Не кради у Тинькова или «Кодекс бизнес-аналитика» из банковского мобильного приложения
О том, как создать уникальный ИТ-продукт, не прибегая к заимствованию интеллектуальной собственности конкурентов и партнеров, рассказала Юлия Маклакова, бизнес-аналитик Банка ДОМ.РФ.
Вы любите сериалы? Помните «Декстер», где главный герой жил по так называемому «кодексу», который помогал ему принимать решения. При составлении своего кодекса я взяла за основу эту идею, чтобы оптимизировать подход к задачам из бэклога.
Сама идея жизни по своду правил, думаю, близка многим из нас. Для кого-то эти правила диктуют воспитание и сложившиеся моральные принципы, кто-то руководствуется опытом проб и ошибок. Уверена, почти каждый из нас хоть раз придумывал себе некий кодекс и пытался следовать ему, особенно, если есть задачи, выполнение которых требует системности.
В мобильных приложениях бизнес-анализ — это первая ступень всего процесса разработки. В Банке ДОМ.РФ мы продумываем путь пользователя, ставим задачи по дизайну, согласовываем проект с заказчиком и командой, взаимодействуем с системными аналитиками и разработчиками, следим за тестированием и выпуском фичи в продакшн.
Функционал бизнес-аналитика и сам процесс анализа могут отличаться в зависимости от компании, но уверена, что мой «Кодекс бизнес-аналитика» — универсальный продукт, который подойдет и тем, кто работает в мобильной разработке, и даже сотрудникам не ИТ-компаний.
«Кодекс бизнес-аналитика»
Проще — лучше
Если бы шекспировская Джульетта была бизнес-аналитиком, она бы никогда не завязала такую близкую дружбу с Ромео. Потому что Джульетта взяла бы свой лэптоп, открыла доску Miro, отрисовала перспективы на жизнь «с Ромео» и «без Ромео», а после, путем несложного анализа, поняла, что сценарий, куда входят этапы вражды Монтекки и Капулетти не выглядит таким уж оптимальным. И нашла бы себе Джульетта какого-нибудь Лоренцо, чтобы жить долго и счастливо без всяких багов.
Бизнес-аналитик, не будь Джульеттой! Выбирай самый простой путь. Веди клиента за руку по своему сценарию и не давай ему думать больше 0,05 секунды над следующим шагом. А если клиент в какой-то момент не дошел до своей цели, смотри метрики, ведь где-то ты, похоже, все-таки усложнил.
Заказчик — не враг, заказчик — друг
Все мы — люди, и порой мы сталкиваемся с трудностями. Заказчик может не понять отрисованный клиентский путь, руководство — отвергнуть подготовленную документацию. Такие моменты не могут не расстроить бизнес-аналитика, проделавшего колоссальную работу, но отчаиваться рано: не всегда виноват тот, кто просит переделать. Возможно, причина в чрезмерном самостоятельном додумывании техзадания. Излишняя самостоятельность иногда чревата тем, что можно оказаться не в той точке и не с теми артефактами работы. Вместо этого лучше вносить корректировки общими усилиями совместно с заказчиком или коллегами из смежных подразделений.
Вывод: никогда не бойтесь спрашивать, если сомневаетесь. Задавайте любые уточняющие вопросы, пусть даже они кажутся вам глупыми. Уточняйте, согласовывайте и фиксируйте ответы: не всегда мы получаем письменное описание задачи, от которого можно отталкиваться, и часто заказчик может банально забыть, о чем просил в самом начале. Работайте поэтапно: даже маленькие неточности процесса могут полностью перечеркнуть всю вашу последующую работу.
Поясни за дизайн
Бизнес-аналитики в ИТ почти всегда должны взаимодействовать с дизайнерами. Но одни дизайнеры предпочитают «творить», и им не нужно четкое указание места кнопки, описание возможной визуализации пиктограмм и иконок. Другие придерживаются стратегии «скажите, что и какого лучше цвета, а я отрисую».
В конечном счете, именно вам придется согласовывать финальные макеты, объяснять заказчику и руководству, почему кнопка оказалась именно тут, а не там, и куда она ведет. А еще, сколько компания потеряет, если эту кнопку никто не заметит. Почему на макетах есть орфографические ошибки, и почему не досмотрели, что логотип перевернут.
Лучше спроси маму или коллег
Мне нравится книга Роба Фитцпатрика «Спроси маму». Эта книга учит проверять правоту своих бизнес-идей так, чтобы даже мама смогла дать конструктивную обратную связь, а не говорила то, что вы хотите услышать. Не стесняйтесь также обращаться к «коридорным» тестированиям и просить коллег о помощи. Общайтесь с сотрудниками из других подразделений, чтобы понять, насколько прозрачен процесс для тех, кто далек от него.
Не кради у «Тинькофф»
У Альфы тоже на кради. И у АК Барс не начинай красть, потому что копировать — плохо. В каждой отрасли есть лидеры рынка, которые однажды покорили свой Эверест. В каждой отрасли есть те, кто выполняет роль локомотива, и те, кто довольствуется позицией догоняющего. Как бы ни был притягателен феномен магазина Zara (Inditex S.A.) и их бизнес-модель копирования «подиумного» ассортимента, ищите прорывные решения.
Не следуйте слепо за лидерами рынка, но не отказывайтесь и от конкурентного анализа. Старайтесь всегда ставить под сомнение то, что уже сделали другие, и то, что сделали вы сами. Тогда вы создадите лучший продукт, а гнаться будут уже за вами.
Защищайте свои решения
Не деритесь за них до потери вашего пульса или пульса заказчика, но помните: как бы ни хотели помочь вам руководители, инвесторы и т.д., чтобы быть уверенными в своих предложениях, они должны пройти полный самостоятельный путь бизнес-анализа.
Вам могут дать совет, гипотезу, аргументы, но не бегите исправлять сценарии по первому зову. Разбирайтесь, проверяйте, оставайтесь открытым к предложениям, не теряя адекватность. Не забывайте про возможные ограничения как в работе смежных систем, так и в доступных компонентах для дизайна. Помните об ограничениях сроков разработки, если это ИТ-команда, и других возможных препятствиях, о которых могут не знать те, кто предлагает вам что-то переделать.
Анализируйте шире, чем happy path
В клиентских путях могут и должны быть ошибки, вызванные ограничениями смежных систем, недоступностью функционала в момент времени или какими-то другими ограничениями. Ограждайте пользователей от попадания в тупиковые пути и всегда заранее думайте о том, что может пойти не так.
Каждый бизнес-аналитик должен построить МетаДОМ, посадить гипотезу и вырастить решения. Focus on opportunities with us — join our MetaHouse! Using business analytics to create awesome mobile apps.
не очень заголовок для этого ресурса. тут половина посетителей уверена, что так или иначе тинькоф у них крадет.
Можно коротко, в чем суть ?
Отличная статья! За «Спроси маму» отдельный респект, на все времена книга )
Отличная статья!
все в точку! Особенно откликнулось про то, что никогда не надо бояться спрашивать. Страх показаться глупым или некомпетентным в итоге ведет к ошибкам, которые дорого стоят, как компании, так и самому специалисту.
Отличная статья
Комментарий недоступен
Спасибо за совет про книгу Спроси маму, добавила в список чтения