Честно про Zero-code: кому подойдёт, сколько стоит, когда лучше уйти в разработку

Честно про Zero-code: кому подойдёт, сколько стоит, когда лучше уйти в разработку

В конце апреля мы организовали в Clubhouse дискуссию про Zero-code. Собрали несколько профессионалов в технологиях и разработке, чтобы наконец выяснить, когда выгодно использовать Zero-code, какие у него возможности и ограничения и когда логичнее сразу заниматься разработкой.

У нас получился небольшой баттл, и самые важные выводы мы собрали в статью.

Действующие лица

Федор Борщев

Фёдор Борщёв выступает на стороне традиционной разработки. Фёдор — СТО и сооснователь компании «Федя и Самат», в которой они с Саматом Галимовым помогают бизнесменам наводить порядок в разработке и запускать новую. У Фёдора есть канал про разработку в Телеграме, который читает 18,5 тысяч человек.

Вадим Михалев

Вадим Михалев — оппонент, который продвигает Zero-code. Вадим — «отец зерокодинга» в России: он основал самое крупное сообщество зерокодеров и первый в СНГ онлайн-университет зерокодинга Zerocoder.ru. А ещё Вадим — серийный предприниматель в ИТ: привлек инвестиции ФРИИ на проект Codesign.io, запустил онлайн-студию презентаций Rocketslides, и платформу Habit Hero.

Павел Ершов

Павел Ершов поддерживает дискуссию и подсказывает примеры использования Zero-code. Павел — CEO Directual, Zero-code платформы для создания приложений. Directual уже используют в МТС и ПИК для внутренних IT-продуктов. Раньше Павел руководил программой лояльности Тинькофф.

Алексей Один

Алексей Один модерирует и задаёт вопросы. Алексей — CEO и основатель платформы по поиску и подбору ИТ-команд Skipp.pro. Он дополнил дискуссию примерами из проектов Skipp и из собственного опыта: в прошлом Алексей — CPO Lingualeo, под его руководством сервис вырос до 20 миллионов пользователей.

Кратко о терминах

Zero-code, No-code и Low-code — подходы, в которых задачи по автоматизации и запуску ИТ-продуктов решают без программирования или с минимальным количеством кода.

Разработчиков, как правило, при этом не привлекают: предприниматели, дизайнеры или продакты справляются сами. Это не значит, что разработчики больше не нужны: благодаря их работе и возникают Zero-code инструменты, которыми теперь пользуются разработчики «гражданские».

Zero-code инструменты — это, например, Tilda. С ней можно опубликовать в интернете лендинг, не написав ни строчки кода.

Через Ecwid можно строить интернет-магазины, в Adalo и Glide — мобильные приложения, в Airtable — создать базу данных, через Zapier — соединять сервисы друг с другом, а с Integromat — даже собирать сложных чат-ботов с большим количеством интеграций. Сейчас на рынке есть десятки Zero-code инструментов, которые позволяют создать почти любой ИТ-продукт: от мобильного приложения до маркетплейса.

Чтобы было удобнее, дальше в тексте мы объединяем английские Zero-code и No-code в русское «зерокодинг».

«Зерокодинг — кратчайший путь от идеи к реализации. Это максимально быстро, дёшево, это делается руками человека, который придумал идею. Раньше нельзя было придумать что-то и тут же, сидя за кофе, собрать это и показать миру. Зерокодинг наделяет автора способностью превращать идеи и гипотезы в готовые продукты, которые можно быстро столкнуть с реальностью и проверить, нужно ли это кому-то или нет».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Я бы описал зерокодинг как множество продуктов, которые разложились на спектре от отсутствия кода до полноценной разработки. Допустим, код — это React, Ruby и так далее. А отсутствие кода — это Tilda, например. И вот на этом промежутке есть огромное количество решений, которые различаются по сложности. Чем сложнее задача, тем более гибкий и мощный нужен продукт. Инструменты, для использования которых важно хотя бы немного понимать в разработке, — это так называемые «лоу-код» решения».

Павел Ершов, CEO Directual

Программисты не любят зерокодинг — во многом это снобизм, но есть и аргументированные причины

Программисты часто недолюбливают зерокодинг. В некоторых случаях это продиктовано недоверием ко всему новому, нежеланием меняться. Но другая важная причина в том, что любая зерокодинг-платформа для программиста — слабоуправляемая и непонятная вещь, чёрный ящик. Её сложно тестировать и невозможно менять под себя.

«Некоторый снобизм действительно есть. Но во многом это просто непринятие перемен. Я до сих пор встречаю людей, которые уверены в том, что почту нужно слать через свои собственные SMTP-сервера вместо условного Mailchimp, потому что так надёжнее. Мне кажется, у снобизма перед зерокодингом корни те же. Раньше все поднимали свои сервера, сейчас — спокойно работают с крупными провайдерами. Зерокодинг — такой же следующий уровень: какие-то блоки программы станут выносить наружу, если будут уверены, что они работают и снабжены понятным интерфейсом».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

В зерокодинге можно делать полноценные продукты, но в некоторых случаях стоит ограничиться MVP

Зерокодинг позволяет вам создать версию продукта, которая решает задачи пользователя и приводит к первым деньгам. Если чат-бот, лендинг или простое мобильное приложение у вас в бизнесе — полноценный продукт, его можно создать и поддерживать с помощью зерокодинга.

Если в вашем бизнесе продукт — экосистема или платформенное решение, которое вы хотите долго развивать и дорабатывать, то зерокодинг, скорее всего, не закроет все потребности. Чтобы создать такой продукт, придётся заниматься разработкой.

«Что считать продуктом — вопрос терминологии. Под продуктом я имею в виду штуку, которая выполняет какую-то работу для пользователя или предпринимателя — будь то мобильное или веб-приложение. Для меня чат-бот — тоже продукт, живущий не в браузере, а в мессенджере. Как и посадочная страничка: она помогает объяснить человеку, что мы от него хотим, и получить его контакт. Это как раз и можно назерокодить: быстро и самостоятельно».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Продукт глазами программиста — это что-то завершённое, что можно долго поддерживать, развивать и так далее. Я сам хорошо понимаю зерокодинг: у меня есть маленький образовательный бизнес, и у нас там лендинг на Tilda, рассылка на Mailchimp, вебинары на Zoom. Мне очень нравится эта механика. Но для многих программистов зерокодинг — странная магия, для которой нет документации, и которую непонятно, как развивать».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

Зерокодинг не всегда эволюционирует в разработку — иногда просто переходит на новый уровень

Если вам нужно постоянно масштабироваться, то зерокодинг для вас — это, скорее, временное решение. Но сразу переезжать на полноценную разработку не нужно: зерокодинговые инструменты бывают разного уровня гибкости и мощности. Часто, чтобы развиваться, достаточно перейти на следующий инструмент зерокодинга — тогда всё ещё получится обойтись без большой команды разработчиков.

«Если вы упёрлись в ограничения какого-то инструмента зерокодинга, всегда можно перейти на другой. К любому инструменту стоит относиться как к временному. Сначала мы проверяем, что для продукта есть рынок. Затем, если нам нужно его переводить на следующий уровень, переезжаем на следующую платформу. В какой-то момент им может стать код, но это не обязательно. У меня есть такой стикер в зерокодерском стикерпаке: «вырастем — накодим», вот как-то так я это вижу».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Наш продукт Directual как раз про следующий уровень зерокодинга. Мы пришли к нему со стороны разработки — упрощали какие-то части процесса и потихонечку выяснили, что, оказывается, делаем зерокодинг-инструмент. Что касается масштабируемости и поддерживаемости: на нашей платформе уже три года работает часть внутреннего ИТ компании ПИК — документооборот и внутренняя база знаний. Всё прекрасно поддерживается. Один раз клиенты оценивали для интереса, во сколько обойдётся переезд на какой-то традиционный язык программирования, и пришли к выводу, что это заняло бы годы».

Павел Ершов, CEO Directual

Уходить в разработку нужно тогда, когда в зерокодинге приходится много кодить

В какой момент логично отказаться от зерокодинга в пользу разработчиков? Спикеры сошлись на следующем: если для развития продукта вам приходится писать больше кода, чем это удобно делать в зерокодинговой платформе, то пора задуматься над полноценной разработкой.

Но надо иметь в виду: чтобы запустить разработку, придётся научиться нанимать разработчиков. Это долго и, как правило, дорого, поэтому важно быть готовым к тому, что переезд на код — это длительный процесс.

«Я решаю так: если начинается много кодинга, надо переходить на разработку. Допустим, на Webflow можно писать Javascript код на фронте: получится отправить запрос к API, взаимодействовать с бэком. Но этот код пишется на нативном Javascript и абсолютно не позволяет использовать мощности современных фреймворков. Если у вас появилось большее 200 строчек кода, значит, пора уходить с этого инструмента».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

Зерокодинг дешевле разработки на старте, но со временем может терять преимущество

Спикеры сошлись на том, что зерокодинг, как правило, дешевле на малых масштабах или в начале проекта — для теста, проверки гипотезы, прототипа или MVP. Если проект разрастается, зерокод может обходиться дорого. Тарифы, например, у Low-code инструментов зависят от количества активных пользователей (или операций): когда счёт идёт на тысячи, возможно, выгоднее задуматься о разработке.

Специалисты, которые умеют грамотно выстраивать продукты из зерокодинговых инструментов, тоже стоят дорого. Пока не так дорого, как опытные разработчики, но в будущем цифры будут расти. Зато работают они в десятки раз быстрее, а поддерживать готовый продукт можно своими силами.

«Пока зерокодеров на рынке не так много: в крупнейшем российском канале с вакансиями «Запили мне, зерокодер» сейчас 1,3 тысячи человек. Хорошая новость в том, что зерокодерами могут быть люди и без технического бэкграунда, но с аналитическим складом ума, продуктовым мышлением, а значит, скоро специалистов станет больше. А вот разработчики редко интересуются зерокодингом и не хотят переучиваться».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«Мне кажется, тестировать гипотезы через зерокодинг действительно клёво, быстро и дёшево. Точно дешевле, чем командой программистов: пока они соберутся, пока спринт напланируют. Но в долгосрочной поддержке зерокод, кажется, гораздо дороже. Зерокодинг сложно задокументировать: новый программист на проекте с трудом поймёт, что сделали его коллеги. Нельзя понять, что там внутри, так же быстро, как в хорошо написанном программном коде».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

«Я с этим абсолютно соглашусь. Ещё у нас много клиентов, которые приходят с запросом: «мы платим за лоукод или зерокод несколько миллионов рублей в месяц, нам очень нравится функционал, но экономически выгоднее этот функционал написать на своей платформе». Если у вас небольшое количество пользователей, небольшие нагрузки — это одна история. Когда проект разрастается, зерокодинг будет дорожать, сэкономить уже не получится».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

Предприниматель без опыта в ИТ вряд ли разберётся в мощных зерокодинговых решениях

Спикеры обратили внимание на парадокс: чтобы пользоваться некоторыми зерокодинговыми инструментами, нужно неплохо разбираться в ИТ. Где-то придётся немного писать код, где-то — продумать архитектуру и взаимосвязи между частями системы.

Получается, что предпринимателю выгодно пользоваться зерокодинговыми инструментами, но без технических навыков ему доступны только самые простые. В таких он быстро столкнётся с ограничениями. Чтобы освоить более сложные инструменты, придётся или инвестировать время и бюджет в собственное образование или найти специалистов (это пока еще так же тяжело, как искать разработчиков.

«У нас инструмент сложный. Человек, который без опыта решил стать ИТ-предпринимателем, с ним не справится. У нас две основных группы клиентов. Первая — те, кто умеет разрабатывать, но хочет сэкономить время на рутинных операциях. Вторая — это те, кто когда-то что-то изучал, например, на Pascal программировал в школе или институте, может собрать какую-то базу данных у себя в голове, и понимает, что такое связи между таблицами. Такой человек знает азы программирования, базовую логику, и уже может её использовать. Чистым гуманитариям приходится прилагать значительные усилия, чтобы для начала выстроить этот фреймворк у себя в голове».

Павел Ершов, CEO Directual

«Думаю, что фаундеру без ИТ-опыта будет сложно разобраться с Webflow. Многим технически неподкованным людям даже на Tilda будет будет сложно спроектировать качественный сайт с уникальным дизайном. Более реально, чем на Weblfow, но всё-таки не так уж просто».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

Подводим итоги

Зерокод — спасение для непрограммистов и предпринимателей, которым нужен быстрый запуск. С каждым годом возможности таких инструментов растут.

Но жить с зерокодом вечно, особенно если у вас много пользователей, может быть сложно и дорого. Это возможно, но в какой-то момент станет невыгодным. Рано или поздно растущему бизнесу придётся либо перейти на более мощный и гибкий зерокод-продукт, либо уйти в разработку.

«Программисты — клёвые ребята, они могут сделать штуковину, которая будет работать на десятки тысяч миллионов пользователей. Мне кажется, их ресурс не стоит использовать на то, чтобы проверять свою галлюцинацию. Типа «слушай, у меня есть такая идея, она, возможно, не полетит…». Нужно давать им уже то, что протестировано. Если 90% задач, которые сейчас приходят в разработку, не будут идти туда, потому что не соотносятся с реальностью, выиграет вся ИТ-отрасль.

Для самого первого, турбулентного и неизведанного участка пути теперь есть зерокод. Дальше, когда столкнётесь с ограничениями или проблемами масштабирования, можно задуматься о разработке».

Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru

«На простых проектах всегда имеет смысл использовать зерокод/лоукод. А чем дальше, тем меньше задач мы сможем закрыть такими инструментами. Нам придётся комбинировать их с разработкой. Я считаю, что ближайшие лет 5–10 зерокод не сможет закрывать 100% задач, поэтому более-менее сложный проект всегда будет сочетанием инструментов. Просто доля того, что делается на зерокоде, будет постепенно расти».

Павел Ершов, CEO Directual

«Зерокодинг — это направление, к которому движется будущее. Все технологии идут к тому, чтобы упрощаться. Зерокодинг — одно из таких упрощений, не нужно его бояться».

Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»

«Думаю, всегда нужно исходить от задачи. Например, когда мы начинали Skipp, сразу выбрали в качестве инструмента вёрстки Webflow — зерокодинг, но там качественная и гибкая вёрстка. Сейчас вся внешняя составляющая нашего сайта на Webflow. Мы экономим: нам не нужен разработчик, чтобы заводить новые странички, лендинги. И не собираемся уходить от этого решения, тем более что оно постоянно развивается. С другой стороны, найти опытного человека, который здорово работает на Webflow — тоже проблема.

Поэтому для предпринимателя зерокодинг — всегда компромисс. Возможно, получится быстро и экономно что-то запустить, но нужно быть готовым на определённые риски. Во-первых, рано или поздно вы наверняка столкнётесь с ограничениями — и функциональными, и бюджетными. Во-вторых — не всякий программист возьмётся развивать решение на зерокодинге».

Алексей Один, CEO и основатель Skipp

15
19 комментариев

Про главный минус не написали. Это все равно разработка, только на инструменте, предназначенном для быстрых прототипов. Как только сложность решения переходит некий порог - оно начинает упираться в ограничения платформы, сложность контроля качества и слабую применимость к командной разработке. По факту это работает пока основатель сам пилит или нашел очень хорошего зерокодера и одного зерокодера проекту хватает. При этом проект становится гвоздями прибит и к платформе зерокодинга и разработчику, поменять и то и другое становится почти нереально.

11
Ответить

Внимание потенциальных клиентов зирокодеров. Эта шаражка - обманщики и черти, ничего из обещанного на курсе вас ждать не будет, выброшенные деньги и время. Мошенники со сделанным на коленке курсом, обходите стороной.

9
Ответить

Расскажите по подробнее

2
Ответить

Обычно универсальные средства дают очень похожий-шаблонный результат и не очень эффективный код. А если нужно сделать что-то уникальное и оптимизированное, тут шаблоны не помогут. 

4
Ответить

Если вы хотите реально получить зеро код, но код обратите на свежий инструмент creatium. Io сам перешёл пол года назад, досих пор в восторге, гибкости и возможности создавать

2
Ответить

Можно пару слов про его плюсы

Ответить

Клубхаус сдулся.

1
Ответить