Рассуждения: сколько справедливо отдавать Apple за обработку платежей и куда потратить деньги, если убрать комиссии

Мнения российских и белорусских разработчиков.

В начале сентября 2021 года Apple объявила о послаблениях в правилах приёма платежей. С 2022 года в сервисах с онлайн-книгами, музыкой и видео можно будет рассказывать о возможности купить материалы или подписки на стороннем сайте, а не через App Store, который берёт комиссию в 15-30% с разработчика.

Одновременно с этим в некоторых странах регуляторы требуют ещё сильнее ослабить правила:

  • в России ФАС требует разрешить всем разработчикам рассказывать в приложениях об альтернативных способах оплаты.
  • в Южной Корее законодательно запрещают владельцам магазинам приложений ограничивать разработчиков в выборе платёжных систем для приёма денег.

Кроме того, в США компания судится с группой разработчиков из-за обязательного использования внутренней платёжной системы в App Store. Apple предложила истцам мировое соглашение, по которому в том числе хочет разрешить использовать email-адреса для оповещения об альтернативных способах оплаты.

В таком случае разработчик сможет, например, прислать пользователю письмо со ссылкой на оплату подписки или материала на своём сайте — в обход App Store.

Несколько российских разработчиков рассказали, какую долю считают справедливой за обработку платежей и как могли бы распорядиться дополнительной выручкой, если комиссии упадут с нынешних 30% или 15% (льгота действует для сервисов с выручкой меньше $1 млн в год и для платежей от покупателей подписок, которые оплачивают её без перебоев дольше года).

Комиссию в 30% по праву можно называть цифровым оброком, это очень серьёзная цифра, особенно для молодых компаний, где в начале важен каждый цент.

На мой взгляд, процент комиссии должен зависить от категории, в которой находится приложение, и её бизнес-модели, ведь у всех разная маржа и экономика. Справедливый процент, на мой взгляд, — 10-15% вне зависимости от срока жизни когорты.

Дополнительные средства, которые могут появиться от снижения комиссии, лучше всего реинвестировать в маркетинг.

Руслан Гафуров, сооснователь сервиса для онлайн-тренировок Motify

Кажется, что таким малышам как наша «Практика» особо нет дела до этого послабления. Нас вполне устраивает, что теперь комиссия для небольшого бизнеса не 30%, а 15%. Это уже сильно помогает.

Мы работаем во многих странах и пользователи платят нам в разных валютах. Если начать самостоятельно процессить все эти платежи и учитывать все особенности налогообложения разных стран, это будет сложнее и дороже, чем те самые 15% комиссии от Apple.

Поэтому в реальности такие послабления полезны гигантам вроде Netflix, а малому бизнесу проще работать напрямую через App Store или Google Play. Считаю ли я комиссию 15% справедливой? Да. Нам она вполне комфортна.

Антон Шаяхов, сооснователь сервиса для медитаций «Практика»

Справедливость комиссий мы не готовы комментировать, мы заинтересованное лицо. Нам, конечно, чем меньше тем лучше.

Планировать, как потратить деньги, пока рано. Apple может в последний момент добавить ограничения, которые не позволят эффективно принимать деньги напрямую.

Но если ситуация на рынке на самом деле изменится — это позволит нам расти быстрее, инвестируя в маркетинг, продолжая оставаться прибыльными.

Андрей Молчанов, сооснователь сервиса «Мо: медитация и сон»

Магазины приложений позволяют работать с качественной и платёжеспособной аудиторией. Пока доля новой привлекаемой аудитории велика, 30% комиссии как стоимость привлечения нас не пугает. Но для последующих покупок привлечённых клиентов разумно было бы ожидать комиссию на уровне остальных платёжных систем, в диапазоне 2-5%.

На фоне разговоров об отмене комиссии все забывают про вторую ключевую проблему — привязку продаваемых цифровых товаров к ценовым уровням, которые на данный момент имеют шаг около 100 рублей.

Это не менее важный вопрос, и если будут подвижки в правильную сторону, это позволит нам не столько сэкономить, сколько предложить покупателям цены ниже.

Александр Бобровский, заместитель операционного директора по продвижению и продажам «ЛитРес»

Текущая комиссия в App Store создаёт высокий порог входа для новых проектов. Кроме 30% от выручки, которые разработчик отдаёт Apple, в затраты также входит содержание команды, маркетинг, необходимые для работы сервисы, локальные налоги и прочее.

Высокие издержки делают мобильную разработку довольно рискованной историей и наличие веб-опции безусловно снижает эти риски. На мой взгляд, удерживая высокую комиссию и параллельно перекрывая разработчикам воздух, Apple не упрощает себе жизнь. Это наносит вред индустрии в целом, лишая разнообразия, которое обычно вносят инди-разработчики, и освобождая пространство для больших компаний, которые готовы инвестировать в долгосрочную окупаемость и чья аудитория чаще всего не зависит от одной платформы.

На мой взгляд, комиссия в 10-15% выглядела бы привлекательнее. Кажется, это довольная честная цена за доступ к большому и платящему рынку.

Так как Vochi находится в стадии активного роста, при снижении комиссии мы реинвестировали бы эти деньги в рост пользовательской базы. Думаю, что в долгосрочной перспективе и мы, и Apple могли бы от этого только выиграть.

Анна Буглакова, соосновательница сервиса для редактирования видео с помощью компьютерного зрения Vochi

В категориях, где преобладают импульсивные покупки — в играх, например — конверсия в оплату через email вряд ли заметно вырастет. В индустрии подписок, как наша, многие приложения формируют персональные планы занятий, курсы, которые затем присылают на почту, и тут новая опция гипотетически будет полезна.

Интересно будет попробовать руками и сделать выводы о реальном увеличении конверсии. Высвободившиеся деньги мы всегда вкладываем в рост — от маркетинга до разработки, в зависимости от этапа развития продукта.

Что касается разрешения публиковать ссылку на оплату приложениям «для чтения», тут всё будет зависеть от силы бренда. На Netflix и Spotify люди хотят подписаться сами, поэтому даже небольшое увеличение конверсии за счёт более лёгкого перехода на сайт может приносить существенные суммы. Малоизвестному приложению добавление ссылки может помочь за счёт обхода комиссии Apple и снижения стоимости продукта.

Чтобы определить, какая комиссия была бы «честной», нужно убрать все возможности продвижения, которые предоставляет App Store. Apple даёт инфраструктуру для покупок и площадку с механиками повышения узнаваемости, фичерингами. Мы с Zenia неоднократно попадали в фичеринг и это всегда приносило заметное увеличение в числе платящих пользователей.

Алексей Куров, соснователь ИИ-приложения для йоги Zenia

Если у вас есть своё приложение — расскажите в комментариях, сколько вам было бы уместно отдавать Apple за её сервисы и на что не хватает денег из-за комиссий.

99
9 комментариев

Шаяхов самый разумный чел, остальные какие-то «обиженки по жизни», типа твитерских СЖВ обделённых

13
Ответить

Вот именно) Ибо благодаря этой платформе они как бы и продают(=зарабатывают) 

2
Ответить

Это пока ваша рентабельность такое позволяет.

А вот сервисы которые продают книги, музыку или видео, где цену устанавливают правообладатели, да еще вынужденные конкурировать с владельцем платформы, который 30% не платит. Находятся в немного другой ситуации, чтобы рассуждать "а мне норм".

1
Ответить