Москва: какие технологии делают город умным

Рассказ Департамента информационных технологий о том, как менялся город.

Привет!

Мы — команда Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы. Наша главная задача — развивать технологии и цифровые сервисы города, чтобы делать жизнь каждого жителя и гостя столицы лучше и удобнее.

Наш департамент — один из самых молодых в городе. И возможно, пока не все знают, что сервисы, которыми пользуются миллионы жителей, это наша работа. Поэтому мы решили запустить страницу на vc.ru, где подробно расскажем, как развивается город, зачем ему цифровизация, как она происходит и чем именно занимается команда ДИТа.

Оглянемся назад. Как менялся город

2000-е

Кризис позади. Центр столицы завален автомобилями, ориентироваться и передвигаться по Москве сложно и обычному жителю, и туристу. Интернет и мобильная телефония становятся доступными, но качество связи хромает, а цены на услуги кусаются.

Для получения госуслуг все еще приходится отстаивать часовые очереди и собирать бумажные документы «по кабинетам».

2010-е

Комитет информационных технологий Москвы преобразован в самостоятельный департамент. Его руководителем назначен Артем Ермолаев. Первым серьезным шагом в городской информатизации становится программа «Электронная Москва». В учреждениях, поликлиниках, школах появляются компьютеры, строится «сетка», подключаются принтеры, а бесконечная бумажная волокита в органах исполнительной власти сменяется цифровым документооборотом.

Следом стартует более серьезная программа «Информационный город». Она помогла автоматизировать и ускорить работу всех отраслей: от образования до строительства, от ЖКХ до безопасности. Именно с этого момента город начинает давать жителям инфраструктуру и сервисы, которые делают жизнь в нем удобнее.

Важные этапы:

  • 2010 год — запуск Портала городских услуг. Старт перехода в электронный формат. Позже в 2017 году портал интегрировали с mos.ru. Сегодня в электронном виде предлагаются более 250 услуг. В 2017 году ими воспользовались более 6,5 млн жителей города.
  • 2011 год — запуск Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Появилась возможность записаться на прием к врачу онлайн. Начало перехода медицинских карт в электронный вид.
  • 2011 год — запуск портала «Наш город», где жители могут оставлять жалобы на благоустройства — ямы на дорогах, мусор или неубранный снег и так далее. Диалог города с жителями становится более открытым. За все время портал помог решить более 2,7 млн проблем.
  • 2011/12 годы — появилась городская система видеонаблюдения. Сегодня к ней подключено 160 тысяч камер: на дорогах, во дворах и подъездах, в местах массового скопления людей — это одна из крупнейших сетей видеонаблюдения в мире.
  • 2012 год — запуск бесплатного городского Wi-Fi. Сегодня Moscow_WiFi_Free покрывает Садовое кольцо, городские парки, студенческие общежития и культурные объекты. Это одна из самых масштабных сетей среди мировых мегаполисов.
  • 2014 год — запуск системы голосований «Активный гражданин», где каждый житель может принимать участие в важных городских опросах и влиять на инициативы Правительства Москвы.
  • 2015 год — появилась система автоматического снятия показаний тепла и воды (АСУПР), она охватывает 13,5 тысяч многоквартирных домов. Оплата «по нормативам» уходит в прошлое. Система АСУПР позволила в онлайн-режиме получать информацию о приборах учета и быстро реагировать на неисправности.
  • 2016 год — старт проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). На смену привычным доскам приходят интерактивные панели, устаревшие бумажные дневники и журналы сменяются электронными, организуется видеонаблюдение, устанавливаются турникеты на входе, проводится высокоскоростной интернет, выдаются ноутбуки для учителей, запускается виртуальная библиотека со сценариями уроков и учебными материалами. Проходят пилотные проекты по использованию VR/AR на уроках.

2017 год

К этому году мы подошли с хорошим результатами и серьезным багажом опыта и знаний. Для получения услуг больше не нужно никуда ходить. Прямо на портале можно записать ребенка в детский сад или школу, в кружки и секции, оплатить услуги ЖКУ и штрафы ГИБДД, передать показания счетчиков, подать заявление в ЗАГС, удаленно записаться к врачу и многое другое.

На портал мэра и Правительства Москвы (mos.ru) переехали более 40 сайтов органов исполнительной власти. Теперь здесь можно получить услуги, узнать все новости города, найти инструкции по более 100 жизненным ситуациям. mos.ru стал настоящей точкой входа в городское онлайн-пространство.

В этом же году мы начали тестировать технологию блокчейна на проекте «Активный гражданин», чтобы сделать работу сервиса прозрачнее. Благодаря технологии данные голосований нельзя удалить после внесения в систему, также никто не может их изменить.

Конечно, это не все наши проекты. Сейчас их более 20, и если рассказывать о каждом, то этот пост станет бесконечным и никто не осилит его до конца. Мы предусмотрительно собрали все проекты здесь, но планируем рассказать много интересного в следующих публикациях.

• Москва — лидер рейтинга ООН по оказанию электронных услуг (ООН, 2018).

• Москва на одном уровне с Сингапуром, Гонконгом и Нью-Йорком по уровню использования умных решений для города (McKinsey, 2018).

• Москва в топ-7 умных городов мира (Форум интеллектуального сообщества ICF, 2017).

• Москва в топ–5 крупнейших городов мира, готовых к внедрению технологий будущего (рейтинг PwC «Будущее близко: индекс готовности городов», 2017).

• Первое место по уровню технологической готовности (исследование PwC — «От Москвы до Сан-Паулу», 2016).

• Портал «Наш город» признан одной из крупнейших мировых систем по сбору обращений по вопросам благоустройства и городского хозяйства (исследование PwC «Города, управляемые данными», 2016).

• Финалист в категории «Город» за развитие городских электронных сервисов (Международная премия World Smart City Awards, 2016).

• Достижения Москвы признаются на международном уровне, всего за несколько лет город стал одной из ведущих цифровых столиц мира. Все награды Москвы мы собрали здесь.

Чем мы гордимся

Наши дни

Впереди новая программа цифрового развития «Умный город 2030». Она впервые разрабатывается с привлечением бизнеса и экспертов и открыта для обсуждения всеми.

Перед командой ДИТа стоят новые цели и вызовы: мы хотим совершенствовать компьютерное зрение, использовать возможности ИИ, VR/AR, блокчейн, 5G для развития города. Мы хотим, чтобы технологии предугадывали желания и потребности горожан, помогали принимать решения и освобождали от рутины. Мы хотим, чтобы качество жизни в столице вышло на новый уровень. Мы хотим, чтобы москвич мог создавать город, который он хочет. И наша задача — дать ему такой инструмент.

В следующих постах мы подробно расскажем о каждой отрасли и важных проектах, о проблемах, с которыми мы сталкивались, разберем, как с помощью городских сервисов и технологий упростить жизнь, избавиться от рутины и очередей, и, конечно, ответим на все вопросы.

А пока предлагайте темы и вопросы, которые вам интересны, — мы их разберём.

Нам важно слышать жителей. Мы открыты для общения и готовы быстро реагировать и помогать. Давайте общаться здесь и на наших страницах в соцсетях: Facebook, «ВКонтакте».

0
15 комментариев
Написать комментарий...
John Doe

Да не буду я голосовать за Собянина, отстаньте

Ответить
Развернуть ветку
Igor Erokhin
Рассказ Департамента информационных технологий о

Это тот департамент, который воевал с школьником-автором более удобного цифрового дневника?

Ответить
Развернуть ветку
VoipClub

Лапша это все. В реальных, не российских выборах, он бы сел с товарищами.
Пример:
Автобусы, в жару (о троллейбусах и не говорю - прошлый век), как были без ( с не рабочими ) кондерами, так и остались. Получаем: на улице +30, а в автобусе +50.
Хотя вещают что все ок. Закупили и т.д.
А ответ прост... они не тянут его технически - перегрев и огромных жор топлива

Ответить
Развернуть ветку
Технологии Москвы
Автор

Этим вопросом занимается команда Московского транспорта. Рекомендуем написать им в социальных сетях или через электронную приемную (https://www.mos.ru/feedback/individual/). В первом случае ответ придет быстрее, так как коллеги активны в социальных сетях.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Тарасов

Вот Собянин молодец. Так много для города сделал. Спасибо ему, давайте Собянина поддержим и парки у нас хорошие, раньше вон платные были. За Собянина!!!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

Когда оцифруете снос памятников архитектуры?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev

Это после укладки криптоплитки силами блокчейновых таджиков.

Ответить
Развернуть ветку
Технологии Москвы
Автор

Таких проектов не предусмотрено. Напротив, мы вместе с Департаментом Культуры делаем сервис «Узнай Москву», который помогает изучать город, узнавать историю зданий и памятников. Там же есть и десятки маршрутов, и аудиогид. Делимся сайтом https://um.mos.ru/ и рекомендуем скачать мобильное приложение (с ним удобнее).

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

Делайте скорее. А то скоро снесут то немногое, что осталось

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Бурные аплодисменты, переходящие в овации.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Опишите, пожалуйста, объемы затрат бюджета?
Какие зп, какие подрядчики, конкурсы и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Страннно, на некоторые вопросы отвечают, некоторые молчат.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пешков

интересно было бы взглянуть на отчеты pwc, которые они готовили для нью-йорка, сингапура, гонконга

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Markov

дырки в покрытии wifi в метро - это навсегда?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда