(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20845348, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20845348, 'hit', window.location.href);

Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

Подробный гайд с советами экспертов и практиков, в котором пошагово разбираем на конкретных примерах, как создать электронный курс в SCORM-формате.

Чаще всего компании реализуют обучение с помощью электронных курсов, а формат SCORM уже более 14 лет остаётся самым популярным для их создания. В этой статье рассказываем, почему этот формат до сих пор востребован на рынке, и даём пошаговую инструкцию с лайфхаками экспертов о том, как создавать SCORM-курсы.

Почему SCORM-формат до сих пор актуален в электронном обучении

Международный формат SCORM придумали в начале 2000-х, а широкое распространение он получил после 2004 года. Тогда создали его версию 2004, которая сделала SCORM универсальным инструментом для создания электронных курсов. Хотя сейчас разработаны уже более современные форматы для обучающих курсов, SCORM остаётся самым популярным на рынке. И этому есть несколько причин:

  • Существует огромное количество digital-инструментов, которые позволяют работать с форматом SCORM. Можно выбирать наиболее подходящую платформу в зависимости от целей и задач обучения.
  • Подавляющее большинство LMS интегрируется со SCORM.
  • С ним просто работать, и сообщество специалистов успешно его использует в своей работе.

SCORM 1.2 — наиболее поддерживаемая версия среди поставщиков средств разработки и LMS. Выпущенная в октябре 2001 года версия 1.2 стала настолько прочным стандартом де-факто для электронного обучения, что по сей день 70% курсов для онлайн-обучения создают в этом формате. Ниже рассказываем о плюсах и минусах этих версий.

SCORM 1.2 vs 2004

Далее разбираемся, в чём принципиальная разница между версиями 1.2 и 2004, в чём преимущества и недостатки каждой из них. Спойлер: хотя версия 1.2 более старая, а 2004 более усовершенствованная, большинство компаний сегодня использует для создания обучающих курсов первый вариант.

SCORM 1.2

Исторически это одна из первых версий формата SCORM, которая вышла на рынок в 2001 году. С этой версией просто работать авторам курсов и разработчикам: её легко внедрять и получать быстрые результаты в обучении. До сих пор эту версию умеют поддерживать 90% LMS.

Плюсы SCORM 1.2

Поддерживается большинством инструментов разработки и LMS. Решения, совместимые со SCORM 1.2, по-прежнему гораздо более распространены в электронном обучении, чем поддержка любого другого стандарта.

Простой и надёжный формат. SCORM 1.2 — это небольшой набор спецификаций по сравнению с его преемником, версией 2004. Разработчикам проще его внедрять: существует меньше возможностей для неправильной интерпретации и конфликтов между различными программами, поддерживающими SCORM 1.2.

Простые и понятные отчёты: сразу видно, какую часть курса прошёл ученик: «Пётр Иванов прошёл 45% курса».

Минусы SCORM 1.2

Не подходит для больших учебных модулей. Он выделяет действительно небольшой объём данных для хранения прогресса курса — всего 4 096 символов. Если в учебном модуле довольно много взаимодействий и слайдов, учащимся придётся пройти его за один присест. В противном случае модуль продолжит работу не с того места, где они остановились, а с того момента, когда был превышен предел переменной cmi.suspend_data.

Версия 1.2 не умеет одновременно отслеживать просмотры слайдов и результаты тестов, поэтому курс может иметь только один статус: пройден, завершён или просмотрен. Это не даёт полной информации об актуальной ситуации с освоением материала.

Эта версия не хранит результатов взаимодействия с пользователем. Когда вы проверите результаты теста в LMS, вы увидите, каким был ответ учащегося, но текста самого вопроса у вас не будет.

SCORM 2004

Усовершенствованная версия формата 1.2, которая появилась в 2004 году. Разработчики версии 2004 пытались избавиться от главного недостатка предыдущей — сделать возможной детальную аналитику для отслеживания результатов обучения. Это действительно у них получилось, но работать с такой версией продукта стало гораздо сложнее, а разработка курсов стала требовать дополнительных усилий.

Плюсы SCORM 2004

Позволяет помещать целые курсы в один пакет SCORM, а также динамически переключать фрагменты контента в учебных модулях.

Имеет повышенную производительность.

Версия 2004 научилась раздельно отслеживать просмотры контента и прохождение тестовых заданий.

Позволяет видеть в LMS не только ответы учащихся, но и текст самого вопроса.

Даёт подробную статистику в LMS.

Минусы SCORM 2004

При всех своих плюсах версия 2004 воспринимается поставщиками электронного обучения как неоправданно сложная. Кроме того, на момент своего появления она не предусматривала совместимости с мобильными платформами. Поэтому индустрия онлайн-образования продолжала придерживаться проверенной версии 1.2 вместо того, чтобы тратить время и деньги на внедрение нового модного SCORM 2004.

До сих пор версия 2004 поддерживается не таким количеством продуктов электронного обучения, как SCORM 1.2. По статистике, 90% вендоров LMS поддерживают версию 1.2, и всего 50% выпускают продукты под 2004.

5 советов от экспертов iSpring по разработке курсов

В нашем блоге есть гайд, как создавать курс в SCORM. Мы попросили экспертов iSpring дополнить это руководство и рассказать о том, на что нужно обращать внимание при разработке обучающих материалов.

1. Подготовьте бриф

Фундамент любого онлайн-курса — бриф, это техническое задание на разработку курса, которое разработчик обсуждает с заказчиком. В брифе присутствует стандартный набор пунктов, которые нужно обязательно обсудить. Вот как выглядит шаблон типичного брифа на создание обучающего курса в iSpring:

Пример клиентского брифа на создание образовательного курса

В шаблоне это не указано, но также важно понимать портрет ЦА обучения: знать возраст, профессию, опыт, условия работы и платформу обучения.

При обсуждении цели обучения существует три уровня. На первом выясняется бизнес-цель — задача, которую компания планирует решить с помощью конкретного курса. Эта цель должна измеряться в цифрах. Например, это могут быть такие KPI: сократить срок адаптации новых сотрудников в 2 раза, повысить лояльность клиентов на 50% и т. п.

На следующем уровне нужно понять, как после обучения должно измениться поведение сотрудников, чтобы достичь установленной цели, и зафиксировать полученные выводы. Например, новые сотрудники стали изучать материалы для онбординга за три месяца вместо шести.

Ещё один уровень ниже — понимание, что сотрудники должны знать и уметь, чтобы изменить своё поведение для достижения бизнес-цели, перечень скилов, которые нужно подтянуть.

Если не проанализировать цель обучения на всех этих уровнях, то существует большой риск создать бесполезный курс, который не решит проблему заказчика.

В процессе подготовки курса важно постоянно держать связь с заказчиком и на всех ключевых этапах согласовывать промежуточный результат. Часто бывает сложно наладить коммуникацию с конечным ЛПР, который принимает решение по обучению. На это нужно обязательно обращать внимание на старте, потому что от качества взаимодействия авторов курса с заказчиком зависит успех всего обучающего проекта.

Заключительная часть брифа — это дедлайн, а также формат курса.

При создании SCORM-курса, в зависимости от его формата, есть нюансы по работе с мультимедиа. Если мы делаем видеокурс и потом загружаем его в SCORM, возможны сложности с воспроизведением контента. Например, если обучаемый недосмотрел пару секунд видео до конца, то статус пакета в СДО будет отображаться как непройденный курс.

Кроме того, надо учитывать, что в этом формате есть ограничение по объёму видеоконтента и количеству слайдов. Если превысить эти лимиты, курс может подвисать или давать некорректную статистику.

Кстати, мы составили бриф на разработку курса, скачать который можно по ссылке. Внутри Word-документ из 6 вопросов о будущем курсе. На ответы понадобится 5 минут.

2. Проведите интервью с предметными экспертами

С заказчиком нужно обсудить, кто будет экспертом курса и какие уже есть готовые материалы. Обязательно подтвердить, что опыту этого человека в компании доверяют и что курс может быть написан на его основе.

До встречи с экспертом необходимо изучить имеющиеся материалы и подготовить вопросы. Обязательно попросить эксперта показать кейсы и рассказать о типичных рабочих ситуациях. Чтобы курс получился максимально полезным для обучаемых, нужно добавить туда как можно больше практических нюансов. Такой контент может дать только предметный эксперт.

«Эксперты должны быть довольны результатом, но к их замечаниям стоит относиться хладнокровно. Если критика касается содержания и смысла, я вношу изменения. Если судят оформление, интерактив, последнее слово оставляю за собой, ведь в этом я разбираюсь лучше. При этом я стараюсь деликатно объяснить, почему нужно именно такое оформление или анимация с точки зрения педагогического дизайна.

Полезно ещё раз сослаться на примеры, которые вы взяли за образец. Сконцентрируйте внимание эксперта на том, как интерактивные элементы делают учебный материал интереснее. Покажите, как интерактивность и правильный дизайн помогают учащимся лучше усвоить информацию».

Ксения Серебрякова,
специалист по дистанционному обучению компании Tele2

Читайте по теме:

3. Напишите сценарий

Далее на основе ответов эксперта разрабатывается сценарий курса. Если обучающий контент — это видео, то сценарий будет отличаться от сценария слайдового курса.

Обучающий контент должен выстраиваться в последовательный, логичный рассказ, иллюстрированный кейсами и примерами. Если курс слайдовый, нужно тезисно прописать, что будет на каждом слайде. Если информации очень много, то лучше добавить к такому слайду озвучку, а на сам слайд вынести только краткие тезисы. У iSpring есть технология text-to-speech, которая поможет озвучить тексты без привлечения дикторов.

Так выглядит концепт сценария курса

После того как сценарий готов, его нужно показать заказчику. Это поможет избежать масштабных правок в дальнейшем, если окажется, что концепт не понравился или изменилось общее видение.

После согласования сценария выбирается тип курса. Например, слайдовый курс с тестами, в формате игры или построенный на диалоговых тренажёрах и т. д.

Читайте по теме:

4. Оформить материалы в курс

Перед оформлением курса всегда проходит прототипирование. Начинается всё с создания бумажного прототипа. На этом этапе продумываются общая структура, навигация и лейаут. Выглядеть всё это может как карандашный скетч-раскадровка:

Так может выглядеть бумажный прототип курса

Далее бумажный прототип обсуждается с заказчиком, собирается обратная связь и проводятся корректировки. После чего утверждённая версия отдаётся дизайнерам для подготовки цифрового прототипа. При его создании нужно руководствоваться брендбуком компании. Если его нет, то за основу можно взять дизайн сайта и пожелания заказчика.

Для цифрового прототипа небольшая часть контента оформляется в демоверсию курса: исходя из брифа и брендбука собираются 5–7 слайдов и публикуются. После чего результат снова показывается заказчику.

На этом этапе желательно получить ответы на такие вопросы:

  • Насколько его устраивает разработанный сценарий курса?
  • Насколько хорошо сценарий интегрирован в контент курса?
Совет: если вы используете в качестве фона фотографии, разместите под текстом полупрозрачный блок однородного цвета. Фотография останется хорошо видна, а текст можно будет легко прочитать. Больше идей по оформлению курса читайте в нашей статье.

Далее наступает черёд вёрстки курса. Если контента очень много, то оптимальнее сделать модули отдельными самостоятельными SCORM-курсами. После чего снова согласовать промежуточный результат с заказчиком и сделать правки по его замечаниям.

Читайте также по теме:

5. Протестируйте продукт

После создания курса он тестируется на наличие багов, а затем на юзабилити.

Как правило, тесты на юзабилити делаются уже со стороны заказчика, потому что у него есть конечные пользователи продукта.

Завершается разработка курса пилотным запуском, который нужно проводить на репрезентативной выборке целевой аудитории. После чего собрать обратную связь и внести правки.

Читайте также по теме:

Как создать электронный курс: кейс Kcell

Казахстанский телеком-оператор Kcell для запуска eLearning в отделе продаж использовал продукты iSpring. Обучающие курсы создавались в формате SCORM. В их содержание были интегрированы все стандартные инструменты электронного обучения: тесты, диалоговые тренажёры, видеоуроки и послайдовая озвучка.

Курс создавался в конструкторе iSpring Suite, а для тестирования и проверки знаний специалистов по продажам использовался iSpring Learn. Все продукты компании, которыми вы пользуетесь, можно увидеть в личном кабинете платформы:

Так выглядит интерфейс личного кабинета iSpring

Образовательный контент загрузили в сервис iSpring Learn и попросили обратную связь от коллег. В iSpring Learn продавцы проходят ежемесячное тестирование на усвоение актуальных учебных блоков. Статистика в СДО — один из главных инструментов по замеру пользы от обучения. По отчётам iSpring Learn сразу видно, кто в отличниках, а кто в двоечниках. Отстающим назначаются дополнительные занятия и тесты.

iSpring Learn собирает детальную статистику по каждому материалу и пользователю. Полученная информация полезна для того, чтобы скорректировать курсы и выявить моменты, которые вызывают у обучающихся трудности.

В разделе «Отчёты» можно отслеживать информацию о том, как пользователи проходят материалы и курсы, просматривать список мероприятий и получать данные об их посещаемости, а также узнавать, насколько активно студенты изучали назначенные им материалы.

Так выглядит раздел «Отчёты» в интерфейсе iSpring Learn

Сотрудникам Kcell понравилось, что в СДО от iSpring можно легко разобраться. Для этого не нужно читать инструкцию в сто страниц. Ещё один плюс: все курсы в свободном доступе. Всегда можно вернуться и повторно изучить нужный материал.

Видеоинструкция «Как работать с учебными материалами в Learn»

iSpring Suite имеет понятный и простой интерфейс, разработать с нуля курс в этом сервисе под силу и одному опытному тренеру. Вначале на создание сложного тренингового курса тренер тратил три-четыре недели. Много времени отнимали озвучка и монтаж. Со временем набил руку — создание курса стало занимать всего 14 дней.

Детальные инструкции о том, как работать с iSpring Suite, можно изучить на сайте разработчика.

С помощью iSpring Suite можно:

И даже создать курс по работе с конкретным продуктом

Резюме

В заключение собрали все советы экспертов по созданию SCORM-курсов в чек-лист.

  • Настройте коммуникацию с заказчиком.
  • Проводите согласования на каждом ключевом этапе разработки курса: концепт и идея, прототип, демоверсия, пилот.
  • Обращайте внимание на объём видеоконтента, если используете его. С большими видео возможны проблемы при воспроизведении в СДО.
  • Иллюстрируйте контент кейсами: реальные примеры значительно повышают эффективность обучения.
  • Для создания прототипа курса используйте брендбук или дизайн с сайта компании.
  • Масштабные учебные блоки превращайте в отдельные SCORM-курсы.
  • Используйте наиболее подходящий под ваши задачи образовательный сервис.

Разрабатываете ли вы курсы в SCORM? Какие плюсы и минусы видите у этого формата? Делитесь своим опытом в комментариях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда