(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20845348, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20845348, 'hit', window.location.href);

Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы

Обученность персонала влияет на развитие компании, но далеко не всем сотрудникам нравится учиться. Приходится искать эффективные методы мотивации. Один из них — геймификация.

В этой статье показываем на реальных примерах, какие бывают способы геймификации, как внедрять элементы игры в обучение и какие для этого нужны инструменты.

На связи команда iSpring. Это четырнадцатая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 6 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

Что такое геймификация

Простыми словами, геймификация — это использование элементов игры в обучении и других сферах для повышения интереса к процессу. Термин ввёл ещё в начале 2000-х разработчик Ник Пеллинг. По его мнению, использование механизмов игры упрощает взаимодействие со сложными задачами.

Например, обучающий курс может быть сделан в виде путешествия или детектива. В этой игре сотрудники учатся решать конфликты.

Пример интерактивного курса команды «Как я встретил ваши правки» с турнира разработчиков «iSpring.Вызов 2023»

Сейчас геймификация используется везде: в учёбе, на работе, в рекламе, повседневной жизни. Простой пример: в Apple Watch элементы игры направлены на повышение мотивации к спорту — нужно каждый день закрывать «Кольца активности». Для некоторых это становится главной целью дня.

По такому же принципу геймификация работает в корпоративном обучении.

Элементы геймификации

Чтобы научиться применять геймификацию, нужно узнать об основных игровых приёмах, которые принято использовать.

1. Постановка цели. Как и в игре, обучающий курс с элементами геймификации должен вести к конкретному результату — победе. Сотрудник должен понимать цель обучения. Например, к концу игры он научится работать в программе или решать какие-то рабочие задачи. Таким образом сможет вырасти из новичка до опытного сотрудника.

В этом курсе с элементами игры новичка готовят к работе на кухне. Сотрудник на первом слайде узнаёт, какой результат обучения его ждёт

2. Интересный сюжет. Элементы повествования делают обучение увлекательным и эмоционально насыщенным. Для этого нужно придумать захватывающую историю и написать сценарий, по которому сотрудник будет проходить путь героя: выполнять задания и получать награды.

Курс с интересной сюжетной линией от компании Field Force Academy

3. Уровни: от простого к сложному. Разделение обучения на уровни создаёт чёткую структуру и позволяет участникам постепенно продвигаться вперёд, получая знания на каждом этапе.

Пример разделения на уровни от iSpring Academy. Новый уровень открывает доступ к более сложным и продвинутым материалам и заданиям

Есть и другие варианты разделения на уровни. Например, команда «Voxys на драйве» представила на турнире разработчиков «iSpring.Вызов 2023» курс, в котором обучающийся должен получить доступ ко всем папкам с заданиями с помощью пин-кода. В результате у сотрудника появляется дополнительная цель — открыть все папки.

Пример курса от «Voxys на драйве», где для доступа к папкам нужно получить пин-коды в процессе игры

Можно реализовать поэтапное обучение ещё проще — объединить несколько курсов разной сложности в общий учебный план. Например, «Начинающий SMM-специалист», «Опытный SMM-специалист» и «Гуру SMM». Чтобы сотрудник достиг высшего уровня мастерства, он должен по очереди пройти все курсы.

4. Наглядный прогресс обучения. Отображение информации о том, на каком этапе находится сотрудник и сколько уровней осталось пройти, мотивирует продолжать игру и стремиться к новым достижениям. Во многих системах дистанционного обучения (LMS) данные отображаются автоматически при прохождении курса.

Пример отображения прогресса обучения в iSpring Learn. Сотрудник видит процент прохождения курса и стремится достичь 100%

5. Рейтинг. Таблица лидеров создаёт здоровую конкуренцию и мотивирует к достижению целей. Таким образом сотрудники могут следить за своими успехами и сравнивать их с прогрессом других игроков, чтобы стремиться к лучшим результатам.

