Международная экспансия глазами биздева

Сегодня в Мексике, завтра — в Индии. Биздев inDriver Прокопий Федоров рассказал, почему так круто работать биздевом, как попасть в профессию и какие скиллы для этого нужны.

Прокопий Федоров, inDriver

Всего за несколько лет inDriver превратился в крупный международный сервис, работающий в 39 странах мира: от России до Мексики, от Индии до Казахстана.

В 2021 году компания пересекла рубеж в миллиард сделок, а в январе 2022 года — прошла отметку в 100 миллионов скачиваний мобильного приложения.

Deputy VP of Ride-Hailing inDriver Прокопий Федоров рассказал в блоге компании о том, почему так круто работать биздевом, как попасть в профессию и какие скиллы для этого нужны.

Биздев - что это за птица?

Слово ”биздев” происходит от английского business development manager. На русский это можно было бы перевести как менеджер по развитию бизнеса, но, честно говоря, для людей из индустрии такой перевод звучит немного криво. Биздев отвечает за развитие компании в самом широком смысле этого слова. Он участвует в запуске сервиса в разных странах и развивает бизнес компании там, где сервис уже работает. И с помощью разных инструментов он помогает компании достигать поставленных целей.

Биздев — это человек, который должен уметь делать все: от проведения уличных интервью с пользователями и найма сотрудников до создания финансовой модели макрорегиона, страны и города. Все это необходимо, чтобы успешно запустить страну и операционно управлять бизнесом.

Самое классное в работе биздева — возможность практически мгновенно видеть результат своей работы. Это заметнее всего, когда запускаешь новый город. Когда сначала на графиках ноль, а потом показатели взлетают вверх, и ты понимаешь, что все получилось.

Как это работает в inDriver

Представим, что передо мной стоит задача запустить сервис inDriver в новом макрорегионе. Выбор страны и город для запуска сервиса в новом регионе — тоже решение биздева. Принимается оно после периода исследований. На этом этапе я прилетаю в город, с которого мы решили начать в этом регионе, скажем, в Мехико, и запускаю процесс работы по нашим алгоритмам. А через некоторое время в буквальном смысле слова могу воспользоваться результатом своего труда — просто заказав поездку с помощью нашего сервиса. Это очень вдохновляет.

И это касается не только старта. Со временем, с ростом объемов, ты снова можешь оценить, чего добился, когда увидишь график роста ключевых показателей. И тогда понимаешь, что все не зря: все трудности, проблемы, нервы. И, главное, ты видишь, как сервис облегчает людям жизнь и приносит пользу.

Для того, чтобы быть хорошим биздевом, мало иметь соответствующее образование. Нужно уметь думать как биздев, что практически невозможно без опыта. Человек на этой должности должен быть, что называется, на все руки мастер.

В inDriver биздев полностью отвечает за свой макрорегион. Мы должны понимать: как работает продукт, как его продвигают, каковы юридические особенности региона и риски, как наладить работу службы поддержки пользователей и многое другое. Отвечает — значит активно сотрудничает с соответствующими департаментами компании. Например, все, что касается юридических аспектов, биздев обсуждает с юристами и опирается в работе на их справки и рекомендации.

Кроме того, работа биздева — это еще и отличная возможность посмотреть мир. Опыт развития бизнеса в России и за рубежом все же принципиально разный.

Если бы мне надо было описать свою работу одним предложением, оно было бы примерно таким: «Биздев принимает решения и делает так, чтобы планы были реализованы».

Локализация продукта

Локализация продукта — одна из важных составляющих нашей работы. Мы стараемся говорить с пользователями на одном языке во всех смыслах этого слова. Это непросто, небыстро и недешево. Поэтому биздев должен сначала понять, в какой степени нужно локализовать приложение.

Для этого тоже применяется определенный алгоритм работы:

  1. Сначала – смотрим системный язык самих телефонов в регионе.
  2. Потом – популярные приложения.
  3. Затем – изучаем приложения аналогичных или похожих сервисов: отдельно для пассажиров и водителей. Могут быть ситуации, когда пассажирам удобно общаться на английском, а водителям — на родном языке (так, например, было в Индии).

Если после такого анализа мы видим, что в стране N пользуются только родным языком, а английский не в чести, мы стараемся, чтобы вся коммуникация в приложении была на местном языке. Для этого привлекаем профессиональных переводчиков — обязательно из местных специалистов, особенно, если язык редкий. Это нужно для того, чтобы перевод был максимально точным. При этом чем меньше население города, тем больше вероятность, что тут пользуются только родным языком.

Бывает так, что в стране в ходу и местный, и английский языки (например, в Индии). Несмотря на то, что там практически у всех приложений есть язык хинди, им редко пользуются, предпочитая английский. Тогда переводим только внутреннюю коммуникацию (пуши, баннеры, инструкции и другие элементы интерфейса).

Бывали случаи, когда мы полностью локализовывали приложение, но в итоге оказывалось, что люди пользовались только английским языком. На ошибках учатся, мы поняли, что зря тратим ресурсы команд разработки и перестали это делать. За такие решение тоже отвечает биздев.

Обязательно глубокое понимание местного контекста

К каждой стране нужно найти подход. Первым нашим зарубежным городом стал город Сальтильо в мексиканском штате Коауила. Кто мог подумать тогда, 4 года назад, что Латинская Америка станет крупнейшим регионом нашего присутствия. Сегодня мы уже работаем в 39 странах по всему миру, и везде постарались стать своими для пользователей, понять их культуру, говорить на одном языке. Это во многом и есть работа биздева.

Вне зависимости от того над стартом какой страны работает биздев, он должен если не полюбить, но хотя бы научиться хорошо понимать ее культуру, особенности и потребности людей.

Если человек уже имеет опыт работы в каком-то конкретном регионе, входящем в сферу наших интересов, скорее всего он и будет заниматься этим регионом или страной.

Кто может стать хорошим биздевом

Чтобы стать хорошим биздевом, нужно не бояться ответственности за большие сложные задачи. И уметь эту ответственность брать. А еще — быть увлеченным человеком. Поэтому отличные биздевы получается из бывших собственников бизнеса, ушедших в найм. Они прекрасно понимают все риски собственника и умеют решать масштабные задачи.

Что касается inDriver, то у нас в этом направлении хорошо себя показывают коллеги, имеющие опыт работы в райдхелинге, транспортных компаниях, маркетплейсах или IT-бизнесе в целом. Кроме того, все отлично получается и у ребят, которые работали в любых других IT-компаниях, потому что они понимают, как работает бизнес.

Очень важно понимать, что биздев не только строит графики и руководит процессами, но знает ценность «работы в поле». Например, умеет говорить с водителями и слышать их. А если надо, может и вечеринку организовать. У меня такая задача была в Мексике для поднятия brand awareness. Я справился, имея не очень большой бюджет, взяв на себя заодно роли event- и PR-менеджера.

Биздев — это лидер большой кросс-функциональной команды, задача которого, помимо ответственности за результат, сделать так, чтобы все члены команды работали синхронно, как единый механизм.

inDriver – рай для биздевов

За неполных 4 года inDriver запустился в 37 странах (я не считаю Россию и Казахстан). Мало кто на рынке имеет такие же темпы роста. Более того – впереди у нас не менее амбициозные планы. Поэтому я могу сказать, что сегодня inDriver — это «рай» для развития компетенций биздевов международного уровня.

Мы активно нанимаем новых сотрудников. Нам нужны биздевы в команду прямо сейчас! Посмотреть наши вакансии можно тут.

Международная экспансия — огромная и очень интересная тема, по которой мы можем рассказать много. Пишите в комментариях, о каких аспектах этой работы вам было бы интересно узнать.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

@Sergio A-Rzhevskiy с почином (первой статьёй про Индрайвер на VC)! :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

Спасибо ;)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Зачем биздеву работать на дядю?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

В компании могут быть созданы условия для того, чтобы биздев был по сути «внутренним предпринимателем» и получал соответствующие бенефиты.
Скажем, в Индрайвер он имеет возможность строить глобальные проекты и получать какую-то часть дохода с этого (я не знаю точно ситуации в Индрайвере, но предполагаю, что доход биздева зависит от результата его деятельности). Сколько времени у него ушло бы на то, чтобы построить глобальный проект самостоятельно?
Ну и да, бизнес - это не только биздев, как ни странно.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio A-Rzhevskiy
Автор

риторический вопрос)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Чтобы быть биздевом, а не еще 100500 неизвестно кем при отсутствии тугого капитала?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Долгих - CVO Scout VC

🌈
Давайте биздевить, пишите где вам удобно, Прокопий Фёдоров отличный пример 🦄

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ох уж эти поездки «бездев»

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

прибыль-то получается от вашей деятельности? Или ваше дело запустить?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда