(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20845348, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20845348, 'hit', window.location.href);

Обзор системы Moodle: как использовать в России

Moodle — популярная система для дистанционного обучения (СДО, или LMS). Платформой пользуются больше 400 млн человек со всего мира. Распространяется бесплатно, позволяет обучать неограниченное число пользователей, имеет открытый исходный код для настройки под нужды организации.

В этой статье рассказываем о возможностях использования Moodle для российских пользователей: какие инструменты доступны, как можно расширить функционал, каким организациям может подойти эта система.

На связи команда iSpring. Это уже девятая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 6 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

Возможности использования Moodle в России

Платформа электронного обучения «Томского государственного университета» на базе Moodle

Система дистанционного обучения Moodle была запущена ещё в 2002 году, при этом до сих пор не теряет популярности в мире. В настоящее время доступна для пользователей из России и предоставляет следующие возможности для организации онлайн-обучения:

  • Создание и загрузка онлайн-курсов. На платформу можно загружать готовые курсы в SCORM или создавать учебные материалы с нуля — с лекциями, видеоуроками, картинками, презентациями, различными заданиями.
  • Мобильное обучение. Пользователи могут проходить курсы 24/7 с любых устройств с помощью мобильного приложения Moodle (доступно в Google Play и App Store).
  • Статистика по обучению. Система автоматически фиксирует результаты учащихся и составляет отчёты: показывает, сколько курсов прошли, как часто заходят на платформу.
  • Обратная связь с преподавателями. В Moodle широко представлены возможности для общения по вопросам обучения. Встроенный форум, чаты, доска объявлений.
  • Хранение любых документов. Кроме того, на платформе можно разместить презентации, инструкции, регламенты, видео, аудио.
  • Кастомизация. Благодаря открытому коду, платформу можно настроить под стиль учреждения.

Затраты на Moodle

Moodle не всем может подойти, так как установка требует технических навыков и вложений

Принято считать, что Moodle — это полностью бесплатное решение, но есть нюансы.

Стоимость запуска обучения зависит от того, какую версию системы выберет организация: серверную или облачную.

  • Серверное решение доступно бесплатно. Программа устанавливается на сервер компании или учреждения, который предварительно нужно приобрести. Кроме того, важно учитывать, что выбор сервера зависит от количества пользователей. Если планируется обучение от 500 человек, нужно покупать мощное и дорогое оборудование. Это увеличит расходы на запуск дистанционного обучения.
  • Облачная версия доступна по подписке (MoodleCloud). Этот вариант проще, потому что платформа доступна из браузера. Но функционал облачного решения ограничен, нельзя изменить интерфейс и установить любые плагины. Система размещается на серверах разработчика, этот вариант может не подойти компаниям, работающим из России и имеющим высокие требования к безопасности данных.

Примерные затраты на Moodle можете посмотреть в таблице.

Получается, серверное решение Moodle выходит дороже, чем облачное, но по возможностям его превосходит

Кому подойдёт

Moodle разработана специально для вузов и школ, поэтому коммерческим компаниям может не подойти. Перед запуском систему нужно протестировать, чтобы не ошибиться с выбором
  • Вузам, школам, колледжам. Некоторые российские вузы проводят дистанционное обучение на Moodle. Например, РЭУ им. Плеханова, Высшая школа менеджмента СПбГУ, НГУ, ТГУ и другие.
  • Коммерческим организациям. Крупный, средний и малый бизнес тоже выбирает систему Moodle из-за доступности. Важно учитывать, что платформа больше заточена под задачи образовательных учреждений. Для корпоративного обучения могут потребоваться дополнительные функции, для этого нужно подключать плагины.
  • Фрилансерам и самозанятым. Например, Moodle могут выбрать бизнес-коучи или репетиторы, которые решили сделать свою онлайн-школу. Но для получения платежей от пользователей нужно подключать дополнительные модули.

Как протестировать систему Moodle

Для знакомства с платформой подойдёт облачный вариант — MoodleCloud. Это упрощённая версия серверного решения, где можно протестировать базовые функции платформы.

На официальном сайте нужно заполнить форму, указать электронный адрес для получения доступа. Через несколько минут будет создан сайт для тестирования Moodle в течение 28 дней.

Перед началом работы в настройках можно сразу изменить язык на русский.

Нужно нажать на фото пользователя и выбрать язык

Обзор функционала

Основная задача системы Moodle — обучать дистанционно. Для этого есть встроенный редактор для создания учебных материалов, автоматическое отслеживание результатов, реализована система для общения преподавателей и обучающихся.

По умолчанию на платформе нет возможности выдавать сертификаты, скачивать отчёты, составлять рейтинги лучших учеников — нужно подключать плагины. Поэтому система считается модульной.

Разберём подробнее базовые инструменты, которые предлагает Moodle.

Создание и оформление лекций

На платформе можно создать курс в один клик. После нажатия на «Новый курс» нужно вписать название курса и нажать «Сохранить». Созданный пустой курс будет автоматически разбит на темы.

В настройках каждой темы можно установить, когда обучающийся может перейти к следующему уроку. Например, при условии набора определённого количества баллов.

Пример структуры курса

После создания курса структурированный шаблон нужно заполнить учебным материалом. Для этого в каждый раздел необходимо добавить соответствующие элементы. Например, лекцию, опрос, анкету, тест, книгу, гиперссылку и другое.

Список элементов в Moodle для создания курса

Самый популярный элемент для заполнения темы — это лекция (текстовая или видеоурок). Чтобы сделать теоретический материал интереснее, можно добавить словарь с терминами — для этого есть отдельный элемент «Глоссарий».

Например, выбор элементов для курса «Введение в маркетинг» может быть таким:

Пример возможного структурирования курса

Кроме того, на платформу Moodle можно загрузить интерактивные курсы с различными вовлекающими заданиями. Например, с диалоговыми тренажёрами. Такие курсы обычно создают в профессиональных конструкторах (iSpring Suite, CourseLab, Articulate Storyline и других) и сохраняют в формате SCORM.

Система поддерживает основные форматы: SCORM 2004 и 1.2, IMS, LTI 1.1, 1.3 и 2.0, AICC, с помощью плагина доступен xAPI. Но пользователи могут столкнуться с тем, что платформа не всегда правильно отображает материалы в таких форматах. Нужно тщательно проверять отображение материалов в Moodle или создавать их сразу на платформе.

Для оформления курса в MoodleCloud доступно минимум настроек: добавление изображения, формат отображения контента, язык, количество отображаемых объявлений.

Настроить отображение курсов в облачной версии можно в разделах «Формат курса» и «Внешний вид»

В серверной версии Moodle есть возможность для изменения стандартного вида курсов с помощью тем. Найти подходящий шаблон можно в разделе «Plugins» — «Themes» (Плагины — Темы). Выбор оформления появится в настройках курса.

Пример оформления раздела с курсами с помощью плагина Moove

Читайте также по теме:

Тестирование и задания

В Moodle больше 10 типов тестов для проверки знаний учащихся: выбор одного или нескольких вариантов, короткий или числовой ответ, сопоставление и многое другое. Обычно тестирование добавляют в конце каждой темы для проверки освоения материала.

Демонстрация отображения тестирования в Moodle от компании «Открытые технологии»

Можно установить ограничение по времени прохождения, выбрать количество попыток, проходной балл. Moodle автоматически проверяет тесты и собирает статистику по ответам, которую можно посмотреть в отчётах курса.

Другой вариант оценивания знаний — добавления задания. Например, попросить учащихся написать эссе, составить скрипт общения менеджера с клиентом или разработать стратегию продвижения продукта.

Пример задания, которое можно сделать в Moodle

Пользователи могут ввести ответ в виде текста или загрузить файл. В настройках администратор курса может выбрать типы файлов для получения. Например, doc, pdf, rtf, cvs, xls, jpeg, mp4 и другие.

Читайте также по теме:

Опросы и анкетирование

Для получения обратной связи от учащихся можно добавить опрос или анкету. Настройка этих элементов напоминает создание теста. Нужно ввести варианты, которые будет выбирать пользователь.

Таким образом можно собирать мнение пользователей о курсе. Результаты опроса можно сохранить в таблице Excel для дальнейшей обработки.

Опрос можно добавить в любой раздел курса, но лучше добавлять его в конце

Анкеты предназначены для оценивания. Moodle предлагает три формата анкетирования с готовыми вопросами, которые нельзя изменить:

  • ATTLS (Attitudes to Thinking and Learning Survey). 20 вопросов на выявление отношения к учёбе. Пользователь оценивает высказывания по степени важности для него.
  • Критические инциденты (Critical incidents). 5 вопросов о полезных действиях на платформе. Учащиеся должны дать развёрнутые ответы на вопросы. Например, какое действие от участников форума полезно и вдохновляет на обучение.
  • COLLES (Constructivist On-Line Learning Environment Survey). 24 вопроса по 6 шкалам, которые помогают глубже понять степень заинтересованности пользователя в дистанционном обучении и в формате заданий.
Так выглядит анкета COLLES из 24 вопросов

Возможности для общения

В разделы курса можно добавить объявления, чат или форум. Если обучающихся много, может понадобиться модератор, который будет следить, что именно обсуждают пользователи в чате или на форуме.

  • Объявления. В этом разделе отображаются новости о курсе. Например, сообщение о том, что в курс добавлены новые темы или задания.
  • Чат. Обмен быстрыми сообщениями с преподавателем или другими учениками. Например, если задание коллективное, пользователи могут сразу на платформе обсудить его с коллегами.
  • Форум. Пространство для продолжительного общения всех студентов курса, где они могут задавать вопросы и отвечать друг другу в любое удобное время.
Пользователь может добавить тему для обсуждения и подписаться на форум

Отчётность и аналитика по курсу

Встроенная система аналитики создаёт отчёты по курсам и общей успеваемости пользователей: сколько людей посмотрело курс, какие комментарии оставили. Доступных вариантов может быть недостаточно, особенно для корпоративного обучения.

К тому же отчёты можно просматривать только на платформе.

Отчёты выглядят не очень наглядно, нет графиков и диаграмм

Чтобы выгрузить данные и получить больше информации для аналитики, нужно устанавливать плагины. Найти подходящий вариант можно на официальном сайте Moodle, в фильтрах нужно выбрать Reports (Отчёты).

После выбора плагина его нужно скачать и установить

Подключение дополнительных модулей

Система дистанционного обучения Moodle считается модульной — в основе базовая платформа, которую можно модифицировать с помощью плагинов. На официальном сайте Moodle доступно более 2000 расширений для скачивания и установки на сервер.

Наиболее полезные плагины для дистанционного обучения:

  • Configurable Reports. Расширение для создания собственных отчётов с графиками, диаграммами. Есть возможность создать временную шкалу, чтобы наблюдать, сколько времени пользователи тратят на прохождение курса.
  • Level up! Для создания рейтинга обучающихся. Отображается прогресс каждого пользователя, формируется таблица с лидерами.
  • QUESTOURnament. Плагин для создания викторины, которая повышает вовлечённость пользователей. Таким образом можно мотивировать сотрудников. Например, можно сделать викторину с вопросами из недавнего курса и оценить, кто лучше усвоил тему.
  • Scheduler. Плагин для планирования встреч тренеров и сотрудников, преподавателей и учеников.
  • 360° Feedback. Плагин для оценки методом «360 градусов». Нужно создать форму с опросом о компетенциях сотрудника, назначить других пользователей для оценивания и изучить результаты. Эта методика позволяет выявить, соответствует ли сотрудник должности, определить его сильные и слабые стороны.
Пример проведения оценки 360° с помощью плагина. В профиле сотрудника отображается, как его оценили участники опроса

Техническая поддержка Moodle

Система Moodle распространяется бесплатно, поэтому техническая поддержка для пользователей серверного решения не предусмотрена. Для оплативших подписку MoodleCloud тоже не так много возможностей для решения технических вопросов. В техподдержке разбирают проблемы, связанные с тарифным планом.

В других случаях стоит обращаться к документации Moodle. Российские пользователи могут написать в сообщество Moodle in Russian, где специалисты отделов обучения из разных компаний помогают друг другу с настройкой платформы.

Кроме того, можно посмотреть видео на YouTube. Например, в этом видео подробно рассказывают, как установить серверную систему Moodle.

Интеграции Moodle: плагины и сервисы

Moodle — гибкая дистанционная система с открытым исходным кодом. Эта возможность позволяет подключить внешние сервисы. В настоящее время доступно более 30 интеграций.

  • Перенос пользователей из CRM. Пригодится в случаях, когда нужно автоматически зарегистрировать пользователей в Moodle из 1C, 1С:Университет, Sugar CRM. Таким образом можно сэкономить время, чтобы не переносить данные вручную.
  • Подключение к движку сайта (CMS). Функция подойдёт тем, кто продаёт доступ к авторским курсам через сайт. Подключение Joomla, WordPress, Drupal позволяет после оплаты курса автоматически регистрировать пользователей на обучающей платформе.
  • Платформы для вебинаров. В Moodle нет возможности проводить вебинары, но можно подключить любой из этих сервисов: Zoom, Webinar.ru, Adobe Connect, GoToMeeting, WizIQ, BigBlueButton, Webex.
  • Государственные порталы. Вузы и школы должны соблюдать требования государства, поэтому для упрощения передачи данных платформу можно связать с НМО, СЦОС и ЕСИА.
  • Дополнительная аналитика. Чтобы собирать больше данных, можно подключить сервисы сбора статистики: «Яндекс. Метрика», Google Analytics.
  • Проверка на плагиат. Пригодится для учебных заведений, можно настроить интеграцию с «Антиплагиат.ру».
  • Платёжные системы. Понадобятся для оплаты авторских курсов. PayAnyWay, Robokassa, PayPal.

Преимущества и недостатки

Обычно Moodle выбирают из-за доступности и возможности настроить под задачи организации. Но платформа имеет и свои недостатки, с которыми можно столкнуться в процессе работы.

Лучше сразу оценить риски, чтобы не пришлось тратить время на запуск другой платформы

Таким образом, несмотря на все преимущества Moodle, платформа не очень удобна в работе, требует много сил для настройки сервера и подключения модулей. Система больше подходит учебным заведениям и компаниям, которые не готовы вкладываться в обучение, а только пробуют запускать этот формат.

Альтернатива Moodle — iSpring Learn

Если требуется быстрый запуск онлайн-обучения и нет времени подключать дополнительные инструменты, лучше выбрать настроенную систему, готовую для работы.

iSpring Learn — это система дистанционного обучения, которую можно запустить за один день. При этом на платформе есть все необходимые инструменты для дистанционного обучения. Их не нужно подключать с помощью плагинов и привлекать для этого специалистов, как в Moodle.

Интерфейс iSpring Learn интуитивно понятный. Любой пользователь легко сможет ориентироваться на платформе

Из преимуществ iSpring Learn можно выделить следующие:

  • Российское ПО. Продукт внезапно не уйдёт с российского рынка, как часто происходит с зарубежными разработками. Кроме того, iSpring Learn входит в реестр российских ПО, то есть серверы расположены на территории РФ, что важно государственным организациям.
  • Интуитивно понятный интерфейс. Администраторы, авторы курсов и обычные пользователи быстро разберутся, где и что находится.
  • Современный дизайн курсов. В iSpring Learn есть встроенный редактор, в котором можно быстро создавать курсы, добавляя различные элементы. Готовый курс выглядит красиво и минималистично.
  • Нет проблем с SCORM-курсами. Многие компании выбирают iSpring Learn вместе с конструктором онлайн-курсов iSpring Suite, учебные материалы можно в один клик публиковать на платформе. При отображении курсов в таком формате не возникают проблемы.
  • Все необходимые инструменты для корпоративного обучения. В отличие от Moodle, в iSpring Learn есть всё необходимое для развития сотрудников: автоматическая запись стажёров на обучение, календарь мероприятий, лента новостей, обучение на рабочем месте, оценка «360 градусов», выдача сертификатов и наград.
  • Быстрая интеграция. Для подключения к iSpring Learn других сервисов не нужна помощь технического специалиста. Можно связать платформу с 1С:ЗУП, Битрикс24, Zoom, Microsoft Teams, Магазин подарков, Тильда, amoCRM, Хантфлоу и другие.
  • Техподдержка. Специалисты iSpring отвечают на вопросы пользователей 24/7. 83% обращений решают в течение двух часов. Кроме того, есть удобная база знаний, где расписаны все шаги для работы на платформе.
  • Детальная статистика. В iSpring Learn доступно 27 типов отчётов: результаты каждого учащегося, анализ домашних заданий, детали по каждому курсу, прогресс подразделений, рейтинг сотрудников и другое. Любой отчёт можно выгрузить в виде таблицы.
В наглядном отчёте iSpring Learn отображаются данные по каждому пользователю

iSpring Learn подходит для бизнеса любого размера, а также для учебных заведений. Платформу выбрали известные российские организации: НЛМК, «Яндекс Go», «ВкусВилл», «Альфа Капитал», «Билайн», «ДоДо», РЭУ им. Г.В. Плеханова, МФТИ, РУДН, МИСиС и другие.

Резюме

Moodle — бесплатная настраиваемая платформа для дистанционного обучения. Представлена в двух вариантах: серверная и облачная. Серверное решение имеет больше возможностей для расширения функционала платформы, облачная подходит для тестирования.

Система считается модульной, так как с помощью плагинов можно добавить новые функции. Поэтому благодаря гибкости и настраиваемости, может подойти любым компаниям. Кроме плюсов, Moodle имеет и свои недостатки.

  • Система не совсем бесплатная. За многие плагины придётся платить, а для установки потребуется собственный сервер, который нужно приобретать. Обычный пользователь вряд ли справится с настройкой, обслуживанием и обновлением системы, нужно нанимать технического специалиста.
  • Нет техподдержки. Для решения проблем нужно разбираться в документации, обращаться в сообщество Moodle in Russian или смотреть ролики на YouTube.
  • Может внезапно уйти с российского рынка. В настоящее время этот риск связан с любыми зарубежными продуктами.

Возможно, стоит рассмотреть другие варианты. Например, iSpring Learn, где есть все необходимые функции для онлайн-обучения. Для настройки платформы не нужен технический специалист, систему можно запустить за один день.

0
2 комментария
Maxim Fox

Как был мудл в 2012 году, так мудлом и остался.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Мудл это жесть

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда