На чем разрабатывать сайт в зависимости от целей бизнеса

На чем разрабатывать сайт в зависимости от целей бизнеса

В статье разберемся, на чем лучше разрабатывать сайт: конструкторе, CMS, фреймворке или библиотеке? Для начала нужно задать себе несколько вопросов:

  • Какую задачу будет решать сайт?
  • Каким я вижу сайт через 3, 5, 10 лет?
  • Какие хочу сценарии взаимодействия с сайтом?

Пройдемся по порядку.

Какую задачу будет выполнять ваш будущий сайт?

По большому счету, сайт — это инструмент для решения каких-либо задач, в том числе задач бизнеса. Например, с помощью сайта можно:

  • привлекать органический трафик,
  • привлекать рекламный трафик,
  • раскрыть имиджевую составляющую компании,
  • сделать удобный каталог с остатками,
  • погрузить пользователя в продукт или услугу,
  • выстроить удобную систему записей на услугу.

Это примеры верхнеуровневых задач и на самом деле их значительно больше. Каждый сайт уникален и разрабатываются с учетом бизнес-процессов компании.

Стратегическое развитие компании — ориентир для разработки сайта

Спросите себя: «Каким я вижу сайт через год, три года, пять лет?» И нет, это не собеседование сайта в вашу компанию. И даже не гадание на картах.

При разработке важно учитывать срок службы сайта. В среднем — 3 года для сильно динамичных компаний, до 5 лет — для средних развивающихся компаний. Даже если сайт не обновлялся очень долго и продолжает функционировать — это сомнительная история. Для потребителя это знак (даже — красный флаг! 🚩), что бизнес не развивается и, возможно, дела там плохи. Поэтому к устаревшим сайтам люди будут очень настороженно относиться и даже при прочих равных выберут какую-то другую компанию.

У всякой компании есть планы на будущее: метрики, аналитика, отчеты собираются не просто так. Бизнес планирует развиваться, расти, получать больше прибыли и захватывать рынок.

И одно из колес этой машины — современный, удобный сайт, который идет в ногу со временем. Сайт в наши дни это визитная карточка и буквально дверь в вашу компанию. Когда сайт удобный, логичный, визуально приятный, на нем хочется остаться подольше и изучить: посмотреть товары, поймать вайб, почитать о компании, сотрудниках или купить, причем побыстрее!

Если у вас есть план развития, то стоит его наложить на будущий сайт. Скорее всего, вам понадобится на какой-то дистанции апгрейд сайта и важно, чтобы это было возможно воплотить технически. Так как сказать, примеряем сайт на вырост :)

Сценарий взаимодействия с сайтом

Следующее, на что стоит обратить внимание, — сценарий взаимодействия с сайтом компании. Как пользователь будет решать свои проблемы? Какие инструменты для этого нужны?

Например, вам нужно обязательно сделать интеграцию со складом или сквозной аналитикой. А может, вы занимаетесь дизайном мерча, и тогда пригодится конструктор, в котором пользователь сможет «примерить» ваши дизайны на вещи. К популярным решениям относятся онлайн-калькуляторы, например, у служб доставки, или ипотечный калькулятор на сайтах банков.

Или для вас важно, чтобы у сайт были какие-то специфичные инструменты, чтобы соблюсти требования какой-либо страны: версия для слабовидящих или отдельный функционал работы с куки и т. д.

Это все нужно прописать в пользовательском сценарии и ТЗ. Продумывания сценария — важный вопрос, когда вы хотите понять, на чем же разрабатывать сайт.

Теперь поговорим о разных платформах и задачах, которые с можно решить на этих сервисах. Разберем, когда выгодно использовать конструкторы, системы управления контентом и фреймворки.

Конструкторы сайтов

Конструкторов на рынке огромное множество: Tilda, Craftum, uKit, inSales и другие. Остановимся на Tilda, так как это один из самых популярных инструментов. Многие разработчики не любят ее по причине отсутствия доступа к коду и больших функциональных ограничений. Но Tilda отлично подходит, если:

  • Вам нужен одностраничный сайт или сайт с пару контентных страниц, чтобы разместить там информацию о вашей компании и продукте. Такие сайты еще называются «сайт-визитка». Например, сайт-визитка мероприятия DS.
  • Вам нужен сайт для проверки гипотезы. Например, вы хотите протестировать другое позиционирование своего продукта.
  • Вам нужна посадочная страница для тестирования рекламной гипотезы. Вот здесь DS тестирует новый формат посадочной страницы для контекстной рекламы.
  • Хотите поработать с ситуативным маркетингом. Главная особенность конструктора в том, что его можно очень быстро развернуть, а это для ситуативного маркетинга и нужно.

Конструктор, это самый быстрый и бюджетный вариант создания сайта. Но за этим скрывается достаточно много ограничений.

В каких случаях не нужно останавливать свой выбор на конструкторе:

  • Если вам нужно сделать многостраничный сайт, например сайт услуг или блог и всё, что содержит больше 5–7 страниц.
  • Если вам нужен интернет-магазин. Слишком быстро достигните потолка возможностей конструктора. Неудобно управлять товарами, каталогом, наполнять контентом. Предположим, что вам нужно наполнить сайт 1000 SKU, а у той же тильды ограничение на 500 страниц. Плюс все настройки придется доделывать в ручном режиме, даже одинаковые повторяющиеся элементы нужно редактировать на каждой странице отдельно.
  • Если вы используете сайт как инструмент для привлечения органического трафика (SEO). Собранные с помощью конструктора сайты сложно настроить под требования SEO: сложно адаптировать, корректировать наполнения и т. д.
  • Если у вас большие планы на интернет-маркетинг и сайт. В этом случае через пару месяцев вы можете упереться в потолок, и очередной апгрейд сайта потребует переезд на другой ресурс.

При подходе к разработке сайта рассуждайте так: сайт — это инструмент, который должен приносить выгоду для бизнеса. Разложите стоимость разработки сайта на дистанцию его службы. На одной чаше весов — перспектива сделать сайт за 100 000 на конструкторе. Да, вначале сэкономите 50–100 тысяч и за пару месяцев упретесь в потолок, чтобы потом бросить этот тонущий корабль в латках и начать делать новый сайт за 200 000 ₽. В этом случае вы потеряете время и деньги, изначально потраченные на конструктор, и вернетесь ко второй чаше весов — индивидуальной разработке сайта. Она дороже, но определенно того стоит, если у вас долгосрочные планы или сложный продукт

Кирилл Фролов, руководитель WEB-разработки DS.

CMS — системы управления контентом

CMS могут закрыть большую часть задач бизнеса. Тут есть все: открытый код, возможность использовать кастомные или шаблонные решения, различные интеграции.

Но есть нюанс — нужно правильно выбрать платформу под вашу задачу. Расскажем о возможностях самых популярных. Они пользуются спросом неспроста — их систематически обновляют, и есть комьюнити-поддержка.

WordPress

Самая популярная CMS во всем мире, и к тому же бесплатная. У WordPress (далее — WP) есть преимущество — много разработчиков и цена услуг у них ниже рынка относительно других CMS. Поэтому бизнес может не переживать, что останется без поддержки по сайту.

WP идеально подойдет, когда нужно:

  • Создать корпоративный сайт.
  • Создать сайт услуг. Управлять услугами и создавать новые под особенности и потребности бизнеса. Множество разных опций, удобный интерфейс. Решение подходит, даже если услуг очень много.
  • Создать блог. Тут весь функционал есть из коробки. Изначально WP закрывал задачу личного блога. Поэтому если вам нужно сайт с блогом, смело берем WP. А еще блог, созданный на WP, легко можно прикрутить к основному сайту.
  • Хорошо подходит под задачи SEO — доступно много плагинов.
  • Сделать нестандартный дизайнерский сайт, если хочется вау-эффекта.