Отображение таблицы лидеров в iSpring Learn: рейтинг формируется на основе набранных баллов и полученных бейджей

6. Баллы. За успешное выполнение заданий и достижение целей участники получают баллы, которые влияют на позицию сотрудника в рейтинге, а также их можно обменять на товары или сертификаты в фирменном магазине.

Пример магазина подарков, который можно подключить к системе дистанционного обучения iSpring Learn. Большинство современных LMS имеют такую функциональность

7. Бейджи. Это особые награды, которые имеют своё уникальное название и изображение, отражающее конкретное достижение или навык. Например, лучший мерчандайзер по результатам рейтинга.

Примеры бейджей на платформе iSpring Learn. На платформе можно самостоятельно делать такие награды: добавлять подписи и картинки

8. Полный список наград. Участник должен видеть суммарно все награды, которые получил за успешное выполнение задач, — это дополнительный стимул, подчёркивающий его достижения в обучении.

Пример отображения полученных баллов в iSpring Learn. Сотрудник в любой момент может посмотреть список наград и своё место в турнирной таблице

9. Обучение в команде. Можно сделать групповой интерактивный курс с форумами и чатами, где сотрудники будут обсуждать сложные уровни и вместе выполнять задания. Такой формат сблизит команду, а также позволит выявить лидеров.

Ещё один вариант — геймифицировать обучение на рабочем месте. Весь этот процесс можно проводить с помощью обучающей платформы. Например, сотрудник заполняет чек-листы, загружает фотографии рабочего места, указывает время выполнения задачи. Наставник всё это проверяет, ставит оценки и начисляет баллы.

В LMS ServiceGuru для ресторанов и других компаний сферы услуг сотрудник может заполнять чек-листы, загружать фотографии и фиксировать время выполнения задачи

В интерактивном обучении персонала можно использовать как все элементы сразу, так и некоторые из них. Главное — не перенасытить учебный материал игрой. Сотрудник должен сохранять связь с реальностью и понимать, что полученные знания он будет потом применять в работе.

Геймификация обучения персонала: плюсы и минусы для бизнеса

По данным научных статей педагогов, психологов и менеджеров, методика хорошо работает в корпоративном обучении. Исследование 2023 года компании интернет-рекрутмента Zippia показало, что 90% сотрудников из разных американских компаний стали более продуктивными и заинтересованными в обучении и работе благодаря игровому формату.

Однако кроме плюсов российские и зарубежные эксперты выделяют и недостатки геймификации, которые стоит учитывать. Разберём подробнее нюансы использования методики.

Ускоряет обучение. Интерактивный формат стимулирует сотрудника продолжать учиться, в результате обучение проходит быстрее. Потому что сотрудник стремится поскорее пройти все уровни и получить все награды.

Повышает интерес к учёбе. По теории мотивации Портера-Лоулера, получение результатов и вознаграждения за вложенные усилия влияет на повышение интереса сотрудника к работе и учёбе. Получение баллов и бейджей, повышение в рейтинговой таблице отражают успех сотрудника. Всё это вызывает выброс дофамина, а положительное подкрепление создаёт приятные впечатления от учёбы.

Усиливает эффективность обучения. Интерактивные курсы позволяют визуально оформить сложный теоретический материал. Например, в виде диалога с персонажем или инфографики с использованием анимации. Материал в таком формате легче воспринимается.

Позволяет отработать навыки на практике. Для обучения сотрудников на практике можно использовать диалоговые тренажёры, симуляторы ПО и другие интерактивности. Сотрудник отработает навыки общения с клиентами, научится работать в программах, раскладывать товар в торговом зале и другим рабочим задачам.

Укрепляет отношения в коллективе. Совместные задания помогают сотрудникам почувствовать себя частью команды, научиться вместе решать проблемы и обмениваться знаниями.

Положительно влияет на имидж компании. Снижается уровень текучести персонала и повышается интерес талантливых специалистов к компании, где о них будут заботиться и предоставлять разные возможности для обучения.

Геймификация как самоцель. Итоговой целью обучения должно оставаться развитие навыков сотрудников, а не победа в игре и получение бейджа «Лучший продавец». Если курс слабо ориентирован на развитие умений и получение новых знаний, то геймификация окажется бессмысленной.

Краткосрочный эффект. Со временем сотрудникам могут надоесть одни и те же игровые механики. Для сохранения интереса и эффекта от геймификации нужно придумывать новые способы вовлечения: делать разветвлённые сценарии электронных курсов, работать над дизайном.

Стимулирует соперничество. Рейтинги повышают желание сотрудников быть лучше среди остальных, но превосходство может навредить командной работе. Чтобы не допустить этого, не нужно стимулировать конкуренцию между членами одной команды.

Требует ресурсов. Для внедрения геймификации в обучение сотрудников необходимы специальные инструменты: конструктор курсов, система дистанционного обучения с имеющимися элементами геймификации. В некоторых случаях может потребоваться привлечение специалистов: разработчиков и дизайнеров.

Как внедрить геймификацию в обучение персонала

С добавлением геймификации в обучение могут справиться методисты и специалисты HR-отдела, если умеют работать на платформе дистанционного обучения и создавать материалы в конструкторах онлайн-курсов.

В этом разделе мы рассмотрели этапы внедрения геймификации в корпоративное обучение.

1.Определить цели и потребности аудитории

Нужно понимать, для чего внедрять геймификацию. Например, ускорить адаптацию новичков, сделать обучение эффективнее, сократить текучку персонала. Важно отталкиваться от насущных проблем компании, но не забывать, что геймификация — один из инструментов, не единственный.

Нет гарантии, что геймификация точно сработает в любой компании и повысит мотивацию к обучению. Например, сотрудники могут быть не вовлечены в обучение из-за постоянных переработок и низкой зарплаты. В таком случае баллы и бейджи не повысят их интерес к учёбе.

Геймификация не должна осложнять жизнь сотрудников, поэтому для начала нужно изучить их потребности и решить насущные проблемы компании

Работа с аудиторией. Перед внедрением геймификации в обучение нужно проанализировать аудиторию: должность сотрудников, возраст, пол, комфортные способы усвоения информации (видео, картинки, традиционные лекции), предпочтительные форматы обучения (групповое, индивидуальное), отношение к играм и рейтингам.

Может оказаться, что многим сотрудникам удобнее усваивать материал из текстовых лекций и руководствоваться чёткими инструкциями. В таком случае игровой формат не подойдёт.

В остальных случаях сбор информации поможет определить основу для сценария курса. Отталкиваясь от интересов сотрудников, получится определиться с игровым миром — местом развития сюжета.

Например, сделать обучающий материал в стиле вселенной Дж. Р. Р. Толкина или придумать что-то новое на основе интересов сотрудников. Возможно, некоторым больше нравится стилизация под реальную работу.

Интерактивное задание из курса для мерчандайзеров. Нужно переставлять продукты с помощью курсора

2. Использовать геймификацию в существующем обучении

Суть этого способа в геймификации платформы. Для этого нужна система дистанционного обучения, где есть такие функции. Сам обучающий материал может быть неигровым, но элементы игры можно добавить в процесс: включить начисление баллов, награждение бейджами, отслеживание позиции в рейтинге.

В нашем блоге есть статья с обзором 10 платформ для геймификации обучения сотрудников, которая поможет выбрать лучший вариант для компании.

В iSpring Learn можно настроить геймификацию, например создать бейджи

3. Добавить элементы игры в онлайн-курсы

Можно сделать интерактивный квест из обучающих материалов в конструкторе курсов. Например, в iSpring Suite есть возможность формирования разветвлённых сюжетов, добавлять персонажей, анимацию, тренажёры.

Пример создания персонажа в iSpring Suite. Таким образом можно сделать виртуального наставника, который будет сопровождать сотрудника в игре

Чтобы создать такой курс, нужно подготовить сценарий с уровнями, действиями, наградами. Можно использовать игровой жанр «визуальная новелла» — обучение в виде чтения увлекательного рассказа с картинками и видео, но с возможностью взаимодействовать с контентом. Например, принимать решение: выбирать вариант ответа в диалоге или конкретное действие.

