«Я плакала после пятого занятия»: как проходят онлайн-курсы по ремеслу

Средний индекс доходимости онлайн-курсов в диджитал 59%, а дистанционные курсы по ремеслу оканчивают всего 40%. Это в два раза меньше, чем в аналогичных курсах в офлайне. Разбираемся на примере профессии «Ювелир», почему ученики не доходят до защиты диплома, хотя стоимость онлайн-обучения в два раза ниже, нет транспортных расходов и учиться можно в своем темпе.

«Я плакала после пятого занятия»: как проходят онлайн-курсы по ремеслу

Привет, меня зовут Кристина Боброва, я маркетолог в Русской Академии Ремесел, анализирую эффективность рекламных каналов продвижения, изучаю, как люди выбирают заочные курсы, и что мешает слушателям курсов окончить обучение.

Слушатели эмоционально выгорают

Когда ученики записываются на курс «Ювелир», они вдохновлены. Одни представляют эскизы украшений, другие хотят освоить необычное хобби, а третьи подсчитывают сколько денег принесет им новая профессия. Но спустя пару недель эйфория проходит: нужно посмотреть шестьдесят часов лекций, сдать шесть зачетов, освоить вальцовку, волочение, сверление, научиться работать надфилем, горелкой и круглогубцами.

Я плакала после пятого занятия, не собиралась оплачивать обучение до конца и хотела бросить. У меня не получалось обручальное кольцо, девочки сделали украшение с первого раза, а я — с третьего. Еще были проблемы с пайкой, я неровно пилила, не замечала ошибок и казалось, что ювелирка — это не мое.

Наталья, слушатель курса «Ювелир»
Одно из сложных изделий для учеников — кольцо с глухой закрепкой. Слева — изделие с нефритом после неудачной пайки. Справа — удачный вариант спаянного каста, который получился с третьей попытки
Одно из сложных изделий для учеников — кольцо с глухой закрепкой. Слева — изделие с нефритом после неудачной пайки. Справа — удачный вариант спаянного каста, который получился с третьей попытки

Бросить учебу вы всегда успеете. Чтобы не опустить руки, попробуйте следующие советы:

  • Напишите в личные сообщения преподавателю курса и расскажите о сложностях. Наставник посоветует дополнительные материалы, подбодрит и замотивирует.
  • Спросите в чате сокурсников, как они осваивают ювелирные техники. Наверняка вам подскажут, чем и как придерживать детали кольца при пайке, чтобы они не разваливались. Опыт чужих ошибок даст ощущение, что вы не одиноки в своих сложностях.
  • Не бросайте заниматься из-за временной неудачи: у одних не получается пайка, у других — выпиловка. Дайте себе время освоить навыки и не корите себя.

Не находят время для практики

В плане обучения на практическую работу заложено 146 академических часов. Слушатели смотрят подробные видеоуроки и по технологическим картам делают в порядке от простого к сложному: выпиловку, обручальное кольцо, гарнитур с серьгами и кольцо «Тиффани».

В онлайн-обучении нужно не только сделать украшение, а еще отснять процесс изготовления, сфотографировать изделие и отправить наставнику, чтобы получить обратную связь и поправить работу, а иногда переделать украшение полностью.

Когда не удается сделать кольцо или цепь со второго-третьего раза, часть слушателей бросает обучение.

Я давно хотела выучиться на ювелира, это не спонтанное решение, но представление о деле было совершенно другое. Планировала заниматься вечерами, когда ребенок будет спать, но уже после первого практического задания поняла, что задумка провалилась.

Мне было сложно соединить два края кольца, металл никак не хотел слушаться. А одновременно держать горелку и управлять припоем — задача не из лёгких. Мучений было много! Я начала отставать от других учеников и расстраиваться. После основной работы не всегда были силы и желание заниматься. Когда не получилось плоское кольцо второй раз, подумала, что пора бросать.

Алена, слушатель курса «Ювелир»

Онлайн-курс «Ювелир» — практическое обучение. Не получится слушать уроки, когда идешь на работу, или между делом. Даже тема «Металлы и сплавы» проходит в режиме живого вебинара, поэтому нужно освобождать время для учебы:

  • Поговорите с родными: сможет ли муж быть с ребенком вечерами, получится ли у бабушки забирать детей на выходной, чтобы вы могли практиковаться.
  • Определите задачу на неделю и разделите ее на фрагменты. Например, чтобы выпилить ажур из металла новичку нужно четыре часа, поэтому в понедельник посмотрите видеоурок, а в среду и пятницу — выполняйте домашнее задание. Преподаватели рекомендуют закладывать на практическое занятие по три часа за раз, потому что надо приготовить инструмент, материал, настроиться на работу.
  • Занимайтесь больше в выходные, если нет возможности учиться вечерами. Обучение рассчитано на четыре месяца, но в запасе есть еще два, чтобы каждый успел окончить курс в своем темпе.

Недооценивают сложность ремесла и затраты

Учиться на ювелира тяжело: работа с металлом кропотливая, требует терпения и усидчивости. Плюс вальцы, горелку, надфили, ювелирную пасту — абсолютно все нужно иметь дома в постоянном доступе, чтобы практиковаться. Оборудование дорогое, а вариант с арендой подходит не всем — ювелирные мастерские или коворкинг центры есть не в каждом регионе.

С первого раза практические работы не получаются у восьми слушателей из десяти
С первого раза практические работы не получаются у восьми слушателей из десяти

Вот что советуют преподаватели курсов в онлайн:

  • Подготовьте себя к рутинным задачам. Ювелирное ремесло не осилить штурмом, поэтому не стоит ждать, что все получится с первого раза, понадобится много практики и регулярные усилия.
  • Не нужно покупать для обучения драгоценные металлы. Используйте латунь, медь, нейзильбер — это поможет не только сэкономить, но и избежать проблем с соблюдением законов об обороте драгоценных металлов.
  • Спросите простой инструмент у знакомых: пилки разной толщины, лобзики, круглогубцы, горелку, надфили — это сохранит вам бюджет процентов на двадцать.
  • Поищите подержанное оборудование. Например, ультразвуковую ванну, вальцы, можно купить на Avito по выгодной цене с доставкой. Преподаватель проконсультирует, на что обратить внимание при покупке, чтобы не получить непригодное к работе оборудование.

Мы заинтересованы, чтобы любой человек, который выбрал Русскую Академию Ремесел, прошел обучение до конца. Поэтому перед онлайн-курсами оцените свои желания, возможности, силы, и спросите себя: «Зачем мне обучение?». Если знаете ответ, считайте, что новую профессию получили.

Если заранее знать, что ждет на обучении, можно не только оставаться в рамках запланированного бюджета, но и с легкостью справляться с практикой.

Учились ремеслу онлайн? Поделитесь в комментариях, что было сложнее всего?

2222
20 комментариев

В таком тонком деле не представляю, как можно обходиться без рук мастера на подхвате

3
Ответить

Это действительно сложнее, чем с мастером, который стоит рядом и подсказывает.
В небольших городах, к сожалению, не находится желающих передавать мастерство (плодить конкурентов). Поэтому пробовать и ошибаться самостоятельно - неплохой выход :)

1
Ответить

Просто в учебный план надо включить практическое задание «поплакать». Превентивно, так сказать)))

2
Ответить

Это, без шуток, хорошая идея) у нас такое есть на некоторых курсах. На неделях после тяжёлых заданий есть разгрузочные вебики где все жалуются как им тяжко)

1
Ответить

Точно))

Ответить

А сколько людей, которые окончили курсы ювелира, потом реально работают ювелирами?

1
Ответить

Те, кто прошли через онлайн-обучение, практически все. Чаще всего организуют ремонтные мастерские в своём городе. Или создают авторскую ювелирку, продают онлайн или на маркетах.

2
Ответить