Мобильное приложение или веб? Как не ошибиться с выбором

Мобильное приложение или веб? Как не ошибиться с выбором

Привет! На связи InstaDev. Делаем мобильные приложения, которые помогают бизнесу расти. В статье расскажем про основные отличия в разработке мобильного и веб-приложения, типах веб-приложений и, самое главное, как не ошибиться с выбором.

В трендах мобильной разработки прочно закрепилась тенденция на веб-приложения, которые помогают увеличить охват аудитории, но только при том, что вы точно знаете свою ЦА и её путь использования вашего продукта/услуги.

Начнем с теории.

Разница между мобильным приложением и веб

Веб-приложение – это программа, которая открывается в браузере и функционирует только в онлайн режиме. При этом для такого приложения нет необходимости устанавливать дополнительное ПО. Веб-приложение можно создавать для любой сферы деятельности, и чаще всего оно дополняет уже существующее мобильное приложение, и наоборот.

Мобильное приложение устанавливается на телефон и работает как онлайн, так и офлайн. То есть если веб-приложение просто открывается в браузере, то мобильное нужно сначала скачать и установить.

Сейчас мы можем говорить о так называемом PWA. Такое приложение скачивается на телефон, но работает через браузер.

Его особенность заключается в том, что его не скачать из привычных нам сторов. Работоспособность PWA имеет недостатки: возникают проблемы при взаимодействии с камерой, Bluetooth, Touch ID. PWA выглядит как мобильное приложение, но по характеристикам относится к веб.

Как выбрать?

Рассмотрим несколько пунктов, которые нужно учесть, выбирая между веб и мобильным приложениями:

  • SEO-оптимизация

Любое приложение необходимо продвигать. Оптимизация в обоих случаях связана с подбором ключевых слов, но стоит отметить, что мобильные приложения продвигаются несколько сложнее. Информация на страницах веб-приложения индексируется системой поиска и предлагается в качестве ответов на запросы пользователей. Таким образом происходит большой охват аудитории без дополнительных вложений.

Мобильное приложение тоже можно сделать видимым для поисковых систем, но для этого нужен Firebase App Indexing и веб-сайт, который будет с ним связан.

Таким образом, если ваша цель – увеличить охват аудитории, выбирайте веб.

  • Сценарии использования

Поставьте себя на место пользователя и ответьте на главные вопросы: когда и как часто будет использоваться приложение? Где оно может понадобиться?

Например, приложение трекер калорий: человек может перекусить где угодно в течение дня, и было бы странно записывать все приемы пищи в блокнот, чтобы придя домой, вносить данные в веб-приложение.

Функция работы онлайн: приехав в другую страну и не зная языка можно легко потеряться. Но мобильные-словари с возможностью загрузки офлайн помогут сориентироваться и выяснить информацию, которая вам нужна, у местных жителей. С веб-приложения и все несколько иначе: нет интернета – нет доступа к словарям.

Таким образом, нужно продумать все варианты, когда пользователю может понадобится доступ к приложению. Если есть предположения, что пользователь будет использовать его в разных местах пребывания или офлайн, то мобильное приложение – это то, что вам нужно.

  • Функциональность устройства

Для веб-приложений в коде нужны разные API, а для мобильных версий можно использовать функции телефона.

Например, для некоторых приложений обязательно наличие пуш-уведомлений (мессенджеры). В браузере эта функция есть, но ее редко используют. Люди сразу переходят в нужную вкладку или открывают приложение на телефоне: преимущество веб-приложений, имеющих мобильную версию.

Таким образом, уведомления можно поставить на обе версии, но если они необходимы для мгновенного информирования пользователей, то лучше выбрать мобильное приложение. Так люди не пропустят важные новости и при этом могут не быть прикованными к компьютеру.

Еще одно преимущество мобильных приложений – оплата по NFC, которую невозможно реализовать в веб-версии.

Таким образом, при разработке приложения нужно отталкиваться конкретно от тех задач, которые оно должно решать.

Разработка: основные отличия веб- и мобильных приложений

Приложение и сайт – две разные вещи, поэтому проектирование UI/UX и написание кода отличается.

Интерфейс для веб-приложения намного сложнее в разработке: нужно учесть все разрешения экранов и подстроиться под нюансы браузеров. А разработчик мобильной версии может воспользоваться существующими в известных сторах руководствами.

Не стоит принимать во внимание техническую сторону: профессионалы есть как в веб, так и в мобильной разработке.

Если вам нужно именно мобильное приложение, то можно разработать его с помощью кроссплатформ, которые подходят даже для проектов с небольшим бюджетом: так вы сможете быстро создать приложение для iOS и Android, и раньше выйти в релиз.

Ранее мы делали обзор сравнение популярных кроссплатформенных фреймворков в статье "Как реализовать кроссплатформенное приложение и сэкономить бюджет: новые возможности flutter".

Типы веб-приложений

Мобильное приложение или веб? Как не ошибиться с выбором
  • Серверные

Это программные системы, которые работают на удаленном сервере и обеспечивают взаимодействие между пользовательскими устройствами и базами данных.

Благодаря возможности работать на удаленном сервере, они могут обслуживать большое число пользователей одновременно. Серверные веб-приложения позволяют обновлять и модифицировать функциональность без необходимости обновления клиентской части.

Данный тип приложений используется для создания таких сервисов, как онлайн-магазины, социальные сети, системы банковского учета.

  • Клиентские (без серверной части)

Это приложения, которые работают в браузере. Вычисления и обработка данных происходят на стороне клиента, без обращения к удаленному серверу.

Клиентские веб-приложения применяются в электронной коммерции, социальных сетях, онлайн-играх. Они легко открываются, могут использоваться на разных устройствах и обновляются без вмешательства пользователя.

  • e-сommerce Web App

Представляют собой сайт или платформу, чтобы пользователи могли просматривать, выбирать и приобретать товары онлайн.

Основная цель e-commerce web приложений – обеспечить удобство и комфорт пользователей при совершении онлайн-покупок. Они предлагают широкий набор функциональных возможностей, включающих поиск товаров, фильтры для уточнения параметров, сравнение и оценку продуктов, корзину покупок, различные способы оплаты, интеграцию с системами доставки.

e-commerce web приложения дополняются аналитическими инструментами, которые позволяют продавцам отслеживать поведение потребителей, анализировать покупательские предпочтения и привлекать новых клиентов.

  • SPA приложения (одностраничные)

Они загружаются и работают на единственной странице без необходимости перезагрузки при каждом взаимодействии пользователя. Все необходимые ресурсы загружаются один раз при инициализации приложения. В дальнейшем пользователь взаимодействует с приложением с минимальными задержками, что повышает скорость работы и эффективность использования.

SPA обладают более гибкой архитектурой, поскольку весь код выполняется на стороне клиента. Это позволяет создавать динамические приложения, включающие мгновенные обновления данных и более сложные функциональные возможности, такие как поиск в реальном времени или фильтрация данных.

  • MPA приложения (многостраничные)

Это тип программного приложения, которое состоит из нескольких связанных между собой страниц. Это позволяет создавать сложные проекты.

Они обеспечивают структурированную навигацию для пользователей. Каждая страница выполняет определенную функцию, что делает использование приложения интуитивно понятным и удобным. Многостраничные приложения позволяют глубже проработать каждый отдельный функционал, оптимизировать его и расширять без влияния на другие части приложения.

Многостраничные приложения обладают хорошей поддержкой SEO и лучшей производительностью на стороне клиента.

  • PWA (прогрессивные)

Это инновационный подход к разработке приложений, которые сочетают в себе преимущества быстрой загрузки и доступности веб-сайтов с возможностями интерактивности и функциональности.

Пользователи могут использовать приложения, даже если у них нет надежного интернета. PWA сохраняют ранее загруженную информацию и используют ее, когда интернет недоступен.

PWA имеют меньший размер, чем обычные мобильные приложения, что позволяет им загружаться и работать быстро. Пользователи не нуждаются в установке PWA через магазин приложений, что делает их доступными с любого устройства и операционной системы.

По функциональности приложения делятся, например, на:

  • Маркетплейсы

Это приложения для онлайн-покупок, поэтому веб-версии в данном случае популярны: удобно разглядывать товар на большом экране. Также существуют специальные онлайн-магазины для музыкантов, куда они могут подгружать свои треки, скачивать музыку для дальнейшего использования. И это удобнее делать с компьютера, а не с телефона.

  • Социальные сети

Такие приложения стали очень популярным способом общения у большинства людей.

Если вы планируете создать соцсеть, важно продумать все условия, при которых она будет использоваться. Социальными сетями люди пользуются как с компьютера, так и с телефона. Но если вы создаете соцсеть для путешественников, то лучше выбрать мобильную версию.

  • Финансы

Финансовые приложения востребованы, так как многие операции проходят онлайн. Данные приложения удобны как в веб-версии, так и в мобильной. Иногда нужно срочно перевести деньги, а компьютера рядом нет: выручит мобильная версия приложения, которая всегда под рукой.

Преимущества и недостатки веб версии приложения

Web Apps не имеют проблем с загрузкой, это простые и экономически эффективные программы, которые имеют ряд преимуществ:

  1. Нет необходимости создавать отдельную платформу: программа открывается в любом браузере на телефоне или компьютере.
  2. Лёгкая установка на любом ПО. Все обновления загружаются автоматически.
  3. Экономия бюджета при разработке: не нужно создавать отдельную платформу.
  4. Возможность обработки данных аппаратными ресурсами, не переписывая код.

Но стоит учесть и недостатки:

  1. Доступность всех функций по сравнению с мобильным аналогом: некоторые функции могут работать некорректно или не работать совсем.
  2. Совместимость с разными браузерами и ОС: проблемы и ошибки в работе.
  3. Безопасность: различные виды атак становятся все более опасными, поэтому веб-разработчики должны следить за последними тенденциями в области безопасности, что требует больших усилий и ресурсов.
  4. Доступ к интернету: при нестабильном интернет соединении функциональность может быть ограничена.

Резюмируем

При выборе между мобильным и веб-приложением необходимо учесть два важных фактора: максимально подробно оценить потребности аудитории и определить, насколько часто и в каких ситуациях приложение будет использоваться.

Оба варианта имеют преимущества и корректный выбор зависит от правильной постановки задач и целей проекта/вашего бизнеса.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал "InstaDev mobile" . Там мы регулярно публикуем актуальную и полезную информацию о мобильной разработке, дизайне и менеджменте.

1414
4 комментария

Спасибо! Интересный материал 👍

Вот мне очень нравятся новые банковские веб-приложения. Места в телефоне не занимают. Работают хорошо.

2
Ответить

Спасибо за комментарий, стараемся быть полезными:). Да, мобильная разработка очень быстро развивается и адаптируется под пользователей.

Ответить

Очередная статья про PWA, которая вводит в заблуждение.
Расскажите конкретно этот пункт
"Отсутствие доступа к некоторым возможностям: микрофону, камере и т.п"
Ну и почитайте, пожалуйста, замечательный гайд https://whatpwacando.today/
Может вы просто не умеете "готовить" PWA?

1
Ответить

Спасибо за ваш комментарий, пофиксим отделу подготовки материалов про тщательную проверку последних обновлений

1
Ответить