По похожей схеме можно сделать диалоговый тренажёр, с помощью которого сотрудники могут отработать навыки общения с клиентами и партнёрами.

Пример диалогового тренажёра. Реплики должны быть максимально приближёнными к реальному общению и ситуациям, с которыми может столкнуться сотрудник

Принцип работы в конструкторе курсов похож на создание презентаций в Microsoft PowerPoint. Но функциональность значительно больше: позволяет добавлять различные интерактивности. Например, движение по слайдам не по порядку, а в зависимости от ответа пользователя, настраивание действий (триггеров).

Разветвлённый сценарий может выглядеть так.

Пример схемы сценария для диалогового тренажёра от студии New York. Сюжет, насыщенный событиями, сделает онлайн-курс более вовлекающим

Ещё больше об игровых механиках в нашей статье «22 книги по геймификации в бизнесе и обучении персонала в 2024 году».

4. Объяснить сотрудникам цели обучения

На первых слайдах электронного курса нужно объяснить сотрудникам, какие навыки они будут развивать и какое вознаграждение получат (бейджи, сертификат).

Для раскачки можно предложить сотруднику пройти тест, чтобы выявить пробелы в знаниях. Например, в курсе по тайм-менеджменту пользователь выполняет задание и понимает, что у него нет навыка планирования, а профессор ему объясняет, чему научит его эта игра.

Пример объяснения целей обучения в интерактивном курсе по тайм-менеджменту

5. Создать условия для общения сотрудников

Реализовать общение между сотрудниками можно с помощью форумов и чатов. Чтобы внедрить больше взаимодействия в онлайн-курс, можно разработать групповые квесты. Такой подход способствует обмену знаниями и сплочению команды.

Если нет возможности делать групповые онлайн-квесты, можно добавить в курс проводника-наставника, что тоже создаст эффект сближения с командой.

Пример диалогового тренажёра с наставником, обучающим новичка. Можно использовать эмодзи, чтобы сделать общение более дружеским

6. Использовать дружескую конкуренцию

Дух соперничества стимулирует сотрудников быстрее и лучше учиться, чтобы обойти своих коллег в рейтинге. Например, в компании Domino’s Pizza сделали игру Pizza Hero, в котором новые сотрудники соревнуются, обучаясь приготовлению пиццы. Таким образом они быстрее запоминают рецепты и стремятся стать лучшим пиццмейкером.

Симулятор приготовления пиццы Pizza Hero. Создание такой игры требует больше затрат, чем обычные онлайн-курсы, но делает ещё сильнее вовлечение сотрудников

Кроме того, можно периодически проводить игры, похожие на «Свою игру» или «Что? Где? Когда?». Вопросы должны быть связаны с рабочими заданиями и направленными на повторение материала. Например, в юридической компании Cooley проводили соревнования между группами «наставник — новичок», которые боролись за звание «Лучший дуэт».

При этом рейтинговую систему нужно использовать так, чтобы соревнование оставалось дружеским, особенно если обучаются сотрудники одного отдела. В таком случае лучше делать не общие турнирные таблицы, а в зависимости от развитых компетенций, чтобы у каждого был шанс оказаться профессионалом в какой-то сфере. Это снизит риск появления агрессивной конкуренции и повысит интерес к учёбе.

7. Постоянно вовлекать в обучение

В компании нужно выстроить систему пиара курсов: отправлять рассылки и напоминания, публиковать отзывы сотрудников. У сотрудников нужно вызвать интерес к новому курсу, что тоже влияет на вовлечённость.

В первом письме стоит рассказать, о чём этот обучающий материал и что в нём увлекательного. Потом периодически напоминать о дедлайнах и достижениях. Например, если сотрудник начал проходить курс, но не возвращался к нему долгое время, можно ему об этом напомнить, как делают в приложении Duolingo для изучения иностранных языков.

Пример email-рассылки от Duolingo. Таким образом можно отправлять уведомления о назначенных курсах, получении наград и сертификатов. Это стимулирует сотрудника вновь зайти на платформу и продолжить обучение

8. Измерять результаты геймификации обучения

Для оценки эффективности внедрения элементов игры в курсы нужно изучать статистику: все ли сотрудники полностью проходят обучение, какие уровни оказываются наиболее сложными, сколько набирают баллов. Всё это позволяет улучшить курс, упростить уровни, если они оказались сложными для большинства сотрудников.

Во многих современных системах дистанционного обучения статистика формируется автоматически. Руководитель отдела обучения или подразделения в любое время может посмотреть данные об обученности сотрудников.

Пример отображения статистики в iSpring Learn: можно посмотреть статус прохождения курсов, результаты обучения и ошибки в заданиях

Кроме того, можно настроить получение обратной связи от сотрудников. Например, оценки и отзывы о курсе. Периодические опросы помогут узнать о том, какие материалы показались сотрудникам полезными, а какие — нет, что нужно добавить или убрать.

В нашем блоге есть статья, как превратить урок в игру, где можно узнать ещё больше об этапах внедрения этой методики.

Платформа для геймификации обучения iSpring Learn

На платформе iSpring Learn можно учиться с любых устройств

Система дистанционного обучения iSpring Learn позволяет настроить разные способы геймификации: начисление баллов и бейджей за пройденные курсы, выдачу сертификатов, включение рейтинга, магазина подарков и различных уведомлений.

Например, в холдинге S8 Capital выбрали эту платформу из-за возможности геймификации. Сотрудники получают баллы за пройденные курсы и могут их обменять на подарки в фирменном магазине — купить толстовки, зонты, рюкзаки или книги. В результате сотрудники стали активно учиться.

Вместе с платформой iSpring Learn удобно использовать конструктор курсов iSpring Suite, чтобы создавать интерактивные курсы с разветвлённым сценарием, диалоговыми тренажёрами и разными другими игровыми механиками.

Пример создания курса в конструкторе iSpring Suite. В библиотеке контента множество готовых персонажей, фотографий, фонов и других визуальных элементов

Готовый интерактивный курс нужно загрузить в систему дистанционного обучения, где дополнительно можно настроить геймификацию процесса.

Таким образом, с помощью решений iSpring получится сочетать два способа вовлечения: увлекательный игровой курс + получение достижений на платформе. Такой подход может оказаться ещё эффективнее.

Резюме

  • Геймификация в обучении повышает вовлечённость сотрудников, упрощает процесс усвоения нового материала и позволяет отработать навыки на практике. Кроме преимуществ есть и некоторые недостатки этой методики. Например, дополнительные затраты.
  • Добавить элементы игры в обучение можно двумя способами. Во-первых, настроить геймификацию на платформе (LMS): баллы, бейджи, рейтинг или магазин подарков. Во-вторых, создать игровой курс с нуля. Для этого нужен конструктор курсов, где можно делать диалоговые тренажёры, викторины и настраивать различные действия пользователя.
  • Основные этапы внедрения игровых элементов в обучение: определить цели, выбрать способы реализации, типы вознаграждений, обеспечить социальное взаимодействие, добавить немного дружеского соперничества и оценить эффективность.

Итак, добавить геймификацию в обучение не так сложно, но нужно чётко понимать, зачем это нужно и какой результат принесёт конкретной компании. Если вдумчиво подойти к использованию этой методики, сотрудники будут с радостью учиться и вести компанию к успеху.

0
2 комментария
Юрий Копорх

Важно использовать подходящие элементы игры, чтобы сделать обучение интересным и мотивирующим для сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
iSpring
Автор

Юрий, спасибо за комментарий! Да, согласны с вами :) Интересный сюжет курса, уровни, рейтинги и бейджи помогают вовлечь сотрудников в обучение.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда