6, 8, 10 и 14 лет в команде: олды из разработки об ошибках, сложных решениях и росте
В День программиста приоткрываем old but gold состав команды ВКонтакте: наших старожилов. Через их истории видно, как живёт продукт и какие люди стоят за его развитием. Они запускали масштабные фичи и проходили через баги в сервисах с большой аудиторией. Помнят релизы без тестов и как выстраивали релизные циклы. Они решались пойти на понижение в грейде и брали новую ответственность с расширением команды. И всё это внутри одной компании. Ребята рассказали, как начинали свой путь и что делает их многолетнюю карьеру приключением, а не рутиной.
Артём Бурла: не скучать, а идти в новое
14 лет в компании | Руководитель отдела тестирования
Старт: поддержка. Артём пришёл в команду в декабре 2011 года, когда ВКонтакте была компанией всего на сто человек. Не было привычного сейчас онбординга, а вся рабочая документация умещалась в один документ на полторы страницы.
Вызовы, факапы и точки роста. Переход в тестирование совпал с эпохой активного роста мобильных платформ. Тестировщиков было пять на всю компанию, процессы только формировались. Релизы выкатывали сразу на всех пользователей, без предварительного тестирования на малой выборке — сегодня такая практика кажется немыслимой.
Команда сразу же выпустила фикс, но инцидент стал переломным. После него в компании появились релизные циклы — сначала месячные, затем двухнедельные.
Потом Артём стал продакт-менеджером направления стикеров и подарков. С ним в этой роли команда за год запустила анимированные стикеры и новый каталог. Особенно Артём гордится фичей «Подарок на выбор»:
Что драйвит и чем горд: автоматизации против скуки и 20 стажёров. Артём говорит, что его главным стимулом была не амбициозность, а неумение скучать на всём готовом. Когда работа становилась рутиной, он искал новые вызовы. Ещё в поддержке запустил систему FAQ с разветвлённой логикой и инструмент настройки уведомлений о массовых жалобах. Эти решения разгрузили команду и работают до сих пор. Из прикольного для коллег — внедрил ачивки, виртуальные награды за достижения. Идея появилась после одного из хакатонов и прижилась, ачивки в ходу и сегодня.
Сегодня Артём руководит несколькими десятками специалистов, а ещё успел выступить наставником для двадцати стажёров. Многие из них доросли до сеньоров, некоторые стали руководителями команд в продуктах VK. А среди проектов команды Артёма — ферма мобильных устройств VK DeviceHub, ставшая востребованным опенсорсным инструментом.
Иван Нагайко: работать с разными людьми и задачами
8 лет в компании | Руководитель направления Frontend
Старт: стажировка. Иван пришёл ВКонтакте студентом на стажировку после курса «Технотрек» — в нём сотрудники VK обучали студентов МФТИ. Вот как Иван вспоминает первый рабочий день:
На стажировке задачи были стандартными: изучать продукт изнутри, исправлять баги, добавлять фичи. Это был скромный старт в команде из девяти человек в проекте Юла, за ним — офер, потом путь к лидерской позиции.
Вызовы: странный тултип и командный рост × 8. На пути случалось всякое:
За восемь лет карьеры Ивана его команда выросла почти в 8 раз, а сам он стал руководителем фронтенд-направления. Считает ключом к развитию подвижность и специалистов, и продукта:
Что драйвит и чем горд: путь наставника и учеников. Помимо управления разработкой, Иван ведёт курсы для сотрудников ВКонтакте и внешней аудитории.
Получается такой почти природный цикл наставничества, когда вчерашние ученики становятся коллегами и можно видеть их рост.
Вячеслав Смирнов: думать шире задачи
10 лет в компании | Руководитель группы мобильных видеотехнологий и стриминга
Старт: переход с понижением. Вячеслав вспоминает, как пришёл в VK в команду Одноклассников:
Решение стратегически оправдало себя: в новой команде ждали серьёзные проекты и быстрый рост.
Вызовы: стриминг с масками и баг на топовых девайсах. Вначале был проект по запуску OK Live — одного из первых в России стримингов с 3D-масками. Потом зона ответственности расширялась: когда понадобилось универсальное решение для видеоплеера, Вячеслав возглавил проект по созданию его SDK. Сейчас этот независимый компонент используется во многих продуктах экосистемы VK.
Были и ошибки:
Что драйвит и чем горд: взгляд на продукт целиком. Сегодня ядро команды мобильных видеотехнологий и стриминга — от 3 до 8 человек, а в их проектах задействованы около 50 специалистов. Вячеслав также занимается наставничеством и уверен: оно, как и лидерство в целом, строится на широте взгляда.
Роман Лунев: меняться вместе с компанией
6 лет в компании | Руководитель технической команды игр и приложений
Старт: в бигтехе без опыта в хайлоаде. Роман пришёл в команду ВКонтакте из международного аутсорса, там работал как сеньор с проектами на французском рынке. В VK начал с позиции мидл-разработчика:
Первой крупной задачей было создать систему универсальных виджетов для вкладки «Сервисы»: продумать архитектуру, собрать фидбэк у коллег, реализовать всё технически. С этой задачей работали по принципу Backend Driven UI — сейчас этот подход стал трендовым в разработке мобильных приложений. Дальше карьерный рост шёл через решение других комплексных задач и взаимодействие с разными командами. Уже через год Роман стал сеньором, ещё через полгода — руководителем команды. «С этим назначением помогли софтовые навыки», — считает он.
Вызовы: руководить 150 коллегами и менять майндсет. Сначала в команде Романа было три человека, они занимались вкладкой «Сервисы», промовиджетами и баннерами. Потом зона ответственности расширялась направлениями игр, сервисов для здоровья, мобильных продуктов и монетизации.
Сейчас под управлением Романа 150 специалистов. «Учился руководить на новом уровне и принимать решения в условиях высокой неопределённости. В этом помог мой наставник, руководитель департамента внутренних информационных технологий ВКонтакте Александр Швец», — делится Роман.
Что драйвит и чем горд: быть частью глобальных перемен.
Сейчас в IT многие меняют работу каждые 2–3 года: всегда где-то лучше условия, или оплата, или задачи. На этом фоне истории наших героев выглядят как антитренд. Но их результаты доказывают: можно работать в одной компании и 5, и 10, и 15 лет — и не стагнировать в «стабильности ради стабильности». А совсем наоборот: расти, руководить, учиться и обучать, менять подходы и создавать продукты для миллионов пользователей. Технологии и запросы меняются очень быстро. Так что важно уметь адаптироваться к переменам и превращать их в точки роста.
Ещё по теме:
О технологической стратегии и трансформации компании — в подкасте с СТО бизнес-группы «Социальные сервисы и медиаконтент» VK Сергеем Ляджиным
Хотите развиваться вместе с VK? Смотрите актуальные вакансии в команду