А вот эти задачи WP плохо закрывает или вовсе не может:

1. Интернет-магазины. У WP есть плагин WooCommerce, в целом на нем можно сделать интернет-магазин, но это больше напоминает костыль, чем полноценное решение. Если ваш интернет-магазин включает до 500 товаров, то как вариант рассмотреть можно, но для интернет-магазинов очень важно несколько вещей:

  • Управление товарами. Тут сложности с самого начала, от загрузки товаров на сайт до последующего ими управления. Недоступно массовое изменение, нельзя выбрать удобный формат представления товаров в админке.

  • Работа с каталогами / фильтром. Решения есть, но работают плохо.

  • Корзина. Глобальных проблем нет, но управление корзиной не всегда интуитивно понятно и усложняет работу контент-менеджера. А если подключать дополнительные интеграции, могут «всплыть» ненужные артефакты.

  • Интеграции. Большая часть интеграцией есть, но при работе могут возникнуть артефакты — ошибки или неправильные описания плагина.. Из-за чего придется дорабатывать купленные плагины, придумывать сложные и дорогие решения для их поддержки, а также тратить много времени на общение с поддержкой.

2. Если у вас технически сложный продукт. Например, портал, агрегатор, сайт с личным кабинетом, сайт со сложной логикой.

Wordpress подойдет для бизнеса, который хочет сделать лендинг, корпоративный сайт, сайт услуг и блог. В этих форматах WP раскрывается с сильной стороны. Большая часть функционала для этих задач есть из коробки.

Проверьте, есть все нужные вам интеграции в магазине приложений WP. Если какой-то нет, то можно рассмотреть другие CMS.

1С-Битрикс

Самое популярное в России решение, которое закроет большую часть ваших задач.

Я считаю что Битрикс лучше подходит для среднего и какого-то большого бизнеса, по причине того, что это решение можно хорошо масштабировать а еще оно достаточно дорогое. Лицензии платные а цена разработчика на рынке самая высокая среди CMS. Порог входа в битрикс будет в полтора или два раза дороже, чем у других CMS

Кирилл Фролов, руководитель WEB-разработки DS

Как говорится, если деньги — не проблема, то давайте перечислим, для чего Битрикс подойдет лучше всего, а когда от него лучше отказаться.

В чем хорош Битрикс:

  • Интернет-магазин. Эта CMS заточена под интернет-магазины и в целом под E-commerce. Есть интеграции почти со всеми системами складского учета: 1С, МойСклад и прочими. Также интеграции с маркетплейсами — Озон, WB, Яндекс, Авито, и с разными службами доставки.
  • Корпоративный сайт, сайты услуг или блог. Реализовать можно, но проигрывает WP: интерфейс визуально хуже и менее понятный для контент-менеджера.
  • SEO-оптимизация. Здесь весь функционал заточен под SEOшника.
  • Можно сделать сайт со сложной логикой, но нужно очень подробно описывать ТЗ, так как есть ряд ограничений, связанных с ядром битрикса.

Битрикс плохо закрывает задачи:

  • Портал
  • Агрегатор
  • Сайт с личным кабинетом. Тут стоит добавить, что сайт на битриксе с личным кабинетом сделать можно и он будет работать. Но если пользователю нужно любым образом взаимодействовать с сайтом — заполнять, сохранить что-то себе и делиться с другими пользователями внутри сайта — тут могут возникнуть проблемы.

Битрикс — хорошее решение для многих задач, но дорогое, плюс ко всему — не совсем дружественный интерфейс управления.

Shop-Script

Подойдет для небольшого или среднего интернет-магазина. Хорошая альтернатива 1С-Битрикс. Shop-Script имеет платную лицензию, так же как и битрикс, но стоит значительно дешевле. А еще у вас из коробки будет огромное количество опций, которые на других платформах будут реализованы только в формате плагинов, а сами плагины существенно дешевле.

