Почему твоя комнада работает в пол силы? Хоторнский эксперимент

100 лет назад проводился один эксперимент, его результаты актуальны и сегодня.

Я часто общаюсь с коллегами их разных ИТ компаний. Делимся опытом, обсуждаем у кого, какие проблемы, успехи. Одним из самых частых вопросом думаю будет мотивация и то как сделать, чтобы команда перформирла лучше. Хотят повысить мотивацию команды — тупо больше денег, ну или в целом, все рутиться вокруг материальной мотивации. Например, удобнее кресло, лампу поярче, нормальную кофемашину.

В рамках моей компании, у меня нет возможно заливать команду бабками и мне приходится изучать другие методы. И я скажу вам так, они работают охерать как круто!

Но пришел к этому далеко не сразу, спустя время, работы с разными командами, факапов и роста. И лучше всего это описал эксперимент… которому почти сто лет.

📍 Хоторнский эксперимент

Проводился с 1924 по 1932 год в США на фабрике Western Electric. Руководил — социолог и психолог Элтон Мейо. У компании были проблемы со скоростью сборки реле. Они не могли понять, почему производительность падает, и пригласили Мейо разобраться.

Первое, что проверили — освещение. Мейо разделил сотрудниц на две группы:

— экспериментальная (освещение усилили)

— контрольная (оставили как есть)

В экспериментальной группе производительность выросла. Всё вроде бы логично, верно? Увеличили освещённость ещё — опять рост.

Но внезапно, я бы сам охерел)) И в контрольной тоже начался рост.

На следующем этапе — откатили улучшения назад, вернув прежний уровень освещения. Но… производительность всё равно продолжила расти. Странно? Очень. И это только начало.

Тогда Мейо начал вводить другие улучшения:

— Отдельные комнаты;

— Бонусы;

— Перерывы;

— 2 выходных в неделю. Что? Да! Раньше это было ноу хау)

Производительность снова росла. Ну. в целом пока логично.

Но потом все улучшения отменили — и…Да, эффективность упала, но осталась сильно выше начального уровня.

Что вообще происходило?

Мейо начал копать глубже. И понял: дело не в лампах и перерывах. Дело в самом факте участия в эксперименте.

Когда с человеком начинают общаться, спрашивать его мнение, вовлекать — он чувствует себя важным. Замеченным. У него появляется мотивация. Это именно то, что я уже долгое время применяю в своих командах. И это черт побери, круто работает!

Позже психолог Генри Лансберг предложил ещё одну интерпретацию: не улучшения влияют на мотивацию, а сам факт изменений.

Новая обстановка = больше вовлечённости. Особенно если создаются неформальные связи внутри команды.

А теперь к практике

Я в команде начал вовлека разработчиков в интервью с пользователями — мотивация резко взлетала. Потому что человек понимал, зачем он делает фичу, и как она реально влияет на людей.

Меняя процессы и давая команде участвовать в их формировании — эффективность ростет, вовлечение тоже, сопротивление внедрению новых методикк и практик заметно ниже.

Это всё про внимание!

Оно дешевле денег. Но работает в десятки раз сильнее. (У меня, может у вас тоже будет)

Понравился пост?

👉 Подпишись на мой Telegram-канал Dovzhenko Vision, где я делюсь практическим опытами, инсайтами и полезными материалами!

1
2 комментария