Web-студия «Ананас»: зачем мы проводим интервью с заказчиком и при чем тут бизнес-аналитика

Привет читателям vc.ru! Вместе с web-студией «Ананас» из Екатеринбурга продолжаем рассказ о тонкостях разработки приложений для бизнеса. Прошлый материал был посвящен особенностям написания технического задания. Сегодня говорим о том, зачем нужно интервью с разработчиком перед стартом проекта и почему важно, чтобы в его штате был бизнес-аналитик.

Основатели и владельцы web-студии "Ананас" Евгений Гавриляк (справа) и Егор Таланцев Дарья Ионова
Основатели и владельцы web-студии "Ананас" Евгений Гавриляк (справа) и Егор Таланцев Дарья Ионова

Заказчику web-приложения нужен продукт, который позволит развивать бизнес. Это может быть автоматизация бизнес-процесса, голосовой бот для улучшения сервиса, перевод продаж какого-либо продукта или услуги в онлайн и т.д. Если эта задача отдается стороннему разработчику, важно обеспечить с ним максимальный контакт. Если партнер действительно профессионален, он обязательно будет настаивать на предварительной встрече, и отказывать ему в этом не стоит.

Перед началом разработки, даже имея на руках предварительно написанное заказчиком техзадание, мы проводим с ним несколько встреч. Берем интервью у руководителей компании, а также у всех сотрудников, отвечающих за бизнес-процесс, который нужно перенести в приложение. Если клиент находится в другом регионе или за рубежом, обычно устраиваем видеоконференцию. Мы подробно расспрашиваем клиента о его бизнесе в целом и всех тонкостях конкретного бизнес-процесса, каждое интервью оформляем в документ и обязательно согласовываем – правильно ли мы воспроизвели информацию? Так у нас формируется видение бизнеса клиента: основа, которая позволяет либо доработать предоставленное заказчиком ТЗ, либо помочь его составить.

Евгений Гавриляк, Сооснователь и совладелец web-студии «Ананас»

Если разработчик находится рядом с заказчиком, например, в одном городе, лучше не ограничиваться дистанционным общением, а пригласить его в гости и показать, как работает компания. В таком случае разработчик получит возможность лично понаблюдать за теми процессами, которые ему предстоит оцифровать.

По возможности, мы стараемся посещать клиента перед началом работы. Так становятся видны мелкие нюансы, о которых мы изначально не имеем представления, а клиент не всегда включает в техзадание. Также возникает понимание, с какими сложностями предстоит столкнуться при оцифровке бизнес-процесса. Это позволяет не только детализировать техзадание заказчика, но и предварительно описать функционал приложения и даже построить наглядную блок-схему его работы.

Однажды мы получили заказ на разработку приложения для автоматизации работы магазина. Приехали к заказчику, посмотрели, как работают основные службы и обратили внимание на грузчиков. Их рабочий процесс требовал операций с разными гаджетами: информация по комплектации заказа приходит на смартфон, для сканирования штрих-кода каждого товара нужно отдельное устройство и т.п. Причем грузчики этого магазина пользовались далеко не самыми мощными смартфонами. Все это снижало оперативность их работы. Мы поняли:

· Приложение должно быть написано в том числе под смартфон. Этот гаджет должен стать единственным, которым пользуется грузчик для всех своих операций.

· Приложение должно быстро работать на маломощном смартфоне.

· Приложение должно оперативно взаимодействовать с постоянно загруженной кассой.

Эти моменты не были учтены в изначальном ТЗ, хотя без них приложение получилось бы значительно менее эффективным.

Евгений Гавриляк

Тем не менее, далеко не всегда разработчик может правильно услышать заказчика и упаковать полученную от него и из ТЗ информацию в проект будущего приложения даже после встреч и интервью. В таком случае на помощь приходит бизнес-аналитик – связующее звено между клиентом и программистами web-студии.

Бизнес-аналитик может работать и на стороне клиента, особенно если у него есть свое IT-подразделение. Если нет (что характерно для небольшого бизнеса) лучше убедиться, что услуги такого сотрудника может предоставить студия – разработчик. Это особенно важно при создании технически сложного, специализированного приложения. В таком случае даже после посещения и/или интервью с заказчиком разработчик может упустить существенные моменты, которые не будут учтены в финальном варианте ТЗ. Эти моменты обычно всплывают позже, уже в процессе или после разработки пилотной версии приложения, что обычно влечет за собой целые серии правок, раздувание срока реализации проекта и бюджета. Не для каждого заказчика это приемлемо. Бизнес-аналитик способен по-настоящему глубоко погрузиться в бизнес клиента, правильно сформулировать его задачи и довести эту информацию до разработчика, чтобы подобных рисков не возникало.

Евгений Гавриляк

Отметим, далеко не всегда изменения в проекте появляются именно по недосмотру заказчика или разработчика. Написание web-приложения, в зависимости от его сложности, может занять довольно длительный срок – несколько месяцев, полгода и даже больше. Бизнес заказчика, однако, не стоит на месте, он продолжает развиваться. Бизнес-процессы могут меняться, и это требует соответствующих изменений в проект приложения. Изменения могут вноситься и в уже готовый продукт, если заказчик намерен поддерживать его впоследствии. Задача бизнес-аналитика в такой ситуации - быть в курсе бизнес-процессов клиента, анализировать изменения и информировать разработчика о том, какую часть приложения нужно модифицировать, а клиента – о сроках и динамике стоимости дополнительных работ. Он же может помочь подготовить все необходимые инструкции для пользователя приложения (описание функционала, FAQ и прочее).

77
Начать дискуссию