Для чего подходит Shop-Script:

  • Интернет-магазины. Shop-Script заточен под E-commerce. Делать на нем интернет-магазины одно удовольствие. Также как у Битрикс, есть интеграции с 1С, МойСклад и другими. С маркетплейсами: Озон, WB, Яндекс, Авито. И с разными службами доставки. Все, как у Битрикса, только дешевле и удобнее.
  • SEO-оптимизации.

Функционала Shop-Script не хватит:

  • Если у вас большой бизнес. Может понадобиться сильно масштабировать сайт, и функционала может не хватить.
  • Для лендингов, сайтов услуг, корпоративных сайтов или блога — это просто не его стихия, поэтому лучше выбрать тот же WP или Битрикс.
  • И, как и все системы управления контентом, Shop-Script не подойдет для порталов, агрегаторов, сайта с личным кабинетом, так как не заточен под эти задачи.

Хочу сказать, что Shop-Script шикарная CMS но под свои задачи, мне она очень нравится. Если вы хоть раз столкнетесь с ее админкой, то, скорее всего, с другими работать не захотите. С Shop-Script я знаком с 2018 года и считаю, что Shop-Script заменила OpenCart или Joomla

Кирилл Фролов, руководитель WEB-разработки DS

Фреймворки и библиотеки

Фреймворки и библиотеки подойдут, если нужно разработать:

  • порталы,
  • агрегаторы,
  • сайты с личным кабинетом,
  • сайты с нестандартным функционалом.

Одни и те же задачи могут решать разные фреймворки. Для бизнеса лучше не разрабатывать сайт на очень специфичной платформе, потому что может случиться, что в какой-то момент вы останетесь без специалиста. Найти нового будет крайне сложно или очень дорого. Старайтесь использовать фреймворки, которые на слуху:

  • Laravel. Бекенд-фреймворк, написанный на языке PHP. Сейчас по нему достаточно просто найти разработчиков, и в целом ваш код смогут поддерживать. Подходит для проектов E-commerce и со сложным функционалом.
  • Django. Фреймворк написан на python и предназначен для бекенд-разработки. Чаще всего на нем делают различные сервисы.
  • Vue.js. Фреймворк написан на JavaScript и предназначен в основном для фронтенд-разработки. У Vue.js. есть своя библиотека — nuxt.js, она чаще всего используется в проектах, ориентированных на SEO. Nuxt.js осуществляет серверный рендеринг HTML-кода, что улучшает его индексируемость поисковыми роботами → это положительно сказывается на SEO.
  • React. Библиотека на языке JavaScript. Чаще всего используется для больших веб-приложений. Но из-за гибкого подхода она требует высоких скилов разработчика.

Также как и у Vue.js У реакта есть свой SSR-фреймворк называется Next.js выполняет туже функцию, что и nuxt.js

Чтобы с фреймворком вам жилось чуточку легче, попросите вашего разработчика документировать код и отдельно вести хронологию проекта.

О том, как нужно вести проектную документацию, расскажем в следующей статье.

Любая платформа для разработки может стать в итоге плохим или хорошим решением. Главное — грамотно воплотить сайт в жизнь, отталкиваясь от его задач. Тут важно найти сильного разработчика или студию, с которой вы дальше построите свой будущий сайт

Кирилл Фролов, руководитель WEB-разработки DS

Небольшой чек-лист, на что обратить внимание при разработке сайта:

  • Сайт — это инструмент для решения задачи, поэтому нужно понять, какую задачу он будет решать.
  • Каждый сайт имеет срок службы, в среднем от 3 до 5 лет. Нужно разобраться, планируете ли серьезно масштабировать бизнес в этот промежуток.
  • Продумайте сценарий пользования сайтом, как на вашей стороне, так и на стороне ваших пользователей. С одной стороны, это поможет наложить бизнес-процессы на ваш сайт, а с другой — покажет, что вам нужно участь в будущем сайте.
  • Проверьте нужные интеграции, чтобы все работало стабильно.

Напишите нам - разработаем сайт под ваши потребности.

Кирилл Фролов
Руководитель отдела WEB-разработки
София Полякова
Редактор
22
Начать дискуссию