Стратегия обновления ИТ-инфраструктуры: разработка, применение, перспективы

Разработка ИТ-стратегии и цифровая трансформация инфраструктуры компании — комплексный процесс, требующий глубокого понимания бизнес-целей и возможностей ИТ-системы компании. Об особенностях разработки и применения стратегии развития ИТ-инфраструктуры рассказывает Дмитрий Сорокин, директор по развитию бизнеса AlterSoft российского производителя общесистемного и прикладного программного обеспечения ALMI Partner.

Стратегия обновления ИТ-инфраструктуры: разработка, применение, перспективы
Стратегия обновления ИТ-инфраструктуры: разработка, применение, перспективы

Знайте, чего хотеть

ИТ-инфраструктура охватывает все аспекты деятельности компании — от взаимодействия с клиентами до автоматизации внутренних процессов, поэтому отнестись к этой задаче по остаточному принципу не получится.

Сразу отметим, что без четкого понимания потребностей бизнеса построение ИТ-инфраструктуры не принесет успеха и не запустит новые процессы в компании. Поэтому успешная цифровая трансформация всегда начинается с четкой фиксации целей, выбора надежных партнеров и правильного концептуального подхода к реализации ИТ-стратегии.

Соответственно, следует заранее определить, какие проблемы бизнеса необходимо решить при построении новой ИТ-инфраструктуры. Наиболее типичные вызовы в этом плане включают в себя повышение финансовых показателей компании и снижение операционных расходов, а также оптимизацию бизнес-процессов с помощью ИТ-решений.

Обновление цифровой инфраструктуры также может открывать перед компанией новые возможности или связывать вместе стратегические задачи бизнеса и потенциал ИТ-службы.

Составление карты процесса

Создание эффективной ИТ-инфраструктуры — не просто техническая задача, а стратегический шаг, который должен быть тесно завязан на бизнес-целях. Разработка ИТ-стратегии начинается с анализа текущего состояния бизнеса компании и планируемых изменений. Затем формируется видение будущей ИТ-инфраструктуры и разрабатывается план цифровой трансформации.

Например, элементы стратегии могут состоять из списка задач, которые должна решить ИТ-служба, основных направлений деятельности и методов работы, распределения человеческих и финансовых ресурсов, системы оценки результатов, методов управления рисками и тому подобное.

Важно понимать, что не существует единого универсального рецепта создания ИТ-инфраструктуры для всех компаний. Каждый бизнес неповторим и требует индивидуального подхода. Во многом это связано с уникальностью процессов для каждой отдельно взятой сферы. Трудно создать единую и универсальную методику цифровизации, не выходящую за границы уже существующих в компании технологий.

Поэтому при выборе конкретного решения ИТ-службам необходимо учитывать, что на выбор технологий и систем построения инфраструктуры может повлиять масштаб бизнеса, специфика отрасли, а также различные ресурсные ограничения. В частности, трансформация ИТ-инфраструктуры потребует значительных материальных и нематериальных инвестиций.

В то же время эти инвестиции окупаются за счет повышения эффективности бизнеса, снижения затрат и открытия новых рыночных возможностей для компании.

Реализация стратегии

Существуют три основных подхода к построению ИТ-инфраструктуры:

  • Покупка готового решения у поставщика;
  • Сотрудничество с внешними партнерами для индивидуальной разработки;
  • Внутренняя разработка: создание инфраструктуры с нуля силами внутренней команды.

Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Например, решения от вендоров обеспечивают скорость и простоту внедрения, в то время как внутренняя разработка обеспечивает большую кастомизацию, но может потребовать значительных временных и финансовых инвестиций.

После того как ИТ-стратегия будет принята, следующим шагом идет определение конкретных требований к будущей ИТ-инфраструктуре. Их список может меняться в зависимости от размера компании, подхода к реализации стратегии и конечных продуктов.

Идеальная ИТ-инфраструктура должна отвечать нескольким базовым принципам:

  • Масштабируемость: способность приспосабливаться к росту компании;
  • Адаптивность: гибкость, позволяющая приспосабливаться к изменяющимся бизнес-процессам и внешним условиям;
  • Совместимость: бесшовная интеграция различных компонентов;
  • Безопасность: надежные меры защиты конфиденциальных данных;
  • Независимость от поставщиков: возможность менять поставщиков без существенных сбоев.

Для эффективной реализации стратегии ИТ-службам необходимо сформировать перечень ключевых бизнес-процессов (картирование и приоритезация), а также иметь четкое представление о текущем состоянии цифровой архитектуры компании.

С этой целью рекомендуется провести ревизию ИТ-оборудования от рабочих станций пользователей до корпоративных серверов. Обеспечить паспортизацию существующего и планируемого к использованию программного обеспечения. А также проанализировать системы управления данными, например, то, как данные собираются, хранятся и используются.

Анализируя эти элементы на предмет их соответствия бизнес-целям компании, ИТ-службы могут выявить пробелы в текущей инфраструктуре, разработать поэтапный план улучшений, выбрать подходящие технологии и поставщиков.

Управление рисками

Большинство неудач в области цифровой трансформации компаний связаны с формированием нереалистичных бюджетов, излишней зависимостью от предположений и ограниченным выбором поставщиков решений.

Например, в ходе реализации ИТ-стратегии у участников процесса может появиться соблазн максимально сократить расходы. Однако после того, как от умозрительных заключений переходят к конкретным вещам, становится очевидно, что цифровая трансформация, развитие и рост — это «игра в долгую».

Очевидно, что трансформация ИТ-инфраструктуры должна быть финансово целесообразной. Но также не вызывает сомнений, что неразумно пренебрегать и игнорировать удовлетворение обоснованных запросов на ИТ-ресурсы.

Как правило, поиск разумного компромисса ложится на плечи ИТ-директора или CIO, который управляет процессом цифровой трансформации и координирует работу команды.

Для целей подготовки обоснованных решений желательно подключать к обсуждению ИТ-стратегии сторонние от ИТ-службы отделы компании, например, финансовый и юридический. Не лишним станет регулярная оценка возможных рисков до приобретения и начального внедрения любой информационной системы или ПО.

При этом положительные результаты может принести практика консультаций с внешними экспертами, например, с интеграторами и поставщиками ИТ-решений.

Заключение

Успех трансформации ИТ-инфраструктуры во многом зависит от того, насколько глубоко компания осознает будущую инновационность цифровизации своих бизнес-процессов и действительно готова к изменениям. Внедрение новых технологий — выражение этого понимания, длительный процесс, требующий активного участия и адаптации всех сотрудников компании. Поэтому не стоит ожидать мгновенных результатов.

Хорошо продуманная и выверенная стратегия цифровой трансформации играет роль дорожной карты, указывающей направление развития. Она помогает топ-менеджменту оценивать перспективы, планировать инвестиции, привлекать к сотрудничеству опытных экспертов и распределять ресурсы. Также наличие ИТ- стратегии позволит акцентировать внимание сотрудников на необходимость подготовки к будущим изменениям, обеспечивающим переход к новым технологиям.

Успешная реализация стратегии обновления ИТ-инфраструктуры — результат комплексного подхода, включающего не только технические аспекты, но и организационные, культурные и эволюционные факторы.

Главное положение любой такой стратегии: компании, которые смогут своевременно и эффективно внедрить новые технологии, получат конкурентные преимущества. При этом ИТ-стратегия должна быть достаточно гибкой, чтобы вовремя адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

Начать дискуссию