Поездка началась: как сервис по заказу такси DiDi вышел на рынки Мексики, Чили и Новой Зеландии

И почему этот опыт помог ему закрепиться в России.

Поездка началась: как сервис по заказу такси DiDi вышел на рынки Мексики, Чили и Новой Зеландии

Сервис по заказу такси DiDi начал международную экспансию более пяти лет назад, а в Россию пришел в 2020 году. Тогда рынок уже сформировался и был поделен конкурентами. За год работы компании удалось набрать лояльную аудиторию: в сервисе зарегистрировались более 5 млн пользователей и свыше 100 тысяч водителей. Определить стратегию для развития в России DiDi помог опыт работы в других странах.

В январе 2018 года, когда компания вышла в Бразилию благодаря покупке местного агрегатора «99», гендиректор и основатель DiDi Чэн Вэй заявил: «Глобализация — наш стратегический приоритет». К тому моменту в этом не было сомнений: компания несколько лет активно закреплялась на рынках за пределами родного Китая.

С тех пор DiDi продолжает следовать курсу усиления глобального присутствия. Цель достигается двумя способами:

  • компания расширяет инвестиционный портфель, вкладываясь в локальные сервисы такси и доставки;
  • под своим собственным брендом сервис выходит в новые регионы.

О последнем мы поговорим подробнее — ведь запуск DiDi в Мексике, Чили и Новой Зеландии подготовил почву для успешного старта и в России.

Мексика

Это первый регион за пределами Китая, где DiDi запустилась под собственным брендом. Выбор региона легко объяснить: по оценке Bloomberg, в 2018 году Мексика была одним из самых быстроразвивающихся и привлекательных для инвесторов рынков в мире.

Сервис запустился там в апреле 2018 года, после пилота в полумиллионом городе Толука. Уже к концу года DiDi Express работал в восьми мексиканских городах, включая самые крупные: Гвадалахару, Монтеррей и Мехико. И это в условиях, когда практически никто не знал о бренде, а на рынке доминировал Uber. В 2021 году DiDi работает в 50 мексиканских городах.

Поездка началась: как сервис по заказу такси DiDi вышел на рынки Мексики, Чили и Новой Зеландии

Что помогло отвоевать свою долю на рынке? В первую очередь, инновации. Компания гибко и новаторски подошла к ценообразованию: после тарифа DiDi «Экспресс» для частных водителей появился сервис «Такси», к которому подключены водители таксопарков, и утренний тариф «Эконом». Пассажиров и водителей сервис привлекал дополнительными возможностями. В DiDi, к примеру, есть тревожная кнопка, опции мониторинга в пути, записи разговоров в салоне — и еще больше 15 функций.

Вместе с тем бренд с самого начала диверсифицировался, параллельно развивая несколько сервисов. Почти одновременно с заказом такси в Мексике заработали платежная система DiDi Pay и доставка DiDi Food. Для многих мексиканцев они оказались инновационными: 30% клиентов и 40% ресторанов, зарегистрированных в DiDi Food, никогда не пользовались подобными цифровыми сервисами до запуска DiDi. Для управления разносторонним бизнесом потребовалась большая местная команда — число сотрудников DiDi выросло от нескольких десятков на запуске до 400 человек.

Симпатии жителей страны завоевывали ещё и с помощью социально значимых проектов. Во время пандемии компания запустила программу поддержки врачей, занятых в борьбе с коронавирусом DiDi Hero и скидки на поездки до центров вакцинации DiDi Vacúnate. В 2020 году компания вывела на улицы Мехико 700 электромобилей — это первая инициатива подобного масштаба в Латинской Америке.

Перед запуском в Мексике мы адаптировали приложение, системы, структуры и услуги к новой стране и убедились, что все работает идеально. Уникальные характеристики мексиканского рынка — широкое проникновение мобильных телефонов, внимание к ценам и доходам, приоритет безопасности — подтолкнули нас к развитию и гибкости. Полученные знания служат основой для роста в других странах.

Ричард Фарр, Операционный директор DiDi в Мексике

Новая Зеландия

В 2018 году DiDi запустилась в австралийском Мельбурне. Это был первый англоязычный рынок для компании. Через полтора года сервис работал уже в семи городах, в том числе в Сиднее, а к 2021-му — в 28. В отличие от европейского Bolt, который в этом году ушел из страны, DiDi корона-кризис не помешал.

Желая повторить австралийский успех в соседней Новой Зеландии, сервис запустился в ноябре 2020 года в самом густонаселенном городе страны Окленде. Как и в Австралии, в Новой Зеландии индустрия агрегаторов такси пока молодая, но уже сложная и развитая. Поэтому на запуске в Окленде стратегия напоминала австралийскую, но при этом учитывала особенности новозеландской культуры и местного рынка. В частности, жители этой страны отличаются гостеприимством, любят ходить в гости, приносить домашнюю еду родственникам и друзьям, а также охотно поддерживают местных производителей. Уже в марте 2021 года DiDi запустила новый дополнительный сервис — безопасную доставку водителями такси мелких посылок на территории Окленда. Местный малый бизнес тоже стал использовать сервис для доставки покупателям интернет-заказов.

Сейчас DiDi занимает второе место по популярности на рынке (в Окленде пользователи DiDi пользуются двумя услугами: тарифом «Экспресс» и сервисом доставки Delivery).

Все машины должны быть  минимум четырёхдверными, не старше десяти лет и вмещать четверых пассажиров. Техническое состояние автомобиля можно проверить по сертификату пригодности, который гарантирует безопасность.
Все машины должны быть  минимум четырёхдверными, не старше десяти лет и вмещать четверых пассажиров. Техническое состояние автомобиля можно проверить по сертификату пригодности, который гарантирует безопасность.

Важность локализации

Запуск DiDi в Новой Зеландии напомнил, насколько важно для бизнеса умение подстраиваться под потребности местных жителей. DiDi уже два года работала в Австралии, на рынке, где культура и ценности очень похожи на новозеландские (гостеприимство, открытость, толерантность, потребность в безопасности стоят для жителей этих стран на первом месте). Несмотря на сходство, подход, ориентированный на Австралию, скорее всего, не нашел бы отклика у новозеландских пользователей. Поэтому запуск DiDi в Окленде был гиперлокализированным.

Как пример — сотрудничество с популярным местным рестораном: вместе мы создали фирменные бургеры DiDi. Иллюстрации для защитных экранов в машинах также нарисовали оклендские художники. Экраны не только защищают водителей и пассажиров, но и служат поводом поболтать в поездке разговоров — и увеличить вовлеченность сообщества.

Дэн Джордан, Представитель DiDi в Новой Зеландии

Работа в пандемию

DiDi запустилась в Новой Зеландии во время пандемии, но меры по борьбе с заболеванием в стране позволяли относительно свободно передвигаться по городам. И хотя это дало возможность стимулировать городские поездки на запуске, понадобилось дополнительно подчеркнуть безопасность и поддержку бренда. Поэтому DiDi много рассказывала о здоровье пользователей и поддержке водителей.

Компания предложила водителям финансовую помощь, маски и разделители. Реальные действия и содержательное общение помогли установить связь с аудиторией: исключительно рекламный запуск мог показаться неискренним в такое непростое время.

Чили

Для запуска в Чили в июне 2019 года DiDi выбрал не шестимиллионный Сантьяго, а более компактный, но мобильный Вальпараисо. Ставка сыграла — бизнес рос очень быстро. Через полгода сервис охватил большую часть городской территории страны, включая Сантьяго и еще 22 города, и диверсифицировался, запустив службу доставки.

В отличие от Мексики, в Чили не было крупных международных компаний-конкурентов. Они предпочитали держаться в стороне, поскольку рынок агрегаторов такси в стране не был отрегулирован законодательно. Тем не менее, DiDi удалось вывести индустрию из «серой зоны» и дать возможность таксистам легально подключиться к технологической платформе. Компания рассчитывает, что рынки Латинской Америки станут основными драйверами роста в ближайшие годы.

Помочь в этом может фокус на инновациях. Научно-исследовательская сеть DiDi тянется от Пекина до Кремниевой Долины, где расположен R&D-центр DiDi Labs. Среди его направлений — технологии безопасности и оптимизация маршрутов, беспилотники, картография, компьютерное зрение.

Пятичасовой тест беспилотника DiDi на дорогах Шанхая

При запуске в Чили мы поняли, как важно быть гибкими, и убедились: DiDi хоть и глобальная компания, видение на развитие местного рынка тоже важно. За два года работы, которые компания отметила в Чили, мы сумели помочь местным жителям, пользователям и водителям, предлагая поездки и возможность заработать. Это были трудные времена и гражданских волнений, которые привели к созданию новой конституции, и, пандемии, сильно ударившей по жителям страны.

Патрик Джобсон, Генеральный директор DiDi в Чили и Перу

Россия

Россия — первая страна в Европе, где DiDi заработала под собственным брендом: сервис запустился в Казани летом 2020 года. В России сильные локальные игроки, что отличает рынок от той же Латинской Америки, где на момент появления DiDi лидировал американский Uber. Тем не менее, опыт запуска в Мексике и Чили решили применить и здесь. Бренд стартовал не с крупнейших мегаполисов или столицы, а с города, в котором можно было спокойно обкатать пилотный проект.

Прежде чем выбрать Казань, компания внимательно изучала условия ведения бизнеса, динамику рынка городских перевозок, потребности горожан и ситуацию с коронавирусом. Как и в Новой Зеландии и в Мексике, при запуске сервиса в городах России особое внимание уделяли вопросам безопасности водителей и пассажиров.

Часть команды российского офиса DiDi
Часть команды российского офиса DiDi

В российском отделении работает около 100 человек. Уже за первые 3 месяца работы DiDi удалось не только наладить все офисные процессы в полностью дистанционном режиме, но и добиться впечатляющих показателей в работе сервиса. Так, в Казани средняя скорость подачи машины составляла 5 минут (в зависимости от загруженности дорог она варьируется от 3 до 7 минут), с тех пор этот показатель не менялся.

Специфика российского рынка, отличная от тех стран, куда уже вышла DiDi, наложила свой отпечаток на запуск. Например, в Латинской Америке водители напрямую подключаются к сервису, в России же популярны таксопарки, поэтому нам пришлось значительно пересмотреть функционал приложения, чтобы оно стало понятным и полезным для партнеров.

Даниил Петин, Операционный директор DiDi в России

Приоритет DiDi — безопасность пассажиров и самих водителей. Для этого сервис предоставляет услуги индивидуального страхования, верифицирует таксистов, позволяет пассажирам сообщать об опасных ситуация в полицию и экстренные службы с помощью кнопки SOS. С августа 2020 года присутствие DiDi в России выросло до 38 городов. К августу 2021 года компания совершила 36 млн поездок и подключила более 100 тысяч водителей из 4000 таксопарков.

Поездка началась: как сервис по заказу такси DiDi вышел на рынки Мексики, Чили и Новой Зеландии

На каждом рынке существует своя специфика, которую DiDi учитывает. Далеко не всегда при выходе на новый рынок компания становилась первым игроком на нём. И в Мексике, и в Новой Зеландии, и в России рынок был фактически уже поделён. Поэтому оптимальной стратегией было выходить на них поэтапно, осваивая регион за регионом, не надеясь «с наскока» завоевать лидерские позиции — и вместе с тем постоянно работать над продуктом, учитывая пожелания потребителей и слабые стороны других игроков.

1414
28 комментариев

Вы бы лучше в Россию вышли. А то шаритесь на задворках страны, машин нет, водителей нет, зато в Мексику они...

4

Москвичи они такие, замкадье считают задворками)))

4
Автор

Ну уж и на задворках! :) Для нас нет городов, которые не были бы важны. Каждый по своему прекрасен, везде живут люди, которым важно быстро и удобно добраться до нужного места.
Расширяться, естественно, будем. Планы у нас большие.

2

днище этот диди, по 20-30 минут машину не дождаться. когда только стартовали, давали водителям какие-то бонусы, то хоть кто-то работал и приезжал, сейчас машину не дождёшься вообще. цены порой выше чем в том же яндексе. сплошные пуши и маркетинг дебильный в аппе. удалил.

4

В Воронеже немного дешевле чем Яндекс, нормально заказы находятся. Правда не удобно, что комментарий водителю можно отправить только ПОСЛЕ того, как он заказ взял.

Автор

Алекс, здравствуйте!
Для водителей-партнеров мы по прежнему стараемся предлагать лучшие условия. А для пассажиров у нас часто проходят акции со скидками на поездки.
Цены иногда действительно могут меняться: при высоком спросе на поездки в конкретном районе они могут вырасти. Но вернутся к обычным, как только нагрузка на сервис спадет. Именно в периоды высокого спроса время подачи может увеличиться. Происходит это как раз потому, что заказов больше, чем свободных машин в районе. Проблемы такие есть у любого сервиса, не только у связанного с пассажирскими перевозками. У нас они решаются, в том числе, подключением новых водителей-партнеров и парков. Чем больше машин на линии, тем меньше время ожидания и тем реже приходится временно поднимать цены.
Выбор, безусловно, всегда за вами. Но будем рады, если однажды вы снова попробуете воспользоваться нашим приложением и мнение о сервисе вновь изменится к лучшему.

Москву ждать в ближайшее время? Или тоже стандартный ответ?

2