Оцифровать нецифруемое: как понять, чем на самом деле робот хуже человека?

Оцифровать нецифруемое: как понять, чем на самом деле робот хуже человека?

Аналитика — это не просто цифры и графики. Это ценный инструмент, который помогает руководителям, маркетологам и продакт-менеджерам принимать решения на основе данных и получать реальные бизнес-результаты. Например — улучшать и развивать продукт компании.

Откуда я это знаю? Просто я с данными работаю уже больше 10 лет, половину из которых руковожу дата-консалтингом. Мы строим системы аналитики для диджитал-компаний, и в нашем портфолио уже больше 40 успешных кейсов. Так что кое-что об аналитике я знаю.

Когда компания решает, что пора бы усовершенствовать свой продукт, перед ней открываются два пути.

  • Можно послушать свое сердце, интуицию и отзывы нескольких надежных человек, чьему мнению вы доверяете (например, мамы), чтобы решить, как же будет лучше.
  • Можно погрузиться в данные, проанализировать показатели, результаты тестов и исследований и в них найти точки роста.

Конечно, маму надо слушать, но когда речь идет о развитии бизнеса, лучше опираться на данные и продуктовые исследования.

Одна проблема — как быть, если нужные данные сложно оцифровать? Например, мы видим по отчетам, что продукт перформит хуже, чем хотелось бы, но почему? Цифры говорят о результатах, но не о причинах.

Показываю, как быть в таком случае, на примере одного из наших заказчиков. Чтобы решить его задачу, мы провели целое исследование с использованием ИИ и ML-алгоритмов и в итоге нашли способ улучшить его продукт.

Дисклеймер: заказчик реальный, а название вымышленное. NDA, сами понимаете.

Суть задачи: оценить работу бота-продажника

Компания AI Sales автоматизирует работу отдела продаж с помощью ботов. По ТЗ от клиента их обучают так, чтобы они могли сами, как люди, вести переговоры и совершать продажи. Изначально боты были текстовые, но потом появились и голосовые, которые не просто отвечали на заявки, но и сами звонили потенциальным клиентам.

Оцифровать нецифруемое: как понять, чем на самом деле робот хуже человека?

Ботом можно заменить весь отдел продаж во славу Skynet, чтобы сэкономить на зарплатах, а можно использовать его для того, чтобы разгрузить людей. Например, отдать ему рутинные задачи по холодному прозвону или подключать, когда сыпется слишком много заявок.

Главный вопрос — насколько Карлсон лучше собаки... Нет, насколько бот эффективнее человека-продажника?

Ответ нужен был и заказчику, и его клиентам. Заказчику — чтобы увидеть сильные и слабые стороны своего продукта и понять, как его улучшить. Клиентам — чтобы быть уверенными, что в покупке бота есть смысл.

Это — одна из возможных задач, которые мы выполняем для заказчиков. Хотите узнать, как мы можем помочь вам развить продукт или найти инсайты в данных?

→ Оставьте заявку в нашем TG-боте

Подготовка к соревнованию: бот VS человек

Все начинается с внедрения аналитики в основные бизнес-процессы нашего клиента.

Мы предложили создать базовый отчет по выручке с каждого клиента AI Sales, чтобы контролировать использование сервиса, количество обработанных лидов и выручку по клиенту. 
Мы предложили создать базовый отчет по выручке с каждого клиента AI Sales, чтобы контролировать использование сервиса, количество обработанных лидов и выручку по клиенту. 

Для начала мы сделали дашборд по выручке с разбивкой по клиентам, чтобы AI Sales могли следить за успехами своих ботов.

На графиках они увидели, что результаты у них нестабильные, и значительно нарастить объемы продаж не удается — это видно в начале графика в верхней части дашборда.

Нужно было разобраться, почему это происходит и что можно сделать, чтобы улучшить показатели. Для этого необходимо было сравнить, как переоформит настоящий отдел продаж в каждой из компаний, чтобы оценить результаты внедрения ИИ-сервиса.

Бот против человека: раунд 1. Анализ текущих результатов

Логичный первый этап исследования — сравнить показатели продаж бота и людей-сейлзов. Для этого мы запросили у клиентов AI Sales данные о продажах. Двое согласились: сервис заказа такси и онлайн-курсы IT-профессий.

Мы собрали данные из CRM-систем и сравнили результаты ботов и людей по следующим показателям:

  • конверсия из лида в покупателя;
  • реактивация лида — то есть возобновление диалога после того, как лид перестал отвечать;
  • статистика звонков — наличие/отсутствие ответа от лида, статус звонка, причина прекращения разговора.
Оцифровать нецифруемое: как понять, чем на самом деле робот хуже человека?

Анализ показал, что у бота результаты хуже, чем у людей — в частности, он значительно хуже конвертит лидов в покупателей.

Но почему так? Бот обучен командой из AI Sales компании по ТЗ от клиента и делает все то же самое, что обычные сотрудники — так почему он не конвертит?

Мы поняли, что в этом вопросе надо разобраться: ответ помог бы заказчику доработать продукт и сделать его более полезным для своих клиентов.

Бот против человека: раунд 2. Исследование

Как оценить такую абстрактную вещь, как “качество ведения разговора”? Чтобы докопаться до истины, нам надо было “посчитать” нечто, что сложно представить в сухих цифрах.

  • Чем отличаются диалоги, которые ведет бот, от диалогов людей-сейлзов?
  • Насколько успешно бот справляется с главной задачей — точно и полно рассказать об услугах и ценах компании, не уходя от темы?
  • Какие еще факторы влияют на результат сделки?

Для ответа на все эти вопросы мы провели целое исследование.

  • Построили ML-модель классификации, чтобы определить, какие параметры сильнее всего влияют на успех продажи. Модель обработала большой массив данных о множестве сделок, которые нам предоставили клиенты AI Sales, и составила целых список факторов: источник лида, время отправки заявки, скорость ответа и так далее/

Оказалось, что качество лида влияет на исход сделки сильнее, чем то, кто с ним разговаривал. Несмотря на это, разрыв между показателями людей и ботов был неоспорим, так что надо было копать дальше.

2. С помощью другой ML-модели изучили диалоги, которые вели боты. ИИ кластеризовал записи разговоров — то есть разбил их на группы по темам. Это помогло оценить, о чем боты говорят с лидами — не отклоняются ли от темы и адекватно ли они отвечают на вопросы.

Этот этап показал, что боты придерживаются тех же тем разговора, что и люди — рассказывают про услуги и цены, не “галлюцинируя”.

Галлюцинации ИИ — это ответы, которые выглядят правдоподобно, но не соответствуют действительности. Например, если бы бот начал рассказывать покупателям в магазине техники, что они могут еще и пиццу заказать. Если бы это действительно происходило, то, благодаря кластеризации, такие отклонения от нормы сразу стали бы видны.

3. С помощью ChatGPT на основе обращений от лидов смоделировали несколько ситуаций и сравнили ответы ботов и людей. Это нужно было, чтобы детально оценить качество ответов.

И вот тут мы выяснили, что хотя ИИ отвечает точно, по наполнению ответы отличаются от того, что говорят люди.

  • Зачастую он отвечал слишком уж полно, вываливая на собеседника тонну информации. Это могло раздражать или просто сбивать с толку.
  • Ему не хватало гибкости в общении — человек мог предложить скидку или акцию, чтобы заинтересовать покупателя, а вот бот про такие возможности редко “вспоминал”.

Это показатели, которые сложно представить на удобном дашборде с графиками, но именно они помогли нам найти проблему. А вместе с ней — и путь к решению.

Бот против человека: раунд 3. Бизнес-результаты

Итак, у нас на руках — детальная аналитика результатов работы бота и исследование о причинах его отставания от коллег-людей. Что с этим всем делать?

  • На основе данных о продажах, которые предоставили клиенты AI Sales, мы сделали ряд подробных дашбордов. В них мы оцифровали все процессы внутри отделов продаж — как “человеческие”, так и ушедшие боту. С их помощью эти компании могли отслеживать динамику продаж и мониторить работу бота.
Например, такой дашборд табличной формы с интерактивной фильтрацией получился у клиента AI Sales — онлайн-школы IT-профессий.
Например, такой дашборд табличной формы с интерактивной фильтрацией получился у клиента AI Sales — онлайн-школы IT-профессий.

Результат: удобный инструмент для аналитики работы людей-продажников и бота, а также возросшая лояльность клиентов к AI Sales, которые по достоинству оценили точность данных.

  • AI Sales изменили подход к обучению бота и подключили к процессу топовых продажников, чтобы он брал пример с лучших. Это помогло предусмотреть дополнительные сценарии, которые могут возникнуть в общении с лидом, и научить его вести более живые диалоги.

Результат: то самое принятие решений на основе данных, о котором я говорил в начале статьи, и data-driven подход — AI Sales увидели реальную проблему продукта, и исправили его. Так они увеличили его эффективность — а значит и ценность в глазах клиентов.

Оцифровать нецифруемое: как понять, чем на самом деле робот хуже человека?

***

Этой статьей я хотел показать, в чем главное предназначение аналитики — в решении реальных задач и проблем бизнеса. Иногда для этого достаточно сделать быструю выгрузку, иногда — собрать дашборд с ключевыми показателями, а иногда — провести исследование с привлечением ИИ.

Именно этим мы в LEFT JOIN и занимаемся: погружаемся в запрос заказчика и подбираем оптимальное решение. Если у вас есть запрос, связанный с аналитикой в компании, оставьте заявку нашему TG-боту. Мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы!

Оцифровать нецифруемое: как понять, чем на самом деле робот хуже человека?
2020
33
11
27 комментариев

ИИ против человека — пока 1:0. И дальше разгром 😃

4
Ответить

Ну, не совсем) До полного разгрома еще далеко. Как мы видим по результатам исследования, ботам есть куда расти.

1
Ответить

Не читал, но поддакнул?

1
Ответить

Все современные технологии это круто, но кто это все раскручивает не думает, что рано или поздно ии его и заменит

1
Ответить

Что-то много людей под этой статьей переживает, что их заменит ИИ) ИИ это просто очередной инструмент, который помогает в работе, но не заменяет квалифицированных специалистов.

Ответить

современные технологии правда круто

1
Ответить

Лучше и не скажешь)

Ответить