Как не развалить, а масштабировать бизнес в период кризиса: опыт Digital Strategy

Привет! Меня зовут Роман Прохоров, я сооснователь маркетингового агентства Digital Strategy.

Наш бизнес, как, впрочем, и многие другие за последние четыре года ощутил «сейсмическую активность» в экономике. С одной стороны можно сказать, что нам повезло — кризис не сильно коснулся именно нашей клиентской базы, поэтому без работы мы не остались. С другой — мы допустили пару косяков и получили полезный опыт, который показал нам, что надо и не надо делать в условиях нестабильного рынка.

В этой статье я хочу рассказать, что и как Digital Strategy делали, чтобы сохранить компанию в 2020-2022 годах. В какие-то моменты мы принимали правильные решения, а о некоторых в итоге пожалели.

Вот, чего точно НЕ стоит делать, если вы думаете, что надвигается кризис, или если он уже наступил:

Фокусироваться на одном сегменте клиентской базы

На начало 2020 года среди наших клиентов было много компаний из сферы e-commerce. Мы пришли к выводу, что они не приносят столько прибыли, сколько нам бы хотелось. На тот момент конкуренция на рынке стала довольно высокой и маркетплейсы отодвигали малые и средние интернет-магазины на второй план. Привычные для них методы продвижения, например SEO и контекст, начали терять эффективность. Мы с командой обсудили ситуацию и пришли к выводу, что хотим полностью сменить специализацию и найти другой сегмент рынка, который будет приносить прибыль.

В 2020-м нам, по сути, повезло. Ковидная пандемия началась внезапно и никто не мог предугадать, что все люди засядут по домам на несколько месяцев. Тогда e-commerce пережил настоящий бум: все, что можно было купить через Интернет и заказать доставку домой, пользовалось спросом. Мы не успели отказаться от старых клиентов и найти новых и просто радовались, что они у нас есть.

Вывод, который можно сделать — кризис может ударить по любому сегменту рынка в любой момент, это нельзя предугадать. Чтобы свести риски к минимуму, нужно не менять одну нишу на другую, а работать с клиентами из разных сфер и делать клиентскую базу максимально разнообразной. Если бы e-commerce не взлетел, а наоборот пришел в упадок, нас могли бы выручить другие проекты.

События 2022 года преподали нам несколько ценных уроков. Диверсифицировать портфель важно не только по услугам и индустриям клиентов, но и по странам-источникам доходов. Мы довольно долго засматривались на зарубежный рынок, но не развивали это направление активно. Сейчас поиск клиентов не из России стал необходимостью и залогом развития компании.

Еще важно постоянно расширять список инструментов, которые вы используете в работе. Например, за тот же 2022 год российский перфоманс-маркетинг лишился таргетинговой рекламы на Youtube, Google Analytics и нескольких социальных сетей.

<i>Мы не отказались от своих самых популярных и прибыльных услуг, но значительно расширили пакет</i>
Мы не отказались от своих самых популярных и прибыльных услуг, но значительно расширили пакет

Стремиться продать «хоть что-нибудь»

В марте 2022 часть наших клиентов заморозила все работы на неопределенный срок — было непонятно, что вообще будет с рынком и сильно скакнул курс валют. Обороты агентства ожидаемо снизились.

Из-за ощущения неопределенности мы совершили первую ошибку — слегка поддались панике и начали срочно искать новых клиентов. Чтобы привлечь и удержать их, мы, например, делали объемные качественные пресейлы для маленьких проектов и чаще соглашались на небольшие минимальные бюджеты.

600 рабочих часов

мы потратили на подготовку коммерческих предложений в марте 2022 года

В итоге мы подписали только два новых небольших и недорогих проекта. Через пару месяцев эти клиенты ушли. Вывод, который можно сделать: клиенты готовы общаться с агентствами и развивать проекты, но не готовы менять подрядчиков и заключать новые долгосрочные контракты. Лучше потратить время и силы на сохранение текущих клиентов и поиск рынков, которые кризис не задел.

Вот так выглядят графики времязатрат на пресейлы в марте 2022 года. Они почти на треть выше, чем в другие месяцы
Вот так выглядят графики времязатрат на пресейлы в марте 2022 года. Они почти на треть выше, чем в другие месяцы

Останавливать внутренние стратегические проекты

У нас таким проектом был редизайн сайта агентства. Его внешний вид устарел еще в прошлом веке, страницы и наполнение требовали срочного обновления.

Весной 2020 года мы заморозили все работы на сайте, несмотря на то, что уже был готов макет от дизайнера и контент для всех основных страниц. Мы решили притормозить, чтобы не тратить на это драгоценные деньги и время и сосредоточиться на бушующем вокруг кризисе. В итоге мы откладывали проект следующие три (!) года, потому что след за пандемией последовал не менее сложный 2022 год. Все это время жили со страшным сайтом, а новый заработал только летом 2023-го.

Новые клиенты и кандидаты на работу частенько писали нам что-то вроде: «Я по сайту подумал, что это какая-то странная шарага, а оказалось, что у вас приличная компания и вы вменяемые!».

Сейчас мы не просто обновили внешний вид сайта, но и активно ведем блог на сайте и обновляем раздел с клиентскими кейсами. Мы все чаще получаем фидбек формата «полистал ваш сайт, красиво и понятно, понравилось, решил написать». Если бы проект мы добили в 2020 году, то сейчас, вероятно, у нас было бы больше денег и клиентов.

Мы переработали не только цветовое решение, но и UX и сделали сайт более понятным и лаконичным
Мы переработали не только цветовое решение, но и UX и сделали сайт более понятным и лаконичным

Кстати, мы учимся и не повторяем сейчас ту же ошибку с развитием зарубежного направления. Да, времени на него не хватает, российский рынок мы знаем лучше и «быстрых» денег на нем больше. Но учитывая опыт с редизайном, мы каждый квартал выделяем хотя бы небольшие ресурсы — бюджет и сотрудников — чтобы продолжать работу. Лучше делать важные задачи медленно, чем откладывать и через десять лет пожалеть.

Бояться изменений внутри компании

Когда начальство предлагает внедрить новый процесс или провести масштабную реорганизацию чего-нибудь, сотрудники не всегда проявляют энтузиазм. Это происходит из-за разного взгляда на ситуацию. Руководитель смотрит на все сверху и видит конечную цель изменений. Сотрудники не сразу понимают, что перемены — это выгодно и внутренне сопротивляются. Это нормально и будем честными: никто не любит выходить из зоны комфорта.

Кризис как раз хорош для форсирования внедрения накопившихся изменений, развития и экспериментов. Аргумент «если мы ничего не поменяем, то окажемся на свалке истории» работает лучше, когда над бизнесом нависают вполне реальные проблемы, которые нужно решать прямо сейчас.

Мы тоже воспользовались моментом и организовали внутри компании много разных движух. Например, в 2020-м запустили на всю компанию квартальные проекты на развитие, благодаря которым перестроили процессы и запустили новые услуги. В сентябре 2022 перешли на OKR-методологию как более комплексный фреймворк.

Главное запустить все важные процессы до того, как активная фаза кризиса закончится. Когда уровень стресса падает, нововведения уже не кажутся такими важными и необходимыми и энтузиазм может угаснуть. В этот момент важно отсеять наименее эффективные задачи и, возможно, отказаться от них, оставить только самые перспективные и работать над ними дальше.

Например, мы за пандемию успешно внедрили в агентстве единый таск-трекер Планфикс для всех клиентских проектов. В дальнейшем мы развили эту активность и перенесли в трекер все агентские рабочие процессы: работу по CRM, бухгалтерию, внутренние проекты и другие направления.

Это чат «планфиксиков», которые помогают другим коллегам освоится с системой
Это чат «планфиксиков», которые помогают другим коллегам освоится с системой

Уделять мало внимания коммуникациям внутри коллектива

Кризис — стресс для всех, а не только для руководителя. Максимально открытая коммуникация с командой важна, чтобы сотрудники понимали, что вообще происходит.

На каждой еженедельной планерке в сложные моменты мы рассказывали про изменения ситуации, наш прогресс, изменение нашего понимания, что и как делать. Рабочий процесс был прозрачным, например мы не скрывали, что денег стало меньше, потому что клиенты ушли или взяли паузу. Важно быть честными и по возможности снизить уровень стресса в коллективе, чтобы моральный дух сотрудников не упал. Если волноваться не только из-за ситуации в мире, но еще и о работе, то ресурсов на все остальное не останется.

Еще один важный момент: у нас стало больше удаленщиков. За последние три года многие ребята из команды перешли на удаленку, и нам пришлось перестроить коммуникации, наладить общение и рабочие процессы. Здесь важно коммуницировать не только на больших планерках, но и периодически общаться тет-а-тет в личке или по Zoom, чтобы сотрудник не чувствовал себя Робинзоном на далеком острове.

Часть наших сотрудников перешли на гибридный график, часть ушли на полную удаленку.
Часть наших сотрудников перешли на гибридный график, часть ушли на полную удаленку.

Вот, пожалуй, и все на сегодня!

Расскажите в комментариях, какие промахи вы совершали и что вы бы сделали лучше в своей компании в момент кризиса? Обсудим вместе!

Больше о работе в Digital Strategy и наших сотрудниках мы рассказываем на нашем сайте и в телеграм-канале.

Еще в своем блоге мы часто рассказываем не только про успешные кейсы, но и «внутрянку», например как в Digital Strategy организовать работу удаленной команды.

Рассказывал: Роман Прохоров
Записала: Катя Равальдини
редактор
1010
реклама
разместить
Начать дискуссию