Проблемы внедрения современных технологий в государственном секторе и традиционных секторах экономики
Несмотря на название статьи, проблема внедрения современных технологий остро стоит перед всеми организациями, которые достигают масштабов корпораций. Даже изначально цифровые организации, на определённом этапе своего развития замедляют скорость внедрения новых технологий.
Главной проблемой данного явления становится отсутствиее запроса на внедрение новых технологий. Старая система существует и работает, её несовершенство пытаются исправить внедрением небольших изменений, которые понятны и предсказуемы. Такие изменения не приводят к слому привычных устоев, при этом позволяяя системе долго поддерживать своё состояние.
Согласно анализу Генриха Альтшуллера в его книге «Найти Идею», где раскрывается идея ТРИЗ (теориярешения изобретательских задач), любая система проходит один и тот же путь, который можно выразить графиком.
Цифровые компании, которые приводятся в качестве примера т.н. «цифрового прорыва» (англ. «digital disruptors»), изначально стартовали в новой нише и потому в своём пике развития превзошли традиционные сектора экономики, которые уже много лет занимались лишь линейными улучшениями и находились близко к точке деградации систем.
Теперь некоторые пионеры цифровой трансформации сами находятся на границе деградации. В качестве примера, можно привести телеком отрасль. Интернет – великое изобретение человечества, сделал возможным третью, цифровую революцию. В 90-2000х годах, телеком компании были одним из самых передовых, быстро растущих и перспективных областей экономики, сейчас пребывают в застое. Многие идеи и технологии, которые принёс телеком были революционными для своего времени, тем интереснее наблюдать, как телеком-операторы пытаются использовать идеи, утратившие свою эффективность ещё 15 лет назад, например, продажа готовых комплектов SIM карт.
Авторы намеренно проводят параллель между государственными организациями и традиционными частными компаниями, сталкивающимися с проблемами внедрения новых технологий, ввиду следующих факторов:
1. Сложные организационные структуры;
2. Высокая регламентация деятельности (как внешняя, так и внутренняя);
3. Большое внимание общественности;
4. Строгие бюджетные правила;
5. Неприятие риcка;
6. Отвержение рискованных людей и их идей;
7. Наличие работающей системы.
Обозначенные факторы, приводят к трудностям внедрения новых технологий, которые можно разделить на 4 группы: технологические ограничения, экономические соображения, человеческий фактор и нормативные предписания.
I. Технологические ограничения
Когда речь о внедрении новых технологий в крупные организации или государственные органы, редко принимается во внимание текущий технологический стек. Многие истории успеха или бенефиты продаются или от чужого опыта, или того хуже из предположений, что существующий ИТ-ландшафт для внедрения новой технологии представляет из себя чистое поле – Green Field.
Почти никакие крупные компании и уж тем более государство не существуют в вакууме, а потому новые технологии неизбежно сталкиваются со старыми.
В результате возникают следующие проблемы:
1. Совместимость старых и новых технологий
Новые технологии, как правило, не меняют весь технологический стек разом, а внедряются постепенно и берут на себя только часть задач. Это неизбежно приводит к необходимости совмещения старых и новых технологий и разработки адаптеров и прочей «обвязки», которые часто приходится изобретать по ходу внедрения новой технологии.
2. Различия в требованиях к квалификации
В зависимости от старого стека будут сформированы компетенции у команды, которая его развивает. С большой долей вероятности это будут не подходящие навыки и знания, которые требуются для работы с новыми технологиями. В результате чего на начальных этапах требуется привлечение людей, знакомых с новыми технологиями и передача знаний старой команде. Даже если существующая команда готова учиться, то пройдет немало времени, прежде чем она сможет достичь того же уровня эффективности в новой технологии.
3. Слабое документирование и небольшая база знаний
Любые технологии не совершенны и вызывают проблемы и сбои, да и просто нуждаются в понятной документации. Новые технологии зачастую не имеют такой широкой поддержки в профессиональном сообществе, как старые и проверенные. Но даже если техническая документация имеется в избытке, то кейсов, описывающихприменение конкретной технологии в специфичной области, бывает крайне мало или они вовсе отсутствуют, что заставляет «изобретать велосипед».
4. Наличие SLA (Service-Level Agreement) на старые системы и отсутствие на новые
Старые технологии активно используются в производственных процессах, на которые есть показатели назначения и SLA (соглашения об уровне обслуживания). Новые технологии, как правило, не ограничивают такими же жесткими требованиями на этапы пилотирования. Порой это является источником коллизий, когда более совершенные технологии приводят к перегрузке старых систем. Из-за этого возможности новых технологий искусственно ограничиваются под возможности старых, и таким образом никаких технических преимуществ новых технологий незаметно.
5. Сложности масштабирования
Пилоты на новых технологиях запускают в ограниченном, специально подготовленном контуре. Зачастую этотконтур изолируется от специфичных проблем и работает только с наиболее понятными и переработанными участками процесса, запускается для наиболее лояльных клиентов или включается только для не критичных этапов производственных и бизнес-процессов. Перевод пилота в промышленную эксплуатацию зачастую требует лавинного переключения всех остальных процессов на новые технологии из-за невозможности дробного внедрения. В этот момент появляются проблемы, о которых на этапе пилота было ничего неизвестно, и запуск приходится откладывать, «откатывать» изменения и дорабатывать пилот. Затем пробовать заново, порой таких итераций случается не одна, что создает негативный экономический и репутационный эффект.
6. Параллельный запуск и сравнение
Одним из способов борьбы с лавинами изменений является параллельный запуск систем на основе новых технологий по соседству со старыми. Чаще всего это требует полноценного запуска какой-то производственной цепочки и балансировку загрузки между старыми и новыми системами. Сроки такой работы двух систем порой могут доходить до года. Для критически важных систем параллельный запуск является обязательным, так как требует сравнение результатов выполнения процессов на старых и новых технологиях. Параллельные работы требуют огромных усилий по синхронизации данных между двумя контурами и работы двух команд одновременно, потребляют больше ресурсов инфраструктуры и запрашивают специализированные механизмы по синхронизации, от которых откажутся, как только закончится параллельная эксплуатация.
II. Экономические соображения
Одним из важных факторов объединения крупных организаций и государственных органов в одну группу при рассмотрении вопроса трудностей внедрения современных технологий являлся подход к бюджетному планированию и анализу результатов экономической деятельности.
Многие авторы экономических статей приводят истории успеха небольших компаний, завоевавших рынок с помощью использования современных технологий, при этом опускают факт, что небольшие компании были гибче в экономическом планировании. Стартапы не имеют больших доходов, не нагружены ожиданиями инвесторов и рынка и не имеют строгих бюджетных комитетов. По сути, в своем стремлении по внедрению современных технологий они более свободны, чем крупные организации и уж тем более государственные органы.
Наиболее существенными факторами с экономической точки зрения являются:
1. Высокая стоимость изначальных вложений
Внедрение новых технологий всегда влечёт за собой дополнительные затраты, которые, как правило, превышают расходы на эксплуатацию существующих технологий. Даже пилотирование новой технологии на ограниченном масштабе, требует внедрения полноценного продукта, который может выполнять возложенные на него функции. Помимо расходов на внедрение, сразу возникают и затраты на эксплуатацию. Оплата лицензий, техническая поддержка, настройка и адаптация появляются сразу с проектом внедрения. Сравнение уровня доходов и затрат (profits and loses) производится с существующими технологиями только по расходам на эксплуатацию. Редко берётся в сравнение стоимость внедрения старой технологии и расходы на ее поддержание на аналогичном этапе становления. Старая, стабильно работающая технология почти всегда выигрывает по соотношению доходов и затрат, в размере стоимости эксплуатации к расходам на внедрение новой технологии.
2. Тяжелые циклы бюджетирования и получения финансирования
Бюджетные комитеты крупных корпораций и государственных органов планируют бюджет каждый год и ожидают отдачи от вложенных инвестиций уже в следующем году. Эти органы привыкли к старой, хорошо изученной технологии, экономическая модель которой, в спокойные, не кризисные времена относительно предсказуема и хорошо поддается математическому описанию. Из-за тяжести этих процедур, занимающих продолжительное время, вплоть до нескольких месяцев, в рамках которого должен начаться проект по внедрению новых технологий, проект начинает отставать по срокам, ещё на начавшись, а ожидания от эффектов остаются с учётом полного года. Говоря инженерным языком, проекты получают снижение коэффициента запаса прочности, вместо его увеличения.
Производственные подразделения, хорошо знающие особенности процесса бюджетирования и свои производственные возможности по итогам прошлых лет, закладывают этот лаг в свои бизнес-планы, и тем самым искусственно завышают свои эффекты, т.е. увеличивают свой коэффициент запаса прочности.
3. Отсутствие экономии за счёт эффекта масштаба
Как было сказано ранее, внедрение новых технологий ограничивают рамками пилота, тем самым, защищая бизнес-процессы от коллапса и остановки. Побочным эффектом становится увеличение стоимость новой технологии, за счёт отсутствия эффекта масштаба. Так, например для хранения записей 10% заявок на выпуск банковской карты или паспорта, вам нужна полноценная База данных, сервер и команда, которая эту инфраструктуру обслуживает. Даже если эта база, хранит данные в 2 раза лучше, чем старая, эффект 10% пилота, не может перекрыть 90 % текущих расходов. К тому же крайне редко удаётся переиспользовать существующие мощности инфраструктуры и команды, в итоге вместо сокращения расходов за счёт эффекта масштаба, вначале происходит временный рост расходов.
4. Расходы на обучение команды
Внедрение новых технологий требует переобучение большого количества людей, начиная от ИТ-команды, которая эти технологии внедряет, заканчивая конечными пользователями, которым предстоит эти технологии использовать. Затраты на обучение крайне тяжело проходят различные комитеты, а формул прямой конвертации знаний в деньги не существует. Обучение, которое делается по принуждению со стороны, редко бывает эффективным. Люди склонны делать такое количество усилий, которое нужно, чтобы пройти формальные процедуры аттестации, а не получить новые навыки. Те же, кто постоянно стремится к новым знаниям и развитию, довольно быстро разочаровываются в скорости внедрения изменений и невозможности в полной мере применить новые знания и покидают компанию. В итоге складывается патовая ситуация, если не тратить деньги на обучение, никаких изменений не произойдет, а если тратиться, то и лучшая часть команды может покинуть компанию, а изменений так и не случится. К сожалению, многие организации предпочитают технологическую отсталость и искусственные барьеры удержания персонала, технологическому развитию и новаторству.
5. Вера инвестора против расчёта бюджета
К новым технологиям применяются правила и требования расчётов экономической эффективности старых технологий. Попытка следовать этим правилам неизбежно остановит проект внедрения новых технологий. Новаторам нередко приходится идти на различные хитрости для продвижения новых технологий. Программа импортозамещения в государственных органах и компаниях движется с большим скрипом, несмотря на устремление со стороны государства. Если отбросить все факторы, кроме экономических – замена технологического стека экономически невыгодна. Риски использования opensource крайне тяжело рассчитываются, экономические последствия неочевидны, стоимость эксплуатации давно известна. А вот внедрение новых технологий увеличивает существующие бюджеты в 3-4 и более раз, и даже государство, затеявшее эту программу, вынуждено отказывать в таких огромных инвестициях. Но эта проблема стоит и перед коммерческими организациями, импортозамещение для которых не навязано аппаратом управления, а продиктовано экономическими соображениям.
Внедрение новых технологий с точки зрения бюджета, часто сводится к поиску ключевого интереса инвестора и его веры в полезность новых технологий, чем в рациональное объяснение экономической эффективности.
III. Человеческий фактор
Значимым препятствием для всех инноваций – неважно, в цифровой или физической отрасли – является особенность устройства человеческого общества. Основными препятствиями на пути новых технологий становятся:
1. Шаблонное мышление индивидов;
2. Непоколебимость базовых знаний;
3. Отсутствие запроса на проблему.
Новые технологии требуют от людей изменения способов мышления и действий, меняют образ привычного мира, и мы как существа, живущие образами, а не объективной реальностью, склонны сопротивляться любым изменениям, меняющим наши представления о мире.
Новые технологии требуют от членов социума владения новыми знаниями, а подчас и изменения старых, что понуждает пойти учиться, а это крайне трудозатратно. При этом выгоды от новых технологий неочевидны до момента их массового применения. В результате внедрение новых технологий требует визионеров, видящих пользу в новых технологиях ещё до того, как они становятся мейнстримом.
Ещё Сунь Цзы писал:
«Тот, кто видит победу не более чем прочие люди, не лучший из лучших»
Когда технологии прочно входят в социальную реальность, уже не мы управляем внедрением технологий в нашу жизнь, а технологии навязывают нам новый образ поведения.
Проблема внедрения новых технологий всегда сталкивается со старой, устоявшейся системой знаний и отношений. Многие инноваторы ошибочно полагают, что на пути прогресса стоит конкретный ретроград, комитет или орган управления, которые в меру своей косности, не понимают значимых выгод от новых технологий. На самом деле, внедрению новых технологий противостоит существующая система, которая может быть устаревшей, медленной, неудобной, но главное – всё ещё рабочей. Работу этой системы поддерживают большое количество людей и институтов, положение в обществе которых зависит от устойчивости этой системы. А инновации, грозящие разрушить привычную систему отношений, воспринимаются враждебно.
Современное школьное образование и система высшего образования склонны к академическому изучению теоретических основ различных дисциплин, однако в ИТ-образовании равную долю успеха составляет и отработка конкретных навыков, решение прикладных задач. Сегодняшняя система образования не позволяет подготовить качественные кадры для отрасли в силу модели обучения, в рамках которой мышление школьников затачивается под шаблонное решение тестов, в то время как в ИТ требуются кадры с абстрактным мышлением, склонные к креативу и новаторству.
Такие навыки приобретаются путём регулярной практики при работе над конкретным задачами, и не могут быть получены углублением теоретических основ, как бы ни утверждали обратное создатели различных курсов в Сети.
IV. Нормативные предписания
В развитии технологий важное означение играет социальная реальность, в которой они формируются. Нормативный контур составляет основу общественных отношений в любой отрасли. В силу своей природы право идёт немного «позади» общественных явлений, описывая уже произошедшие ситуации, явления и участников правоотношений. Информационное право не стало исключением и формируется в самостоятельную подотрасль публичного права лишь через несколько десятилетий после стремительного старта инноваций. В силу стремительного развития отрасли возникает «нормативное отставание» от реальности.
За непродолжительное время сложилось достаточно большое количество норм, ряд которых:
1. Образуют правовые коллизии, то есть противоречат друг другу (ведомственные приказы) в силу наличия большого количества регуляторов, компетенции которых разграничены нечетко;
2. Противоречат принятым правилам и практикам профессионального сообщества, что формирует разрыв между законодателями и правоприменителями;
3. Стимулируют технологическое отставание отрасли в силу чрезмерного количества запретов, большинство из которых не обоснованы законодателем.
Профессиональное сообщество многократно отмечало логические и фактические ошибки, препятствующие практической деятельности, что является следствием двух факторов: недостаточной подготовки юристов в регулируемой области и отсутствия коммуникации между регуляторами и правоприменителями при разработке норм.
Регуляторная гильотина, представляющая собой инструмент масштабного пересмотра нормативных правовых актов, негативно влияющих на бизнес-климат и регуляторную среду государства, пока не достигла отрасли информатизации и автоматизации, где действуют качественно разработанные, но значительно устаревшие ГОСТы (например, ГОСТ 34.201-89). Правоприменители вынуждены искажать реальную информацию, чтобы вписать данные в существующие стандарты для прохождения долгосрочных избыточных процедур аккредитации и сертификации, без которых продукты не смогут быть внедрены. Однако, наличие подобных документов – не всегда гарант безопасности, ведь технические средства не только защиты, но и взлома постоянно совершенствуются.
К тому же высокотехнологичные отрасли нуждаются в большем регулировании с помощью «мягкого права», под которыми понимается совокупность правил поведения (принципов, критериев, стандартов), носящих рекомендательный характер и не санкционированных публичной властью на первом этапе. Подобные нормы задают «канву» или «рамку» для регулирования, но носят строгого запрета. В рамках действия таких правил было бы возможно использование opensource-продуктов для динамичного развития отечественных продуктов при относительно малых затратах. Также полезна практика внедрения экспериментальных правовых режимов, применяемых законодателем исключительно в сфере цифровых инноваций по отношению к определённому кругу лиц, на определённой территории или в определённое время.
Статья опубликована сборнике авторских статей «Интернет сегодня и завтра», изданном Центром глобальной ИТ-кооперации.
Для цитирования: Тюлякова С., Рагозин В. Проблемы внедрения современных технологий в государственном секторе и традиционных секторах экономики // Сборник авторских статеи «Интернет сегодня и завтра» 2025, Центр глобальнои ИТ-кооперации, Москва, 2025, с. 18-26.