тенденции, подходы, как оценить свои компетенции самостоятельно или с чужой помощью (пока только методы в общем, без детализированного описания).

Компетенции: состав, примеры и для чего надо

Компетенции для менеджера проекта — это такая комплексная штука, которая должна включать в себя что менеджер проекта знает об управлении проектами, что менеджер проекта может сделать или достичь, применяя свои знания управления проектами, а еще как ведет себя менеджер при выполнении проекта, то есть как взгляды и основные характеристики личности находят отражение в результате работы.

Это определение составляющих измерений компетенции РМ’а дано в PMCD Framework от PMI, но похожие грани понимания кто хороший менеджер, а кто недостаточно компетентный, есть и в российской практике менеджмента проектов, например, Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами. Плюс, Минтрудом закреплены профессиональные стандарты, по которым строится образование, и они как карта компетенций / функциональная карта. Стандарт тоже строится через описание необходимых знаний профессии, навыков и трудовых функций (то есть описание, как знания и навыки применяются к непосредственным задачам рабочим), вот пример стандарта профессии Бизнес-аналитик.

Есть и международные стандарты, например, IWA 30, Компетенция специалистов в области стандартизации (Соглашение международного семинара (IWA), которое устанавливает компетенции для организаций во всем мире от ISO).

В HBR's Guide to Project Management Ebook (2015) есть пример разбивки навыков по фазам проекта (фазы отличаются от этапов, потому что этапы вынесены у них в процессы проекта), то есть прям конкретные навыки и их место прикладывания. Так реализовывается как раз та самая часть компетенций про performance (достижение чего-то с помощью своих навыков, знаний и личностных качеств).

HBR's Guide to Project Management Ebook (2015), перевод на русский Мария Кульнева

Компетенции менеджера проекта намного шире просто навыков (тех самых soft / hard skills), про которые мы регулярно слышим на курсах, читаем в книгах, или вот даже подсматриваем целые исследования о применении каких-то отдельных Top Power Skills (коммуникация, решение проблем, лидерство и стратегическое мышление) и их востребованности в мире:

Фрагмент из ежегодного отчета Pulse of the Profession 2023 от PMI

Оценка компетенций и навыков внутри этих компетенций для менеджера проектов важная часть конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Моя оценка требуется не для выполнения формальных требований (подхожу или не подхожу на должность), но и как инструмент для развития (какой карьерный трек, какие темы мне нужно изучить, как вырасти, как повысить свой грейд).

Как оценку можно провести? Можно самостоятельно провести ревизию своих знаний, умений, навыков и личностных особенностей, а можно обратиться к кому-то, чтобы кто-то провел такую оценку со стороны.

Давайте я немного расскажу про методы самостоятельной оценки и внешней.

Методы самостоятельной оценки:

  • самотестирование — из плюсов такого подхода то, что бесплатных тестирований на любые темы сейчас предостаточно, можно оценить правильность своих ответов и теоретические знания, из минусов — реже можно оценить конкретные навыки или свой личный performance в управлении проектами;
  • самоанализ и ведение журнала / профессионального дневника — то есть регулярно анализируем, что мы нового узнали, что старое вспомнили, как применили, как достигли желаемого результата, свои достижения и неудачи фиксируем по каждому проекту или вехе проекта (дорогой дневник, словами не передать, как мне пригодились навыки решения конфликтов). То есть тут performance оценить можем, можем оценить и знания, из минусов то, что сложно оценить текущий уровень относительно какого-то стандарта или идеала (цитируем Сократа, мол, «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю»).

По итогам такой оценки можно понять, чего не хватает в знаниях и навыках, пронализировать это и поставить себе конкретные цели (например, в течение двух месяцев разобраться в какой-то конкретной методологии, научиться распределять затраты на прямые и косвенные при сведении бюджета). Цели должны быть нашими любимыми: конкретными, измеряемыми и достижимыми.

Для достижения целей мы сами себе можем сформировать план обучения, то есть темы, навыки, приемы, методы работы, которые мы хотим прокачать. Когда сложно сориентироваться, как какую-то тему изучить, можно использовать несколько штук для составления персонального плана развития:

  • спросить ИИ о том, какие есть книги и инструменты, ресурсы для прокачки одного конкретного навыка, какой это может быть план (можно, например, написать промт, чтобы дал рекомендации по обучению, у меня будет статья о промтах для OpenAI ассистентов).
  • спросить друга или подругу, кто давно вертится в этой сфере или у кого мы знаем, есть достаточно навыков и компетенций для того чтобы выступить в роли нашего наставника в каком-то конкретном вопросе. Такие люди могут посоветовать ресурсы, методы изучения этих ресурсов, но не вложат за вас эти знания в вашу голову.
  • воспользоваться каким-то уже готовым ассистентом, мне нравится сервис Coursable — в нем можно делать себе учебные планы по дисциплине или теме, сервис работает как агрегатор материалов (статей, видео) по заданным темам, но подбирает их не со страниц поисковой выдачи, а с узкоспециализированных ресурсов (это зачастую облегчает валидацию данных на корректность терминологии и описания методов)
Пример того, как выглядит созданный сервисом Coursable план обучения (темы, материалы, отметка о прохождении).

Методы внешней оценки:

  • 180 / 360 / 540 градусов обратной связи. Метод подразумевает, что РМ регулярно получает оценку со стороны руководителя (180 градусов), руководителя, коллег и подчиненных (360 градусов), руководителя, коллег, подчиненных, клиентов и заказчиков (540 градусов). Оценка обычно проводится в каком-то принятом в компании формате (анкета, опрос) по итогам взаимодействия РМ с этими людьми, оцениваются профессиональные навыки, характеристики личности и стиль управления.
  • по результатам проектов. Оценивается именно результат проекта под управлением конкретного РМ, насколько он соответствует целям, насколько бюджет выполнен, сроки соблюдены, не пострадало ли качество. Тут более широкими мазками получается получить представление, каких компетенций не хватает (просел бюджет? подучи бюджетирование и контроль затрат, и так далее).
  • от внешних экспертов. Можно найти кого-то, кому вы доверяете, как специалисту в управлении проектами, попросить оценить ваши навыки, дать обратную связь и помочь составить план по развитию, потом повторить и оценить уже рост, влияние примененных рекомендаций. Такая практика может быть в формате разовых консультаций, или же в формате менторства (я вот провожу такие консультации и помогаю сориентироваться с карьерным треком, планом персонального развития и обучения, мой опыт как преподавателя здесь очень помогает).
  • по результатам сертификации. Вообще, по моему опыту, прохождение сертификационных экзаменов по управлению проектами дает ощущение значимости, важности и уверенности в себе и своих навыках. Это даже не столько просто обучение и сертификат, это больше как нокаут для внутреннего самозванца, потому что вообще-то, не для сомнений и терзаний мама ягодку растила, вы на самом деле отличный специалист. Даже справка есть (о том, что вы лошадь тоже можно получить). Я планирую получить сертификат Project Management Institute (PMI) или International Project Management Association (IPMA), но пока что имею сертификат p3express.
  • в ассессмент-центрах. Я не сталкивалась с такими центрами, сказать не могу ничего, знаю, что там больше как бизнес-игры и моделирование условно реальных ситуаций из бизнеса для оценки поведения и применения навыков на практике.

Для меня, той, кто изучал управление проектами самостоятельно, получить оценку и подтверждение моих компетенций очень важно. Это про уверенность в своих силах, отсутствие лишнего страха перед запуском нового проекта:

Я знаю, что справлюсь. А если не справлюсь, то я достаточно прокаченная, чтобы справиться с последствиями и принять ответственность за свои ошибки.

А что оценка навыков значит для вас?

В следующей статье я расскажу о том, какие есть компетенции, в чем они заключаются, вокруг каких компетенций можно и нужно строить методы самооценки, а в еще одной статье расскажу, как я провожу самооценку своих навыков. Даже подготовлю шаблон для такой оценки.

В общем, да разгорится пламя знаний в умах людей!

Заходите на мой менеджерский огонек в tg-канал:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда