Массовые сокращения, процессы и AI: как это связано?

За последний год мы регулярно слышим новости:

• Google — минус 1000 человек

• Amazon — в 2024 уволили 27 000+ сотрудников, включая команды Devices, Advertising, Twitch и AWS

• Microsoft, SAP, PayPal — в общей сложности более 50 000 сокращений за 12 месяцев

• X (Twitter) — массовые увольнения от Илона Маска

Причина везде звучит одинаково:

«Сокращаем издержки, усиливаем фокус на AI и эффективность процессов».

Мой хороший знакомый — продакт из международной IT-компании — недавно написал мне: «Виталь, пи%дец! Уволили четверть команды. Сказали, теперь будем “внедрять ИИ”».

Сначала мы посмеялись, типо вот дебилы. А потом поняли: это не временный тренд, а новая реальность.

Продолжаю изучать отчёт Celonis 2025 года, где они опросили 1620 руководителей о стратегических возможностях на ближайшие два года.

И вот, что попало в топ:

1. Внедрение ИИ, автоматизации и аналитики — 35%

2.Повышение продуктивности — 35%

3.Повышение прибыльности — 32%

4. Оптимизация процессов — 30%

5.Рост выручки и – 30%

А вот сокращение затрат — только на 8-м месте.

ЭТО ВАЖНО!

Оптимизация процессов и внедрение ИИ — в топе. А сокращения костов — уже не самоцель, а инструмент быстрой адаптации.

Я вот смотрю на наш бэклог и понимаю: «Твою мать, нам не нужно больше людей, это не даст кратного прироста.»

Вспоминанем закон Брукса «Добавление людей в горящий проект, затянет его ещё больше». Он описывает, почему при увеличении числа сотрудников продуктивность не растёт линейно, а часто даже падает:

• Увеличения количество коммуникаций

• Чем больше людей, тем сложнее нужны процессы

• Рост объема операционных, координационных задач. Тут как раз появляются замы, замы замов и так далее.

Я пришел к тому, что нам нужны еще лучше процессы. Нам нужна автоматизация рутины, которая съедает часы и энергию команды (пффф...удивил!). И всё это возможно только через технологии — те самые, на которые теперь делают ставку гиганты.

Сокращения, процессы и AI. Как это связано?

Сначала я воспринимал и мэтчил массовые увольнения с падением экономии — это казалось хаосом.

Но, когда я понял, это взорвало мозг. По факту — это первая фаза трансформации.

Компании срезают балласт: Позиции и сотрудников, которые не создают стратегическую ценность.

А дальше? А дальше начинается вторая фаза — оптимизация процессов.

Celonis пишет:

• 58% руководителей считают, что хаос в процессах убьёт эффективность ИИ;

• 89% уверены, что без понимания процессов ИИ просто не полетит в компании.

Это реально всё объясняет!

ИИ не работает сам по себе. Он усиливает то, что у тебя уже есть. Если у тебя бардак — он ускорит бардак. Если у тебя четкая система — он сделает её чертовой ракетой, фабрикой по созданию ценности и баблишка.

А что нам то делать?

Самое главное — не паниковать. Как по мне это время возможностей.

Если ты продакт, тимлид, или просто человек, который смотрит на свои процессы и думает: «Оно не работает» — значит, ты уже начал путь в правильную сторону.

Вот, что я точно советую, сам уже начинаю делать в своей компании и команде:

⁃ Разложить, что конкретно в процессах создаёт ценность, а что — шум и пожиратель времени;

⁃ Посмотреть, где ИИ может именно усилить, а не просто заменить. Заменить на сегодняшний день точно не сможет;

⁃ Не пытаться «делать, как в прошлом году» — уже не работает, даже если я это еще не понял;

⁃ Начать с малого: всё, что не масштабируется — переосмысли.

Вывод простой, если хочешь выжить и вырасти в новой реальности — начинать нужно не с ИИ, а с процессов, которые ты управляешь прямо сейчас.

Понравился пост?

👉 Подпишись на мой Telegram-канал Dovzhenko Vision, где я делюсь практическим опытами, инсайтами и полезными материалами!

1
Начать дискуссию