Сколько на самом деле стоит создание системы дистанционного обучения?

Бесплатные и платные. Коробочные и облачные. С базовым “джентльменским” набором и кучей крутых фич. Выбор LMS на EdTech рынке просто огромный, но! При первой же возможности компании бегут не к существующим провайдерам, а к... разработчикам. Почему так происходит? Сколько придется выложить за кастомное решение под себя? Как сократить сумму, озвученную программистами, в 2, 5, 10 раз? Разбираемся.

И да прибудет с вами сила дочитать мой лонгрид до конца!

“Бесплатные” open source платформы – в чем подвох?

Зачем тратить деньги и пилить продукт с нуля, если есть сервисы с открытым исходным кодом? Просто бери и пользуйся! Еще и бесплатно. И вот на этом моменте и начинается самое интересное.

Поэтому завести аккаунт в 2 клика и начать создавать свои онлайн-курсы не получится. Малейшее изменение в бизнес-модели приводит к тому, что нужно перенастраивать и платформу. Многие компании отказываются от подобных сервисов, потому что для них это невыгодно. Проще заказать разработку под себя.

Платные ресурсы, или много плюсов и один существенный минус

Если open source платформы только условно бесплатные, то с сервисами, которые работают на коммерческой основе, все понятно на старте – оплачиваете необходимый период и получаете доступ к виртуальной обучающей среде.

И это все хорошо, но только при условии, что выбранная площадка закрывает ваши задачи. Подобные решения существенно ограничивают компанию в возможностях, поэтому центры обучения либо меняют LMS как перчатки, в поисках более подходящей, либо заказывают разработку под себя. За каждого клиента ведется настоящая борьба, поэтому не в их интересах терять прибыль из-за неудобного сервиса.

Например, у нас есть заказчик, который хочет систему дистанционного обучения с функцией родительского контроля. Но при этом ключевую роль здесь играет вовсе не возможность отслеживать оценки. Важно, чтобы все процессы проходили без ведома детей. Известные мне платформы не могут закрыть такую задачу. И это один из миллионов случаев.

Кастомизация: ожидания и реальность

Что касается доработки уже существующего продукта, то никакой SaaS-сервис не ляжет под модель LMS для компании, потому что там есть очень узкие настройки. Вам придется копировать приложение и сносить весь функционал практически под ноль, так что в итоге все равно получится абсолютно новый продукт.

У одного из наших клиентов был запрос, чтобы студенту при перепрохождении теста выпадали вопросы, на которые он не отвечал ранее. При этом попытка для пересдачи дается не одна и даже не две. Это огромная база тестов, где каждый раз рандомно выбираются новые 150 вопросов. Опять-таки, ни одна готовая платформа не могла предоставить такой функционал. Тем более, что для заказчика было важно иметь возможность постоянно выгружать отчеты: кто зашел, сколько минут потратил, на какие вопросы пользователи дали наибольшее и наименьшее число правильных ответов и так далее.

Создание системы дистанционного обучения под себя

С плюсами этого решения все понятно, но вот что делать с минусами? На создание готовой LMS у кодеров могут уйти месяцы, если не годы. И все это время проект будет требовать постоянных финансовых вложений, причем гарантий, что сервис в итоге зайдет пользователям, вам никто не даст.

Только учтите, что даже Ванга не назвала бы вам итоговую сумму такого продукта без четкого техзадания или хотя бы приблизительного списка хотелок. Поэтому я расскажу о трех абсолютно разных системах дистанционного обучения, разработанных на платформе Bubble.io, чтобы вы могли проверить технологию в действии и оценить свой бюджет. Пристегните ремни, нас ждет длинный путь от самого простого сервиса до “полного фарша”!

Маленькое лирическое отступление для полноты картины. Наш проект входит в состав группы компаний, в рамках которой уже была разработана платформа для запуска и масштабирования eLearning бизнеса за счет размещения платных курсов. Но несмотря на бесплатный доступ к сервису с целым набором фич от инструментов геймификации до продвинутой аналитики, мы все равно решили разрабатывать собственную систему дистанционного обучения.

Объясню, почему так.

Чего мы хотим, когда пользователи заходят в личный кабинет? Правильно, чтобы они везде видели Skillum LMS, а не рекламу другой площадки. Наш логотип, наши триггерные письма, наши корпоративные цвета и главное – наш домен. Кстати, на счет последнего: у одного из самых популярных EdTech решений в рунете подключение такой плюшки стоит в районе 800 $, нам же, на минуточку, весь продукт обошелся в 2 000 $.

Кроме того, большая часть функционала была нам просто не нужна. Прошел бесплатно все модули, получил необходимые навыки и в бой! Никаких рейтинговых таблиц, геймификации и прочих отвлекающих факторов. Курс использовался исключительно с целью лидогенерации. Мы планировали дополнить его потом полезностями и ввести дополнительную монетизацию в виде платы за проверку домашних заданий, но на той платформе, которой мы пользовались, такой возможности не было.

Зато была куча других прибамбасов, которые распыляли внимание и отвлекали от нашей основной цели – обучения. Поэтому и решили, что проще собрать новый продукт с нуля, но под себя. Если бы мы не были разработчиками, то вряд ли на том этапе делали свою LMS. Но когда у вас есть возможность, то почему бы и нет.

Такой сервис может потребоваться учебным центрам, у которых специфическая модель обучения, например, blended learning, перевернутый класс или комьюнити. То есть все то, что не позволяют привычные SaaS-решения из-за стандартизации под классический вариант с материалами, тестами и заданиями.

Сейчас там достаточно функционала, чтобы реализовать любой формат обучения, но при этом пользователи получают ровно столько, сколько нужно, не более, потому что это путает и отвлекает. С такими студентами потом технически сложно работать дальше.

Здесь доступны 2 роли – модератора и студента. Это тот случай, когда у вас есть несколько своих курсов, но их неплохо покупают, и вы можете себе позволить разработать небольшое решение под себя. То есть вы сами собираете, заливаете и модерируете обучающие продукты, поэтому никаких промежуточных ролей больше и не нужно.

По сути Skillum LMS – это простенький двухуровневый конструктор. Вы можете создавать только курсы и модули, а уже в уроки добавлять весь необходимый контент: видео, материалы, конспекты и так далее. Настройки позволяют вручную включать чат для тех студентов, которые покупают пакет с обратной связью, для остальных же эта функция будет недоступна.

Каждый следующий модуль открывается только после прохождения предыдущего, а вся аналитика отображается в админке. Там мы видим, кто зарегистрировался на курс, сколько процентов студентов прошли итоговый тест и на каком уроке остановился определенный пользователь.

Имейте в виду, чем меньше языков вам нужно, тем дешевле обойдется разработка. Интерфейс сервиса переведен только на русский, зато есть 2 темы на выбор – темная и светлая. Системой приема оплат, когда студент автоматически получает доступ к курсу после проведения платежа, тоже пришлось пожертвовать, поэтому делаем все вручную.

BeShare – это МООК-платформа с уникальной бизнес-моделью, и функционал здесь уже посерьезней.

Какую ситуацию мы наблюдаем в 9 случаях из 10? У преподавателей есть крутой контент, но они не понимают, как его продавать. В отличии от маркетологов, которые знают все об инструментах продвижения, но своего авторского продукта при этом не имеют.

Тогда почему бы им не помочь друг другу? Именно так и подумал наш заказчик и решил собрать преподавателей и маркетологов на одной площадке, чтобы они имели возможность не только делать то, что умеют лучше всего, но и зарабатывать на этом.

В системе предусмотрены 4 пользовательские роли:

  • Преподаватель

Его основная задача – создавать курсы и наполнять их контентом. Это могут быть веб-страницы, конспекты, любые типы файлов или ссылки на Vimeo/YouTube. Никаких тестов или домашних заданий. Преподаватель не принимает личного участия в процессе обучения. Единственное, что благодаря интеграции с вебинарной платформой, он может проводить онлайн-мероприятия для привлечения новых подписчиков.

У каждого преподавателя есть возможность создать 2 типа лендинга – о себе или о курсе. Он может распространять их в соцсетях, делать рассылки по своей базе или запускать рекламу, то есть продвигаться любыми доступными способами.

Если студент подписался на преподавателя, то последнему будет начисляться за него ежемесячный процент. А теперь представьте, что их десятки, а то и сотни! Получается довольно неплохой пассивный доход. В случае же, когда пользователь регистрируется с его лендинга, но записывается потом на курс любого другого преподавателя, то он все равно получает процент за привлечение лида.

  • Маркетолог

Самая большая проблема всех МООК-платформ – нагнать трафик. Именно в этом и заключается основная цель маркетолога. Он может выбрать любой понравившийся курс, собрать лендинг и получать ежемесячный процент за каждого студента, который с него перешел и подписался.

Важно отметить, что маркетологи создают только посадочные страницы. Добавление курсов и вебинаров им, в отличии от преподавателей, уже не доступно.

  • Студент

По сути, подписавшись единожды на определенный курс или вебинар, пользователь получает доступ ко всему платному контенту всех преподавателей. Также здесь есть и открытые материалы, которые можно посмотреть сразу без регистрации. Ежемесячная подписка на сервис продлевается автоматически.

Персональный таймлайн показывает, какой процент курса студент уже прошел, а система отмечает просмотренные элементы для дополнительной мотивации.

  • Администратор

Регистрация на платформе для преподавателей и маркетологов бесплатная. При этом все материалы проходят предварительную модерацию. То есть преподаватель создает курс и отправляет заявку на подтверждение. Администратор одобряет ее или же отклоняет.

Также он управляет запросами на оплату. Уведомление о том, что кто-то зарегистрировался с лендинга преподавателя или маркетолога, появляется у них в разделе “Подписки”. Чтобы вывести деньги, нужно отправить заявку администратору.

Конечно, здесь не обойтись без сложной аналитики. И маркетолог, и преподаватель могут отслеживать все регистрации и оплаты в своем личном кабинете или же выгружать статистику за месяц CSV-файлом.

Ну и наша вишенка на торте – eTutorium LMS. Основным движком сервиса стал конструктор курсов, тестов и опросов. Кроме того, заказчик уже имел собственную вебинарную платформу, разработанную на коде, которую необходимо было интегрировать с новым продуктом.

На этапе MVP у нас получилась система дистанционного обучения со сложной архитектурой построения курса, базовой аналитикой, а также возможностью добавлять в уроки видео, домашние задания и любые типы файлов.

В течение последующих 6 месяцев заказчик проверял гипотезу, ну а мы вносили точечные изменения, основываясь на обратной связи от аудитории. Например, изначально по умолчанию у всех пользователей была стильная темная тема. Но позже мы добавили еще и светлый вариант на выбор, то есть приложение совершенствовалось в зависимости от реакции и запросов клиентов.

Важно понимать, что это продукт не для конкретной организации или ВУЗа, а сервис, который предоставляет свои мощности в аренду, поэтому он должен удовлетворять потребности и бизнеса, и академического сектора, и корпоративщиков.

У каждого сегмента свои цели, поэтому функционал должен быть универсальным, а интерфейс интуитивно понятным как для учителя математики Марии Ивановны, так и для стартапера Дениса.

После доработок к основному движку сервиса прибавились:

  • Конструктор лендингов

  • Инструменты мотивации и геймификации (награды, бейджи, рейтинги)
  • Возможность включать пробные модули
  • Диалоговый тренажер для отработки практических навыков студентов
  • Прием оплат от участников
  • Брендирование личного кабинета
  • Форум
  • Назначение разных уровней доступа модераторам курса
  • Настройка индивидуальных макетов писем и сертификатов об окончании обучения
  • Журнал действий студента

Отдельно хочу сказать об интеграциях, которых было рекордно много. Здесь вам и вебинарная платформа, и несколько платежных систем (PayPal, LiqPay, CloudPayments), и CRM. Только учтите со старта, что удовольствие это не из дешевых.

Кроме того, практически любая интеграция предполагает ежемесячную оплату. Если вы подключаете вебинарную платформу, то это не значит, что можно использовать ее бесплатно. Вам, как и обычному клиенту, нужно выбрать подходящий тариф. То же самое касается рассыльщика, CRM и других сервисов. Исключение составляют только платежные системы, которые работают под процент от сделки.

И напоследок...

Стоимость системы дистанционного обучения зависит от многих факторов и варьируется от условно бесплатной до бесконечности. В итоге же всё сводится к тому, какие цели вы преследуете. Ну и к размеру бюджета, конечно.

И да, за последний год тарифы на NoCode разработку существенно изменились, и такой сервис, как eTutorium LMS, вам меньше чем за 15 000 $ уже никто не сделает. Но это все равно в разы быстрее и дешевле годового (и это в лучшем случае) содержания штата программистов.

Главное – помните, что сначала мы отвечаем себе на вопрос ЗАЧЕМ, и только потом решаем КАК. Не наоборот.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда