(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20845348, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20845348, 'hit', window.location.href);

Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

5 кейсов внедрения в российских корпорациях: «Тинькофф», «Теле2», «Озон», «Авито», «Додо Пицца»

Для роста компании и уменьшения ошибок в бизнес-процессах обучать сотрудников нужно постоянно, а не раз в полгода-год на очных семинарах. При офлайн-обучении часть знаний теряется, возникают трудности с проведением обучения, арендой помещения, трансфером. Электронное обучение при минимальных затратах способно закрыть большинство задач по обучению сотрудников и партнёров.

В этой статье рассказываем, зачем запускать электронное обучение, что для этого нужно и каких результатов поможет достичь на примере 5 крупных российских компаний.

На связи команда iSpring. Это тринадцатая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 6 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

Что такое электронное обучение и почему компании его запускают

Электронное обучение (или eLearning) — это форма обучения, основанная на использовании дистанционных систем и интернета. Пользователи получают доступ к обучающим материалам (видеолекциям, курсам, тестам), используя браузер или мобильное приложение.

Прорыв в обучении с помощью компьютеров произошёл ещё в 1960-х годах, когда компания IBM разработала программу дистанционного обучения Coursewriter. Преподаватели Альбертского университета в Канаде получили возможность через эту систему отправлять учебные материалы и оценивать задания. Электронное обучение упростило работу преподавателям и позволило обучить более 20 000 студентов.

Сейчас онлайн-подход используется не только в учебных заведения, но и в компаниях для профессионального обучения сотрудников. Электронный формат позволяет делать курсы с разветвлёнными сюжетами и даже в виде игр. Большинство пользователей учатся с удовольствием, когда учитывают их интересы и создают увлекательные обучающие материалы.

Благодаря интерактивности сотрудники могут увлечься процессом и учиться во время обеденного перерыва или после работы вместо просмотра сериалов

Для компаний крайне важна заинтересованность сотрудников в обучении:

  • Профессиональное развитие кадров способствует улучшению бизнес-процессов и повышению дохода компании.
  • Процесс адаптации новичков проходит быстрее. Предварительное обучение можно провести до выхода на работу, а потом закрепить знания на рабочем месте.
  • Улучшается имидж компании. Сотрудникам нравится работать в местах, где о них заботятся и бесплатно предоставляют профессиональное обучение. Поэтому активно советуют компанию другим специалистам.

Кроме того, компаниям не нужно больше затрачиваться на аренду помещения, командировку сотрудников, оплату услуг бизнес-тренеров и наставников. Особенно это удобно для компаний с большим количеством филиалов в разных регионах.

Подробнее по теме:

Возможности электронного обучения для российских компаний

Основная задача электронного формата совпадает с очным — обучить сотрудников. Но используются другие методы, благодаря которым этот формат можно подстроить под любого сотрудника и сделать обучение более эффективным.

  • Доступность. Сотрудники могут учиться в удобное для них время с любых устройств и выбирать подходящий для них темп обучения. Например, по пути с работы или по вечерам под приятную музыку.
  • Интерактивность. Разветвлённые сюжеты и тренажёры для отработки навыков, различные форматы тестов, рейтинги, бонусы на правильные ответы — всё это делает обучение интересным, напоминающим игру.
  • Повторяемость. Дистанционное обучение решает проблему быстрого забывания материала, потому что можно настроить повторение через разные промежутки времени, что сложно организовать при очном формате.
  • Индивидуализация обучения. Электронное обучение позволяет составлять персональные планы для каждого сотрудника в соответствии с уровнем их знаний или предпочтительным форматом.
  • Статистика обучения. Электронное обучение позволяет формировать отчёты об обученности сотрудников, их заинтересованности в изучении новых тем, сложности материала. Если какая-то тема покажется слишком скучной, методисты могут оперативно изменять учебные курсы и подстраивать их под запросы аудитории.

Кроме того, электронное обучение позволяет использовать одни и те же материалы для сотрудников филиалов по всей стране. Поэтому не придётся организовывать тренеру командировку во Владивосток, если команде требуется обучение. Достаточно назначить курс и проверить знания с помощью тестов.

Преимущества и недостатки электронного обучения

Онлайн-обучение может составить конкуренцию очному формату. При этом к выбору формы обучения нужно подходить с учётом не только преимуществ, но и недостатков.

Перед внедрением онлайн-обучения в компании необходимо продумать, как решить эти проблемы. Например, мотивировать сотрудников можно с помощью премий или подарков.

В некоторых компаниях успешно сочетают дистанционное и очное обучение, чтобы использовать преимущества каждого формата.

Этапы внедрения электронного обучения в компанию

Запуск онлайн-обучения — это комплексный процесс, который нужно планировать и последовательно проходить все этапы. В блоге iSpring есть статья о том, как запустить электронное обучение с нуля за 7 шагов. Чтобы было проще понять алгоритм, мы сделали чек-лист из нашего материала с некоторыми дополнениями:

Электронное обучение — это непрерывный процесс, требующий постоянного отслеживания эффективности и внесения улучшений. Для этого могут понадобиться отдельные сотрудники: авторы курсов, администратор, технический специалист.

Чтобы уменьшить количество сотрудников, отвечающих за онлайн-обучение в компании, лучше выбирать инструменты без технических сложностей. Например, конструкторы курсов, в которых смогут создавать материалы специалисты компании даже без опыта в педагогическом дизайне.

Кроме того, нужно подготовить понятные инструкции по работе в СДО для пользователей, чтобы дополнительно не нанимать администратора. Тогда с добавлением обучающихся на платформу справится любой HR-специалист. В таком случае будет достаточно 1-2 специалистов в отделе обучения.

Примеры внедрения электронного обучения

Сейчас многие компании стремятся оцифровать обучение сотрудников, партнёров или клиентов, потому что это дешевле и удобнее. В этом разделе рассказываем, как крупные российские компании запустили дистанционное обучение и какие результаты получили: «Додо Пицца», «Тинькофф», «Теле2», «Озон», «Авито».

Опыт запуска электронного обучения в «Додо Пицце»

Франчайзинговая сеть ресторанов «Додо Пицца» включает около 1000 заведений по всему миру. Для сохранения уровня качества продукции и обслуживания обязательно обучают франчайзи-партнёров, которые решили купить пиццерию этого бренда. Раньше это делали очно в Сыктывкаре в течение трёх недель.

В «Додо Пицце» работает около 37 тысяч сотрудников, которых нужно регулярно обучать

Ежегодно количество управляющих пиццериями активно увеличивалось, обучать очно новых сотрудников стало неподъёмной задачей. В компании решили запустить обучение с помощью вебинаров, но оказалось, что тренеры не справляются с нагрузкой, нужно нанимать ещё больше наставников — это дополнительные расходы.

Определили задачу: обучать сотрудников в онлайн-формате во всех регионах присутствия компании, чтобы уменьшить нагрузку на тренеров и снизить затраты на очное обучение. Кроме того, расширить обучение на менеджеров и кассиров.

Процесс внедрения и проведение онлайн-обучения

Специалисты учебного центра компании решили создавать электронные курсы. Для этого понадобилось два инструмента: конструктор курсов и система дистанционного обучения для размещения обучающих материалов, автоматической проверки заданий и сбора статистики.

Для выбора СДО и конструктора курсов составили список из 61 критерия. Среди них удобство интерфейса, простота использования, чтобы с инструментами мог справиться любой пользователь.

По этим критериям протестировали несколько СДО и конструкторов курсов

В результате выбрали систему дистанционного обучения iSpring Learn и конструктор электронных курсов iSpring Suite. Инструменты хорошо работают вместе, курс из конструктора можно в один клик опубликовать на платформе.

Для начала сделали курс для франчайзи «Управление пиццерией», состоящий из 13 модулей: от истории компании до приготовления пиццы и работы с возражениями клиентов. Чтобы создать эффект «живого» взаимодействия с тренером, записывали видео и озвучивали слайды.

Пример курса для управляющих заведениями «Додо Пицца»

Каждый модуль заканчивается проверкой полученных знаний. Например, управляющий должен составить график работы для сотрудников на неделю. Все задания из реальной практики, чтобы подготовить управляющего к работе.

Пример домашних заданий для управляющих пиццериями

Только после сдачи экзамена управляющий получает электронный диплом и возможность работать в пиццерии. Как отмечает бизнес-тренер компании, «если спустя полгода после открытия у пиццерии нет аттестованного управляющего, выносится предписание о закрытии ресторана».

Постепенно электронное обучение расширилось на менеджеров, кассиров, сотрудников службы поддержки.

Результаты запуска онлайн-обучения «Додо Пиццы»

С запуском дистанционного обучения компания смогла достичь поставленных целей.

  • Больше 50% сотрудников «Додо Пиццы» учатся онлайн в удобное время.
  • Обучение по единому стандарту, то есть сотрудники из разных регионов находятся в равных условиях.
  • Снизилась нагрузка на тренеров. Теперь достаточно записать серию видеоуроков, а не каждый раз проводить вебинары для новых групп.
  • Ускорился срок адаптации стажёров — 2 недели вместо 2 месяцев.
  • Улучшилась успеваемость сотрудников на 40% по сравнению с очными тренингами.

Подробнее об опыте внедрения онлайн-обучения в «Додо Пицце» можно узнать из выступления на конференции iSpring Days:

Опыт внедрения электронного обучения в «Тинькофф»

В российском банке «Тинькофф» работает больше 50 тысяч сотрудников, которых нужно постоянно обучать. Потому что понимают, что рост компании напрямую зависит от профессионализма работающих в ней специалистов. Кроме того, забота о развитии персонала повышает имидж компании как работодателя.

По версии Forbes, «Тинькофф» входит в рейтинг лучших работодателей 2023 года

При выборе формата обучения в «Тинькофф» учитывали то, что большинство сотрудников работает удалённо. Менеджеры по развитию персонала предположили, что наиболее эффективным форматом могут стать онлайн-семинары.

Определили задачу: запустить дистанционное обучение для сотрудников и регулярно проводить вебинары, напоминающие «живые» встречи с тренером.

Процесс внедрения и проведение онлайн-обучения

В «Тинькофф» начали искать подходящую платформу. Чтобы сделать правильный выбор, составили список требований:

  • Автоматическая запись вебинаров, чтобы оценивать занятия преподавателя.
  • Демонстрация экрана для показа презентаций, интерфейса программ в процессе обучения.
  • Контроль присутствия сотрудников, чтобы отслеживать, кто посещает вебинары, а кто — нет.
  • Разделение участников на группы, чтобы улучшить обучаемость, так как на вебинарах с сотнями сотрудников, спикер не сможет ответить на вопросы каждого.
  • Проведение тестов и опросов, чтобы сотрудники могли в прямом эфире взаимодействовать с преподавателем.
  • Техническая поддержка 24/7.

В результате в «Тинькофф» выбрали продукты Webinar Group: Meetings и Webinar.

Сотрудник должен подтвердить, что он участвует в вебинаре, а также активно отправлять реакции и задавать вопросы. Система отслеживает его действия и анализирует вовлечённость

Кроме указанных возможностей, в Webinar можно брендировать платформу — эта функция понравилась сотрудникам «Тинькофф», так как даже email-рассылки с объявлениями и напоминаниями можно автоматически оформить в стиле компании.

Онлайн-обучение запускали постепенно. Сначала тестировали формат на четырёх подразделениях банка и постепенно расширяли электронное обучение на весь штат. Автоматические записи вебинаров использовали для оценивания работы спикера и улучшения планов обучения.

В онлайн-формате в «Тинькофф» проводят обучение новичков, чтобы ускорить адаптацию

Результаты запуска онлайн-платформы в «Тинькофф»

  • На платформе стали ежедневно проводить около 400 онлайн-мероприятий для обучения сотрудников разных отделов.
  • Интерактивные онлайн-тренинги с тестами и опросами позволили увеличить уровень активности участников на вебинарах до 70%.
  • Большинство сотрудников стали посещать обучающие тренинги.

На примере «Тинькофф» можно увидеть, что запуск онлайн-обучения — это не разовое действие. Процесс обучения нужно постоянно оптимизировать: улучшать учебные планы, добавлять интерактивности, стремиться к повышению вовлечённости сотрудников.

Опыт запуска онлайн-обучения в Tele2

«Теле2» — известный оператор мобильной связи в России. В компании работает около 9 тысяч сотрудников. Среди них много менеджеров, которые занимаются продажами сим-карт и смартфонов. Всех необходимо своевременно знакомить с новой продукцией, обучать общению с клиентами и мотивировать на работу.

Сейчас в «Теле2» есть платформа для дистанционного обучения сотрудников, но внедряли такой формат постепенно.

Интерфейс платформы для обучения сотрудников «Теле2»

Определили задачу: запустить онлайн-обучение, продумать систему мотивации для сотрудников розницы, чтобы повысить уровень продаж и способствовать активному росту компании.

Процесс внедрения и проведение онлайн-обучения

Решили запустить дистанционную платформу, где сотрудники будут учиться и зарабатывать бонусы, которые можно перевести на счёт мобильного телефона или купить товар в каталоге призов.

В личном кабинете сотрудник видит список задач по обучению и накопленные баллы

Среди российских разработчиков решений для дистанционного обучения специалисты отдела обучения «Теле2» выбрали WebSoft. Из всех функций наиболее важной для компании оказался модуль «Геймификация», который позволяет реализовать систему награждений за прохождение курсов.

В систему мотивации включили бейджи за успешное обучение, сертификаты, рейтинг сотрудников, возможность бонусами оплатить товар или услугу.

Кроме баллов, в личном кабинете сотрудника отображаются бейджи (награды), что повышает желание возвращаться на платформу и проходить новые курсы

Перед внедрением электронного обучения во всей компании в «Теле2» запустили пилотный проект. Отобрали 20 сотрудников из Санкт-Петербурга, подготовили учебные материалы, провели обучение и оценили результаты.

Оказалось, что участники пробного запуска стали на самом деле более мотивированными по сравнению с теми, кто ещё не обучался по новой программе. Благодаря этому увеличился рост выручки со страховок в 6 раз, с продаж устройств — в 4 раза.

Результаты запуска онлайн-платформы в «Теле2»

После того как запустили дистанционное обучение на всех сотрудников из разных регионов России, смогли масштабно оценить эффективность.

  • Вовлечённость сотрудников повысилась до 90%.
  • Общее количество продаж бренда увеличилось на 10%.
  • Адаптация новых сотрудников стала проходить за 9 дней.
  • Запуск электронного обучения окупился за 4 месяца.
График с результатами запуска мотивационной программы на платформе дистанционного обучения

Опыт запуска электронного обучения в «Озон»

Сейчас в компании «Озон» работает около 12 тысяч сотрудников, для которых специалисты отдела обучения используют разные способы подачи материала и системы мотивации. Для этого создали «Ozon Универ», где обучаются не только сотрудники, но и партнёры.

Открытие «Ozon Универа» состоялось в декабре 2023 года

Впервые решили запустить электронное обучение в «Озоне» ещё в 2020 году. Компания решила начать обучать в онлайн-формате специалистов контактного отдела. Сотрудники требовали особого внимания, так как решали проблемы клиентов.

Раньше отдел обучения загружал обучающий материал в гугл-презентации. Новые сотрудники учились неохотно, потому что нужно было переходить по разным ссылкам и просто читать лекции. Адаптация стажёров затягивалась, многие увольнялись.

Определили задачу: ускорить адаптацию новичков, повысить вовлечённость в процесс обучения, снизить текучку сотрудников. Со временем расширить электронное обучение на сотрудников всех отделов.

Процесс внедрения и проведение онлайн-обучения

Для запуска онлайн-обучения понадобилась дистанционная система. Специалисты «Озон» выбрали платформу Teachbase со всем функционалом, необходимым для этой компании.

Пример курса для новичков «Озон» на платформе Teachbase

После этого составили структуру обучения, выделили четыре основных направления:

  • Обучение новых сотрудников. Каждый месяц в компанию устраиваются сотни новых сотрудников, для которых необходима продуманная адаптация. Отдел обучения «Озон» задействует все возможные форматы: видеокурсы, приветственные презентации, интерактивные курсы для отработки навыков.
  • Использование смешанного формата. «Озон» использует обучение на рабочем месте с целью закрепления навыков, полученных при дистанционном обучении. В компании действует принцип «старшие обучают младших», наставниками новичков становятся лучшие сотрудники компании.
  • Плановое обучение сотрудников. Реализуют принцип непрерывного обучения: постоянно проверяют навыки всех сотрудников и составляют планы для обучения.
  • Обучение новым продуктам. Как в любой компании, в «Озон» каждый месяц появляется что-то новое. Платформа дистанционного обучения позволяет быстро знакомить персонал с новыми процессами и продуктами.

Дистанционное обучение сочетают с очным для закрепления навыков. Допускают к отработке умений на практике только после успешной онлайн-аттестации.

Так выглядит процесс обучения в «Озон»: онлайн-курсы, очные тренинги и отработка навыков на рабочем месте под наблюдением наставника

В «Озон» активно используют email-рассылки для обучения. Например, напоминают о правилах русского языка и частых ошибках, чтобы улучшить грамотность сотрудников.

Результаты обученности сотрудников оценивают не только по тому, сколько прошли курсов и насколько успешно, но и по данным CRM-системы. Чем больше клиентских проблем решает сотрудник, тем выше его профессионализм.

Результаты запуска онлайн-платформы в «Озон»

Электронное обучение помогло решить основную задачу и добиться следующих результатов:

  • Быстрая адаптация стажёров и снижение текучки на 20%.
  • Новички за 2 месяца стали выходить на уровень опытных сотрудников.
  • Через 3 года запустили корпоративный учебный портал «Ozon Универ» и расширили онлайн-обучение на всех сотрудников и партнёров.

Опыт запуска онлайн-обучения в «Авито»

«Авито» — одна из самых популярных онлайн-досок для объявлений в России. Ежемесячно сервис посещают больше 60 миллионов человек: публикуют объявления, ищут подходящие товары и вакансии.

График роста аудитории «Авито»

По посещаемости «Авито» обгоняет известные маркетплейсы. Чтобы интернет-сервис продолжал пользоваться популярностью, его нужно постоянно развивать и делать привлекательным для крупных клиентов. Например, для розничной торговли. В «Авито» периодически устраивали очные встречи, где рассказывали о преимуществах и возможностях платформы. Выходило затратно, поэтому проводили их нечасто.

Определили задачу: регулярно знакомить клиентов с преимуществами «Авито», а также новыми функциями при минимальных затратах.

Процесс внедрения и проведение онлайн-обучения

Компания решила проводить вебинары для клиентов. Чтобы реализовать эту задачу, понадобилась платформа. Среди всех известных сервисов для проведения онлайн-обучения выбрали «МТС Линк Вебинары».

Специалистам «Авито» понравилась эта платформа удобным интерфейсом и отзывчивой техподдержкой 24/7.

Пример онлайн-занятия на платформе «Линк Вебинары»

На платформе есть система отслеживания вовлечённости участников вебинара. Спикеры могут отследить, в какой момент слушатели реагировали на информацию, в какой момент было больше всего вопросов.

Такая информация необходима, чтобы улучшить качество и подачу материала: какие действия нужно подробно разбирать, а когда лучше добавить немного юмора, чтобы оживить слушателей.

График вовлечённости в «Линк Вебинары»

Результаты запуска онлайн-обучения в «Авито»

Специалисты «Авито» достигли основной цели. Ежегодно стали проводить более 150 онлайн-встреч с клиентами, что положительно повлияло на имидж компании и повысило доверие пользователей. Кроме того, в компании снизились расходы на организацию тренингов, которые раньше компания проводила очно.

Запланированные вебинары публикуют на сайте «Авито», стать участником может каждый

Как iSpring Learn может помочь в электронном обучении сотрудников

Система дистанционного обучения iSpring Learn имеет все необходимые функции для развития персонала. Исходя из опыта крупных российских компаний, отделы обучения выбирают СДО с удобным интерфейсом, возможностью обучать сотрудников с помощью интерактивных курсов и вебинаров, отслеживать вовлечённость, использовать геймификацию, фиксировать результаты смешанного обучения.

В iSpring Learn удобный интерфейс и большой набор инструментов для обучения сотрудников

Платформу можно запустить за 1 день, настроить под стиль компании и приступить к обучению. Основные возможности iSpring Learn:

  • Удобная оргструктура. Объединение пользователей в отделы и департаменты, красочная организационная схема, наглядные карточки сотрудников.
  • Встроенный конструктор курсов. Можно создавать курсы сразу в системе: делать статьи с видео, картинками, тестами. Это удобно, когда нужно быстро сделать курс, чтобы познакомить сотрудников с новыми продуктами.
  • Траектории обучения. Можно группировать курсы под разные должности и подразделения, например траектория для новичков кассиров. Таким образом легко планировать учебные планы на несколько месяцев вперёд.
  • Функционал для вебинаров. Интеграция с Zoom или Webinar.ru, сохранение записей, планирование вебинаров в календаре, сбор статистики в режиме реального времени.
  • Смешанное обучение. Отслеживание умений сотрудников на практике, формирование листов наблюдений, оценка результатов полевого обучения и сбор статистики.
  • Детальная статистика. На платформе можно сформировать больше 25 отчётов. Например, по успеваемости каждого сотрудника или всего отдела, по сложности курсов или отдельных заданий.
  • Мотивационная система. Сотрудник получает баллы, сертификаты, награды за пройденные курсы. Можно подключить «Магазин подарков», чтобы пользователи могли обменивать баллы на товары.
  • Интеграции. Открытый API позволяет подключать различные сервисы. Например, Битрикс24, 1С:ЗУП, Хантфлоу для подбора персонала.
  • Мобильное приложение. Можно учиться в удобное время со смартфона.

Совместно с СДО удобно использовать конструктор курсов iSpring Suite, в котором можно создавать интерактивные обучающие материалы с разветвлёнными сюжетами, диалоговыми тренажёрами, скринкастами и видеоуроками.

Пример диалогового тренажёра, сделанного в iSpring Suite

Чтобы определиться, подходят ли решения iSpring для запуска электронного обучения в конкретной компании, можно протестировать оба инструмента в течение 14 дней:

Резюме

На примере опыта 5 российских корпораций можно заметить, что цели онлайн-обучения различаются. Поэтому важно выбирать платформу, ориентируясь на потребности конкретной компании. Например, для «Теле2» важно, чтобы в СДО были разные инструменты для настройки системы мотивации сотрудников.

Таким образом, для выбора системы дистанционного обучения нужно составить список критериев, важных для компании, и обязательно проверить платформу на практике с помощью пилотного запуска.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда