Как импортозамещение софта позволило улучшить ИТ-платформу

Как импортозамещение софта позволило улучшить ИТ-платформу

Цифровая платформа управления офисом GANDIVA изначально была выстроена с использованием западного проприетарного софта, но заказчик потребовал от него отказаться. С какими сложностями разработчики столкнулись на этом пути? Что изменилось в работе платформы после ее перевода на свободное ПО?

Миллион строк «под капотом»

Компания «Протон» разработала и внедрила цифровую платформу GANDIVA, предназначенную для управления вспомогательными и обеспечивающими бизнес-процессами, более 10 лет назад.

В основу была положена управленческая концепция, согласно которой подразделения бэк-офиса оказывают основным подразделениям и друг другу услуги и должны делать это в четкие сроки, с надлежащим качеством и при нормированной себестоимости.

В комплексном решении объединились сразу 5 инструментов, интегрированных друг с другом и программой «1С»:

- «Единое окно коммуникаций»;

- «Электронный документооборот»;

- Service Desk;

- Task Tracker;

- «Управление проектами».

Впервые такую платформу применила у себя ГК «Агат» – один из крупнейших автодилеров России. Благодаря этому компания-автодилер резко сократила затраты на бэк-офис, повысила скорость, качество и контролируемость бизнес-процессов. Сегодня в систему «Гандива» ГК «Агат» занесено 11 258 самых разных услуг и сервисов, которыми пользуются более 5,5 тыс. работников. К примеру, описаны и регламентированы такие процессы и операции, как ремонт оборудования, выдача справок, оформление отпусков, согласование договоров.

Платформой пользуются и еще несколько десятков отечественных компаний. У всех них разная (и зачастую сложная, обусловленная отраслевой спецификой) логика построения бизнес-процессов. Это напрямую сказывается на наполнении IT-системы, куда сегодня включено свыше 80 тыс. услуг (нормативов). Так что цифровой продукт получился весьма объемным: «под капотом» у него оказалось более миллиона строк кода.

Проще написать заново

Последовательно отказываться от иностранного софта ГК «Агат» начала с 2014 года. С тех пор сделано очень много: подавляющее большинство рабочих мест переведено с Windows на Linux, вместо системы управления базами данных MicrosoftSQL используется PostgreSQL, многим другим проприетарным продуктам найдена альтернатива в виде «открытых» решений.

В 2018 году дошла очередь до платформы «Гандива». Автодилер поставил перед своим IT-подрядчиком – компанией «Протон» – задачу перевести используемую платформу на свободное ПО. Это стало новым вызовом, поскольку в систему тогда было интегрировано немало проприетарных программных продуктов: СУБД MicrosoftSQL, Windows Server, операционная система Windows, Microsoft Office System (в ней формировались отчеты), Apple Push Notification с Service iOS (нужны для отправки Push-сообщений в мобильном приложении системы).

От IT-подрядчика требовалось и расширить функционал GANDIVA. Например, нужно было интегрировать в IT-систему собственный чат с ботом, увеличить количество отчетов. «Мы взялись за работу, не представляя, какой объем задач предстоит решить», – вспоминает руководитель команды разработчиков компании «Протон» Андрей Олейник. Как ни парадоксально, самыми сложными оказались проблемы, не связанные с импортозамещением ПО и расширением функционала платформы.

Дело в том, что за 10 лет использования GANDIVA неоднократно дорабатывалась и адаптировалась под нужды разных подразделений. К примеру, сначала была реализована ее десктопная версия, а позже – мобильная. Сначала предусматривалось только серверное хранение данных, потом – облачное.

Многие изменения никак не документировались. Не всё отражалось в руководстве пользователя, а если и отражалось, описания не давали понимания общей картины и логики работы IT-системы. Многие фрагменты кода были скрыты «под капотом».

«Нам пришлось проделать огромную работу, чтобы все проанализировать и задокументировать, – рассказывает руководитель продуктового направления ООО «Протон» Елизавета Малахина. – Без этого нечего было и думать о замене софта».

Разработчики обнаружили в IT-системе внушительное наследие в виде элементов устаревшего кода, переусложненных связей и т. п. Это и обусловило последующий выбор: не переводить платформу на свободное ПО, а переписать на нем заново.

Не баг а фича

К началу 2022 года основные работы завершились. Платформа GANDIVA 2.0, разработанная исключительно на основе «открытых» решений и обладающая расширенным функционалом, стала применяться в ряде подразделений ГК «Агат». Остальные же пользователи продолжили работать в прежней версии. Дополнительный функционал многим компаниям показался избыточным, а обновленная IT-система, требующая значительно больших серверных мощностей, – дорогой в эксплуатации.

Все изменили новая геополитическая повестка и санкции в отношении России. Риски использования западного проприетарного ПО многократно увеличились. В связи с этим перед разработчиками из «Протона» встала новая задача: перевести на свободный софт первоначальный вариант платформы и тем самым минимизировать риски для ее пользователей.

Справиться с очередным вызовом удалось за пять месяцев. «За годы работы над созданием GANDIVA 2.0 наша команда сильно выросла профессионально, но не только это позволило нам так быстро реализовать проект, – поясняет Андрей Олейник. – Главная причина успеха – огромная работа по анализу и документированию кода системы, проделанная на предыдущем этапе».

Благодаря удалению legacy-кода производительность GANDIVA, переведенной на Linux и PostgreSQL, возросла в несколько раз. К тому же IT-система была значительно улучшена. Из-за того, что требования к аппаратному обеспечению снизились, а лицензии на проприетарное ПО покупать больше не надо, эксплуатировать платформу стало дешевле. Количество формируемых отчетов, наоборот, увеличилось. Появились детальные инструкции не только для конечных пользователей (работников компаний), но и для IT-специалистов.

В Linux-версию GANDIVA внедряется новый функционал, улучшаются уже существующие блоки (к примеру, «База знаний», «Нормативы», «Проекты»). Анализируются и устраняются возникающие у пользователей неудобства, что было трудновыполнимо в версии платформы, написанной на основе MicrosoftSQL. К тому же процесс развертывания обновлений теперь автоматизирован. А скоро у компаний – пользователей платформы – появится возможность автоматического развертывания всей системы без участия специалистов «Протона».

Все это открывает для GANDIVA новые рыночные ниши. Сейчас наибольший результат от использования платформы получают крупные компании, имеющие территориально разветвленную сеть подразделений (скажем, ГК «Агат», Иркутская нефтяная компания, федеральная сеть аптек «Максавит»). С учетом таких масштабов участие специалистов из «Протона» во внедрении IT-системы оправданно: нужно изучить специфические бизнес-процессы, оптимизировать их, описать и занести в систему.

Но на цифровой платформе «Гандива» работают и малые предприятия, например: Саратовский молочный комбинат, СК «САКСЭС», «Фабрика композитов». Здесь бизнес-процессы не так сложны и не столь разнообразны, а значит, запустить развертывание IT-системы вполне можно самостоятельно, силами собственных IT-специалистов. Компания «Протон» работает над реализацией такой возможности, что и открывает новую нишу. Автоматическое развертывание платформы – это то преимущество, которое по достоинству оценит малый и средний бизнес. В свою очередь, GANDIVA с расширенным функционалом будет интересна крупному бизнесу.

Не тяни. Стандартизируй. Ешь слона кусочками

Исключением элементов иностранного софта из используемых программных продуктов сегодня озабочены многие отечественные компании. Им может пригодиться опыт перевода платформы GANDIVA на свободное ПО.

Во-первых, становится ясно, что данный процесс – небыстрый. Чем раньше этим заняться, тем лучше. «Не верьте зарубежным вендорам, они могут «отключить рубильник» в любой момент. Вы останетесь без привычных инструментов, а трудоемкость предстоящих проектов может оказаться значительно выше ожидаемой», – предупреждает Андрей Олейник.

Во-вторых, стандартизация кода – неотъемлемая часть разработки любого IT-решения. Но эту работу IT-специалисты обычно не любят, а часто и не выполняют. «Большинство команд, причем, не только в России, придерживаются стандартов лишь в малой степени. Позже тратится масса времени и ресурсов, чтобы ответить на вопросы, почему именно так всё устроено и почему не работает теперь», – отмечает г-н Олейник.

В-третьих, не стоит отмахиваться от новых методологий. Используя их, можно взять работающие решения из смежных отраслей. «Сначала мы работали по большим техническим заданиям – по 60-80 страниц на каждый сервис, но поняли, что это неэффективно. Потом перешли на гибкую систему управления проектами с помощью Agile и Scrum, – приводит пример Елизавета Малахина. – Благодаря этому нам удалось небольшими порциями реализовать, казалось бы, неподъемный проект. Как бы ни был велик слон, его совсем не страшно есть по частям».

22
1 комментарий

Зашел на оф.сайт.
Пыркнул Докментооборот, там ролик .... 3ех летней давности.
Серьезно?
Спасибо, увольте.

1
Ответить