Чем занимаются методисты в EdTech-проектах: как создаются онлайн-курсы Вебиума

Методист в EdTech проекте планирует учебный процесс и создаёт образовательные курсы. В нашей онлайн-школе Вебиум методисты сопровождают курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Вместе с методистом Юлией Пузановой рассказываем, в чём заключается их работа.

Чем занимаются методисты в EdTech-проектах: как создаются онлайн-курсы Вебиума
Юлия Пузанова
методист в Вебиуме

Чем занимается методист в EdTech проекте

Задачи методистов зависят от требований компаний. Бывает три вида обязанностей, которые зависят от потребностей бизнеса и опыта человека.

  • У методиста есть предметная экспертиза, поэтому он наполняет содержание продукта — составляет задания, лонгриды и презентации внутри курса.
  • Методист не является «предметником», он проектирует общую логику курса про фреймворку. Содержание курса наполняет эксперт.
  • Методист создаёт курсы и работает с метриками, поскольку стратегия компании основывается на аналитике.
<p>Из описания вакансии «Методист» в онлайн-школу Вебиум</p>

Из описания вакансии «Методист» в онлайн-школу Вебиум

Методолог, методист, педагогический дизайнер: в чём разница?

Методист в онлайн-образовании — относительно новая роль. Часто происходит путаница с названиями: к набору из методиста и педагогического дизайнера прибавляется методолог.

Педагогический дизайнер не эксперт в предмете. Эта должность подразумевает навыки по созданию структурированного, логичного и эффективного курса. Слово «дизайн» в этой специальности не про визуал, а про конструирование.

Методист-предметник занимается разработкой материалов для курса: пишет теорию, придумывает задания.

Методолог смотрит на процесс «с высоты птичьего полёта»: он придумывает новые подходы, предлагает и тестирует гипотезы, разрабатывает новые образовательные форматы.

В Вебиуме носители предметной экспертизы — преподаватели. Методисты работают сразу с несколькими предметами, поэтому они скорее «микс» из методологов и педагогических дизайнеров.

Мне нравится название «learning experience designer» — дизайнер образовательного опыта. Оно отражает подход, ориентированный на ученика и данные о его опыте.

Юлия Пузанова, методист в Вебиуме

Чем занимается методист в Вебиуме

Мы в Вебиуме хотим влюбить в процесс обучения, чтобы школьники научились получать удовольствие от обучения и больше вовлекались. Это напрямую влияет на результат на экзамене. Например, мы придумали бота Вебадди — онлайн-помощника для поиска напарника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Методист же проектирует образовательный опыт так, чтобы каждый ученик мог достичь желаемой цели. Образовательный опыт — компоненты, составляющие обучение: программа, среда, инструменты, участники и их роли.

В Вебиум приходят ученики с разным уровнем знаний и разными потребностями. Кому-то нужно сдать на 90+, чтобы поступить на бюджет, а кому-то хватит и 60+ баллов для порога на платное обучение. Поэтому мы предлагаем ученикам трек на курсе.

Трек — один из способов варьировать образовательный опыт. Они отличаются по объёму нагрузки и содержанию курса. Трек — способ сделать курс максимально отвечающим потребностями учеников.

Методисты регулярно фиксируют и анализируют метрики учебного опыта — сложность и решаемость домашних заданий, их сдаваемость и рейтинг, активность учеников на образовательной платформе, просмотры вебинаров, распределение по трекам и многое другое.

В процессе такого мониторинга мы создаём бэклог изменений: проектируем и проводим эксперименты с предметами, чтобы проверить гипотезы. Например, узнать, какая система дедлайнов лучше всего помогает ученикам сохранять оптимальный темп подготовки. Кроме этого мы создаём опросы, с помощью которых узнаём о субъективном восприятии образовательного опыта учениками. После получения результатов сравниваем ответы с объективными данными с платформы — статистикой. Это также помогает улучшать продукт.

Юлия Пузанова, методист в Вебиуме:

Какие навыки должны быть у методиста

Юлия Пузанова:

Базовый навык у методиста — умение работать с научными данными. Мы опираемся на фундаментальные принципы педагогики, андрагогики (науки обучения взрослых) и объективные данные — метрики и статистику.

Также методист должен владеть разными образовательными технологиями и методиками, уметь анализировать и структурировать большие объёмы информации.

Есть ещё список софт-скиллов, которые важны в работе.

  • Креативность. На мой взгляд, хорошая методическая работа — всегда творческая, поскольку живой и классный продукт не получится создать по шаблону.
  • Адаптивность. Это умение работать с разными форматами, аудиториями, способность смотреть на курс глазами учеников.
  • Заинтересованность. Если методист не заинтересован в продукте, то как тогда ученики заинтересуются курсом?
<p>Из описания вакансии «Методист» в онлайн-школу Вебиум</p>

Из описания вакансии «Методист» в онлайн-школу Вебиум

Если у методиста будут лидерские качества сильного менеджера, они помогут в вертикальном росте — можно стать тимлидом команды методистов. А впоследствии академическим директором.

Кроме вертикального роста вы можете расширять компетенции: осваивать продуктовые навыки — умение изучать целевую аудиторию и работать с бизнесовыми метриками. Так в продуктовой компании перейдёте на должность продакт-менеджера.

Как создаются образовательные продукты в Вебиуме

В Вебиуме несколько курсов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: Основа, Экстра, Фреш, Прокачка и Рефреш. Курсы стартуют в разное время и отличаются длительностью. Можно готовиться в спокойном темпе с начала учебного года, можно повторить теорию за пару недель или натренироваться решать только задания из реальных вариантов. Это позволяет ученикам выбирать наиболее подходящий для них вариант обучения.

Из этого вытекает наш первый принцип, на который мы опираемся при создании образовательных продуктов, — ученикоцентричность. Мы проектируем образовательный опыт, ориентируясь на цели ученика. Для большинства — это получение определённого балла на ЕГЭ.

Чтобы ученики достигли целей, мы следим за процессом прохождения курса и актуальными государственными требованиями ОГЭ и ЕГЭ. Также мы контролируем метрики, которые влияют на достижение цели. Например:

  • % сдачи ДЗ — насколько нам удалось сделать домашки увлекательными и полезными, чтобы ученики хотели их сделать;
  • % правильности выполнения заданий — насколько удалось доступно объяснить тему;
  • % выполнения пробников отслеживает прогресс подготовки к экзамену в целом;
  • показатели перехода учеников на следующий месяц курса показывают, удалось ли нам предложить ученику эффективный способ подготовки.

Наш приоритет — помочь ученику разобраться в фундаментальных основах предмета. Так решение заданий формата ОГЭ и ЕГЭ превратится в понятную задачу.

Мы объясняем сложную теорию простым языком и делаем это с пониманием. То есть учитываем эмоциональное состояние ученика, чтобы не перегрузить его.

Юлия Пузанова, методист в Вебиуме

Этого же принципа придерживаются наставники в Вебиуме. Это ребята, которые сопровождают ученика на протяжении всего курса по подготовке к ОГЭ или ЕГЭ. Рассказали, как наставники в Вебиуме влияют на получение образовательного опыта у школьников.

Второй принцип — принятие решение на основе данных.

Мы станем менять домашние задания не потому, что нам они показались неэффективными. Мы их поменяем, основываясь на данных, — какой процент учеников приступает к домашнему заданию, какой процент — их выполняет, а также как ребята справляются со сложностью заданий, какой рейтинг домашних заданий».

Как стать методистом: книги, курсы, академическое образование

Юлия Пузанова:

Рекомендую книги о работе мозга, процессе усвоения информации и влиянии на мотивацию обучаться новому. Они помогут посмотреть на процесс обучения разносторонне.

Вот моя подборка книг для методистов:

  • Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания» — книга, в основе которой большое научное исследование, как люди вовлекаются в любую деятельность.
  • Б. Оакли и другие «Научить невозможному. Как помочь ученикам освоить любой предмет и не бояться экзаменов» — узнаете, как работает человеческий мозг на практике.
  • Станислас Деан «Как мы учимся» — книга о когнитивных способностях в обучении.
  • К.Роджерс, Дж. Фрейберг «Свобода учиться» — книга основоположников человекоцентрического подхода в образовании.
  • Соня Смыслова «Проектирование образовательного опыта» — узнаете, что ученик и его процесс познания — основной фокус в дизайне образовательной программы.

Также советую прокачивать насмотренность: не переставайте развивать навыки, знакомиться с разным образовательным опытом, оценивать его.

Если говорить об академическом образовании, то бакалавриат в России не найти. Но есть несколько магистерских программ, например, в Политехе и МГПУ.

Над статьёй работали: автор — Анна Кузьмина, главный редактор — Кристина Бойко

1616
Начать дискуссию